Статистика производства и продаж китайского белого чая в 2020 году
Этот материал опубликован Фудинским обществом исследования чайной культуры в его официальном WeChat-аккаунте, а я нашёл его на сайте whitetea.cn (https://www.whitetea.cn/2020-zhongguobaicha-chaxiao-b.. ). Привожу его с небольшими сокращениями и обращаю ваше внимание на то, что в данных имеются некоторые противоречия; есть также расхождения между текстом и иллюстрирующими его диаграммами. Впрочем, они не носят принципиального характера.
В 2020 г. в Китае произведено 2,986 млн тонн чая, что на 193 тысячи тонн, или на 6,9% больше, чем в 2019 г. Объём производства белого чая в 2020 г. составил 73 500 тонн – это 2,47% всего китайского чая. Это немного, но темпы роста впечатляют: по сравнению с 2019 г. белого чая произведено на 23 900 тонн больше. И разница между 2020 и 2019 на 56,3% больше, чем между 2019 и 2018 годами. Это нелинейный рост.
С 2017 по 2020 г. объём производства белого чая вырос почти втрое (!), и доля белого чая в общем объёме китайского чая постоянно росла. При этом доля фуцзяньского чая в общем объёме белого чая сократилась с 86,9% до 75,7% (а по данным, представленным на фото 1 – даже до 66,6%). Другие провинции всё активнее включаются в производство белого чая. За пределами Фуцзяни объёмы белого чая за три года выросли в 7,5 раз!
Стоимость произведённого в 2020 г. белого чая составила около 7,52 млрд юаней – 2,87% от общей стоимости китайского чая. Это на 2,01 млрд юаней больше, чем в 2019 г. Стоимость фуцзяньского белого чая – 4,82 млрд юаней, это 64,1% от общей стоимости китайского белого чая. Средняя цена производства чая в Китае в 2020 г. оказалась равной 87,96 юаня за кг, а средняя цена производства белого чая – 102,4 юаня за кг.
60% белого чая, производимого в Фуцзяни, приходится на весенний сезон, осенью делают 25%, в остальное время – 15%.
В Фуцзяни постоянно совершенствуется технология обработки чая, и большую роль в этом играет широкомасштабное внедрение механизации. В частности, использование таких автоматизированных линий, как на фото 2: десятки поддонов меняются местами на конвейере, обеспечивая чередование солнечного и теневого завяливания, а сам конвейер способен двигаться по направляющим, заезжая при необходимости под полупрозрачный навес. Такая интеллектуальная, высокоточная, стандартизированная обработка гарантирует высокое качество чая и помогает сдерживать рост его стоимости. Тем не менее, стоимость обработки одного килограмма чая в 2020 г. в Фуцзяни составила 16 юаней, что на 2 юаня выше, чем в 2019 г., в Фудине – 14,5 юаней, в Чжэнхэ – 12, в уезде Санчжи провинции Хунань – 13,6, в провинции Хубэй – 9,8.
В 2020 г. на внутреннем рынке Китая было продано 2,202 млн тонн чая (то есть 73,7% от произведённого объёма; только 26,3% китайского чая экспортируется), что на 176 тысяч тонн, или на 8,7% больше, чем в 2019 г. В денежном исчислении это 288,88 млрд юаней – на 14,93 млрд юаней, или на 5,4% больше, чем в 2019 г.
Продажи белого чая на внутреннем рынке составили около 62 500 тонн (то есть примерно 85% от произведённого объёма; белый чай китайцы в основном пьют сами, но доля его экспорта растёт – в 2017 году она составляла, если верить приведённым диаграммам, меньше 5%), это 2,84% внутреннего рынка чая. Годовой прирост – 22 200 тонн, это на 48,1% больше, чем годовой прирост за 2019 г. – тут тоже имеет место экспоненциальный рост (см. фото 3). В денежном выражении объём внутреннего рынка белого чая в 2020 г. – 8,95 млрд юаней (3,1% всего внутреннего чайного рынка), годовой прирост – 2,66 млрд юаней, увеличение темпов роста на 42,3%.
Средняя цена при реализации белого чая на внутреннем рынке в 2020 г. – 143,35 юаней за кг, это на 12,14 юаней за кг выше общей средней цены чая. Белый чай – сравнительно дорогой чай.
В среднем запасы хранящегося на предприятиях белого чая в 2020 г. составили 76,1% от годового объёма продаж, что на 10% больше, чем в 2019 г. Более чем у половины предприятий запасы белого чая в хранилищах превышают годовой объём продаж. Почти половина хранящегося чая находится в возрасте 1-3 лет (см. фото 4), но растёт доля чая в возрасте 3-6 лет. Это означает, что предприятия целенаправленно откладывают белый чай на хранение, инвестируя в выдержанный чай, и это продолжается уже несколько лет.
При этом Бай Мудань и Шоу Мэй вносят бóльший вклад в рост продаж белого чая, чем Бай Хао Инь Чжэнь и Гун Мэй (их продажи тоже растут, но медленнее).
Ведущим каналом продаж белого чая в Китае являются сетевые оффлайн-магазины – на их долю приходится более 60% продаваемого чая. Но за последние три года доля электронной коммерции заметно выросла.
Среди белого чая, продаваемого на внутреннем рынке Китая, доля фуцзяньских чаёв составляет около 70%, юньнаньских – 25%, хунаньских – 4%, чаёв из других регионов – 1%.
Потребление белого чая в Китае географически довольно сбалансировано. Первое место по потреблению белого чая занимает Восточный Китай, но на его долю приходится лишь одна треть общего объёма продаж, за ним следуют Северо-Восточный Китай, Северный Китай, Центральный Китай и Южный Китай.
Основные потребители белого чая – люди среднего возраста (30-65 лет), что и понятно: для стариков он слишком нов и непривычен, а китайская молодёжь в принципе пьёт очень мало чая.
Розничные цены на белый чай продолжают расти и на Бай Хао Инь Чжэнь достигают 1500-2000, на Бай Мудань – 400-600, на Шоу Мэй – 100-300 юаней за цзинь (0,5 кг).
Фото 1. Объёмы производства белого чая в Китае в ванях, то есть десятках тысяч тонн. Синие столбики – общий объём, красные – Фуцзянь.
Фото 2. Автоматизированная линия по обработке белого чая.
Фото 3. Объёмы продаж белого чая на внутреннем рынке Китая в ванях, то есть десятках тысяч тонн.
Фото 4. Соотношение хранящегося на предприятиях белого чая в возрасте 1-3, 3-6 и 6-10 лет.
08 июля 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038