Знаменитый чай происходит из знаменитых храмов, история монастырей заключает в себе историю чая» (часть 2)

Окончание пересказа статьи https://www.dhpao.com/dhp/tea_952.html с небольшими
дополнениями и пояснениями (начало — https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_19947/all ).

Территория провинции Хубэй, относящаяся к северной части Центральной равнины – также прославленный район производства чая.

Юйцюаньсы (玉泉寺) – Храм Нефритового Источника (или Источника Бессмертия) был построен у подножия одноимённой горы близ Данъяна (городской округ Ичан) в годы Цзяньань династии Восточная Хань (196-220 гг. н.э.). Большой зал Юйцюаньсы – крупнейшее древнее здание юга Китая. Согласно описанию уезда Даньъян, а также «Всей поэзии Тан» — девятисоттомной антологии танских стихов, составленной при Канси, юйцюаньский наставник Чжунфу не только любил чай, но и сам его делал. Его чай был плоским и гладким, как ладонь, и необычайно душистым. Он был преподнесён в дар великому поэту Ли Бо (который был дядей наставника Чжунфу) и получил название Сяньжэнь Чжан Ча (仙人掌茶) – «Чай Ладоней Святого». Данъянский чай с таким названием существует и по сей день, но, конечно, сейчас это совершенно другой чай.

Истории чая в Сычуани больше двух тысяч лет, её можно проследить до царств Ба и Шу, и Эмэйшань – не только одна из четырёх священных гор китайских буддистов, но и святыня чайной культуры.

Чжаоцзюэсы (昭觉寺) – Храм Ясного Сознания, первый буддийский монастырь в западной Сычуани – один из наиболее известных древних храмов Чэнду. Он был построен в эпоху Хань в качестве административного здания, а в храм превратился при Танах. Мастер дзэн Кэцинь, бывший настоятелем Чжаоцзюэсы во время правления Хуэй-цзуна (1082-1135 гг.) и являющийся, по одной из версий, составителем «Би Янь Лу» (碧岩錄) – «Речений с Лазурного утёса», сборника дзэнских коанов и одного из из самых выдающихся произведений мировой религиозной литературы, усматривал много параллелей между буддизмом и чайным церемониалом. Считается, что именно он предложил тезис «чань ча и вэй» (禅茶一味) – «у дзэн и чая один вкус».

Ганьлусы (甘露寺) – Храм Сладкой Росы (или, в переносном значении, Благословения Небес). Храмов с таким названием в Китае больше десятка, но того Ганьлусы, который упомянут в статье, по-видимому, никогда не существовало. Как так получилось, что несуществующий храм занял такое важное место в чайной истории (что само по себе, как мне кажется, вполне в духе дзэн)? У Личжэнь, который жил в эпоху Хань и которого почитают как основателя чаеводства, посадил чайные кусты в Мэндиншане, и это место считается первым рукотворным чайным садом – по крайней мере, это первый задокументированный случай перехода от сбора чая с дикорастущих деревьев к созданию чайных плантаций. По одним версиям, он был даосом, по другим – простым крестьянином, но уж точно не буддистом – как-никак, до появления буддизма в Китае оставалось ещё два века. А звание «Ганьлу пухуй мяо цзи даши» (甘露普惠妙济大师) – «мастер и учитель буддийской благодати и всеобщего блага» было ему пожаловано задним числом, спустя примерно тысячу триста лет после смерти, сунским императором Сяо-цзуном, который очень любил чай и высоко оценил вклад У Личжэня в чайную культуру (см., в частности, https://www.sohu.com/a/169265183_385957 ; тут автор приходит к выводу, что и даосом У Личжэнь тоже не был). Если титул сократить до «ганьлу даши», возникает впечатление, что речь о настоятеле буддийского монастыря – возможно, так и появился в документах последующих эпох храм Ганьлусы… Что ж, храма нет, зато сохранился чайный сад – всё тот же Сяо-цзун на тринадцатом году девиза Чуньси (1185 г.) закрепил за небольшим садом, предположительно основанным У Личжэнем, название «Императорский чайный сад». Крохотный – всего несколько кустов – обнесённый низенькой оградой садик на горе Мэндин продолжает свой путь в вечность. Некоторое время назад был возрождён обычай сбора первого чая для подношения императору – двенадцать монахов входят в сад, и каждый собирает лишь по тридцать почек. Чай последующих сборов, как говорят, можно попробовать только в двух чайных на самой горе, купить и увезти домой его нельзя. Зато любой желающий с лёгкостью может приобрести изысканную Мэндин Гань Лу – Сладкую Росу с Мэндина, один из известнейших сычуаньских сортов зелёного чая.

Ваньняньсы (万年寺) – Храм Десяти Тысяч Лет (или Храм Вечности) в Эмэйшане был основан на пятом году девиза Лунъань династии Восточная Цзинь (401 г. н.э.), неоднократно перестраивался и переименовывался, а своё нынешнее название получил в эпоху Мин, при Шэнь-цзуне (в 1600 г.). В начале эпохи Мин наставник Цзяокун разбил при монастыре большой чайный сад – десять тысяч кустов. Этот чай считают предшественником нынешнего Чжу Е Цина (竹叶青) – Свежести Бамбуковых Листьев.

Хэйшуйсы (黑水寺) – Храм Чёрной Воды в Сычуани не один, и наиболее известен Хэйшусы в чэндуском Цзяньяне. Но нас интересуют остатки старого храма на скале напротив Ваньняньсы из предыдущего абзаца. Предполагают, что он был построен в эпоху Цзинь (III-V в. н.э.). Около этого храма есть древнее чайное дерево с необычайно светлыми почками, и оно считается материнским деревом эмэйшаньского Э Жуй Ча (峨蕊茶). В эмэйских хрониках говорится: «В Эшане много лекарственных трав, чай особенно хорош и отличается от прочих чаёв Поднебесной. В Хэйшуйсы делают непревзойдённый чай, вкус его поначалу горек, а в конце сладок, не хуже, чем у весеннего чая из Цзяннани».

Провинции Цзянси буддийское учение достигло во времена Восточной Цзинь (IV-V в. н.э.), и культивирование чая было тесно связано с храмами и монастырями, а Лушань стал одним из главных центров буддизма в восточном Китае.

Дунлиньсы (东林寺) – Храм Восточного Леса у северо-западного подножия гор Лушань (округ Цзюцзян) был основан мастером Хуэйюанем на девятом году девиза Тайюань династии Восточная Цзинь (384 г. н.э.). Здесь возникла школа Чистой Земли. Хуэйюань прожил в Лушане больше тридцати лет, сажал и делал чай и создал У Цзин Син Ча (五净心茶), что можно перевести как «Чай Пяти Очищений Сердца» — его считают предшественником нынешнего Лушань Юнь У (庐山云雾), «Облачных Туманов с гор Лушань».

Не является исключением и Юньнань – родина чайных растений, многие знаменитые юньнаньские сорта чая изначально были созданы в монастырях.

Ганьтунсы (感通寺) – Храм Проникновенных Чувств, основанный в эпоху Хань, реконструированный во времена Тан и состоявший в период своего расцвета из 36 зданий, находится в Дали-Байском автономном округе, между Сягуанем и старинным городом Дали, на южном склоне пика Шэнъинфэн горы Цаншань. Ганьтун Ча упоминается в «Чайном саду» («茶苑») – важном сочинении эпохи Мин. В конце Мин – начале Цин Ганьтун Ча исчез, но его производство было возобновлено компанией Сягуань.

Тайпинсы (太平寺) – Храм Великого Спокойствия находился, если верить первоисточнику, в уезде Фэнцин округа Линьцан, год постройки неизвестен. В «Дяньских очерках» говорится: «Тайпинсы – первый среди буддийских монастырей области Шунь (Шуньнином этот уезд был от завоевания государства Дали монголами в XIV веке и до переименования в Фэнцин в 1954 г.), среди скал и долин есть чай, и имя ему Тайпин Ча». Однако этот чай был утерян. Других сведений о фэнцинском храме Тайпинсы не обнаруживается (а вообще храмов с таким названием в Китае десять), но есть деревня Тайпинсыцунь, жители которой занимаются чаеводством.

На севере, в Шаньдуне чай стал популярен также благодаря буддийским монахам.

Линъянсы (灵岩寺) – Храм Чудесного Утёса находится в посёлке Ваньдэ уезда Чанцин округа Цзинань, у северного подножия горы Тайшань. Он был построен во времена Восточной Цзинь (IV-V в. н.э.), разрушался, восстанавливался и достиг расцвета при Танах. Сейчас Линъяньсы – национальное живописное место класса АААА. В «Доподлинных записях семьи Фэн» говорится: «В годы Кайюань (713-741 гг.) в тайшаньском Линъяньсы большой размах приобрело обучение дзэн, ученики трудятся без сна, да к тому же без ужина, лишь только пьют чай», и это считается самой ранней записью об использовании буддийскими монахами чая для сохранения бодрости во время медитаций.

Итак, лакомка Цяньлун разыскивал деликатесы, а буддийские наставники изучали чай. Похоже, тезис «мин шань мин сы чу мин ча» (名山名寺出名茶) – «знаменитые горы и знаменитые храмы рождают знаменитый чай» не лишён оснований. За историей высококлассного чая стоит история монастырей, и чтобы понять прошлое и настоящее чая, стоит пройти по стопам монахов.

Большой зал Юйцюаньсы.


Железная башня Юйцюаньсы.


Чжаоцзюэсы.


Императорский чайный сад на Мэндине.


Ваньняньсы.


Дунлиньсы


Дунлиньсы.


Ганьтунсы.


Деревня Тайпинсыцунь.


Линъяньсы.

06 мая 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.