Знаменитый чай происходит из знаменитых храмов, история монастырей заключает в себе историю чая» (часть 2)
Окончание пересказа статьи https://www.dhpao.com/dhp/tea_952.html с небольшими
дополнениями и пояснениями (начало — https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_19947/all ).
Территория провинции Хубэй, относящаяся к северной части Центральной равнины – также прославленный район производства чая.
Юйцюаньсы (玉泉寺) – Храм Нефритового Источника (или Источника Бессмертия) был построен у подножия одноимённой горы близ Данъяна (городской округ Ичан) в годы Цзяньань династии Восточная Хань (196-220 гг. н.э.). Большой зал Юйцюаньсы – крупнейшее древнее здание юга Китая. Согласно описанию уезда Даньъян, а также «Всей поэзии Тан» — девятисоттомной антологии танских стихов, составленной при Канси, юйцюаньский наставник Чжунфу не только любил чай, но и сам его делал. Его чай был плоским и гладким, как ладонь, и необычайно душистым. Он был преподнесён в дар великому поэту Ли Бо (который был дядей наставника Чжунфу) и получил название Сяньжэнь Чжан Ча (仙人掌茶) – «Чай Ладоней Святого». Данъянский чай с таким названием существует и по сей день, но, конечно, сейчас это совершенно другой чай.
Истории чая в Сычуани больше двух тысяч лет, её можно проследить до царств Ба и Шу, и Эмэйшань – не только одна из четырёх священных гор китайских буддистов, но и святыня чайной культуры.
Чжаоцзюэсы (昭觉寺) – Храм Ясного Сознания, первый буддийский монастырь в западной Сычуани – один из наиболее известных древних храмов Чэнду. Он был построен в эпоху Хань в качестве административного здания, а в храм превратился при Танах. Мастер дзэн Кэцинь, бывший настоятелем Чжаоцзюэсы во время правления Хуэй-цзуна (1082-1135 гг.) и являющийся, по одной из версий, составителем «Би Янь Лу» (碧岩錄) – «Речений с Лазурного утёса», сборника дзэнских коанов и одного из из самых выдающихся произведений мировой религиозной литературы, усматривал много параллелей между буддизмом и чайным церемониалом. Считается, что именно он предложил тезис «чань ча и вэй» (禅茶一味) – «у дзэн и чая один вкус».
Ганьлусы (甘露寺) – Храм Сладкой Росы (или, в переносном значении, Благословения Небес). Храмов с таким названием в Китае больше десятка, но того Ганьлусы, который упомянут в статье, по-видимому, никогда не существовало. Как так получилось, что несуществующий храм занял такое важное место в чайной истории (что само по себе, как мне кажется, вполне в духе дзэн)? У Личжэнь, который жил в эпоху Хань и которого почитают как основателя чаеводства, посадил чайные кусты в Мэндиншане, и это место считается первым рукотворным чайным садом – по крайней мере, это первый задокументированный случай перехода от сбора чая с дикорастущих деревьев к созданию чайных плантаций. По одним версиям, он был даосом, по другим – простым крестьянином, но уж точно не буддистом – как-никак, до появления буддизма в Китае оставалось ещё два века. А звание «Ганьлу пухуй мяо цзи даши» (甘露普惠妙济大师) – «мастер и учитель буддийской благодати и всеобщего блага» было ему пожаловано задним числом, спустя примерно тысячу триста лет после смерти, сунским императором Сяо-цзуном, который очень любил чай и высоко оценил вклад У Личжэня в чайную культуру (см., в частности, https://www.sohu.com/a/169265183_385957 ; тут автор приходит к выводу, что и даосом У Личжэнь тоже не был). Если титул сократить до «ганьлу даши», возникает впечатление, что речь о настоятеле буддийского монастыря – возможно, так и появился в документах последующих эпох храм Ганьлусы… Что ж, храма нет, зато сохранился чайный сад – всё тот же Сяо-цзун на тринадцатом году девиза Чуньси (1185 г.) закрепил за небольшим садом, предположительно основанным У Личжэнем, название «Императорский чайный сад». Крохотный – всего несколько кустов – обнесённый низенькой оградой садик на горе Мэндин продолжает свой путь в вечность. Некоторое время назад был возрождён обычай сбора первого чая для подношения императору – двенадцать монахов входят в сад, и каждый собирает лишь по тридцать почек. Чай последующих сборов, как говорят, можно попробовать только в двух чайных на самой горе, купить и увезти домой его нельзя. Зато любой желающий с лёгкостью может приобрести изысканную Мэндин Гань Лу – Сладкую Росу с Мэндина, один из известнейших сычуаньских сортов зелёного чая.
Ваньняньсы (万年寺) – Храм Десяти Тысяч Лет (или Храм Вечности) в Эмэйшане был основан на пятом году девиза Лунъань династии Восточная Цзинь (401 г. н.э.), неоднократно перестраивался и переименовывался, а своё нынешнее название получил в эпоху Мин, при Шэнь-цзуне (в 1600 г.). В начале эпохи Мин наставник Цзяокун разбил при монастыре большой чайный сад – десять тысяч кустов. Этот чай считают предшественником нынешнего Чжу Е Цина (竹叶青) – Свежести Бамбуковых Листьев.
Хэйшуйсы (黑水寺) – Храм Чёрной Воды в Сычуани не один, и наиболее известен Хэйшусы в чэндуском Цзяньяне. Но нас интересуют остатки старого храма на скале напротив Ваньняньсы из предыдущего абзаца. Предполагают, что он был построен в эпоху Цзинь (III-V в. н.э.). Около этого храма есть древнее чайное дерево с необычайно светлыми почками, и оно считается материнским деревом эмэйшаньского Э Жуй Ча (峨蕊茶). В эмэйских хрониках говорится: «В Эшане много лекарственных трав, чай особенно хорош и отличается от прочих чаёв Поднебесной. В Хэйшуйсы делают непревзойдённый чай, вкус его поначалу горек, а в конце сладок, не хуже, чем у весеннего чая из Цзяннани».
Провинции Цзянси буддийское учение достигло во времена Восточной Цзинь (IV-V в. н.э.), и культивирование чая было тесно связано с храмами и монастырями, а Лушань стал одним из главных центров буддизма в восточном Китае.
Дунлиньсы (东林寺) – Храм Восточного Леса у северо-западного подножия гор Лушань (округ Цзюцзян) был основан мастером Хуэйюанем на девятом году девиза Тайюань династии Восточная Цзинь (384 г. н.э.). Здесь возникла школа Чистой Земли. Хуэйюань прожил в Лушане больше тридцати лет, сажал и делал чай и создал У Цзин Син Ча (五净心茶), что можно перевести как «Чай Пяти Очищений Сердца» — его считают предшественником нынешнего Лушань Юнь У (庐山云雾), «Облачных Туманов с гор Лушань».
Не является исключением и Юньнань – родина чайных растений, многие знаменитые юньнаньские сорта чая изначально были созданы в монастырях.
Ганьтунсы (感通寺) – Храм Проникновенных Чувств, основанный в эпоху Хань, реконструированный во времена Тан и состоявший в период своего расцвета из 36 зданий, находится в Дали-Байском автономном округе, между Сягуанем и старинным городом Дали, на южном склоне пика Шэнъинфэн горы Цаншань. Ганьтун Ча упоминается в «Чайном саду» («茶苑») – важном сочинении эпохи Мин. В конце Мин – начале Цин Ганьтун Ча исчез, но его производство было возобновлено компанией Сягуань.
Тайпинсы (太平寺) – Храм Великого Спокойствия находился, если верить первоисточнику, в уезде Фэнцин округа Линьцан, год постройки неизвестен. В «Дяньских очерках» говорится: «Тайпинсы – первый среди буддийских монастырей области Шунь (Шуньнином этот уезд был от завоевания государства Дали монголами в XIV веке и до переименования в Фэнцин в 1954 г.), среди скал и долин есть чай, и имя ему Тайпин Ча». Однако этот чай был утерян. Других сведений о фэнцинском храме Тайпинсы не обнаруживается (а вообще храмов с таким названием в Китае десять), но есть деревня Тайпинсыцунь, жители которой занимаются чаеводством.
На севере, в Шаньдуне чай стал популярен также благодаря буддийским монахам.
Линъянсы (灵岩寺) – Храм Чудесного Утёса находится в посёлке Ваньдэ уезда Чанцин округа Цзинань, у северного подножия горы Тайшань. Он был построен во времена Восточной Цзинь (IV-V в. н.э.), разрушался, восстанавливался и достиг расцвета при Танах. Сейчас Линъяньсы – национальное живописное место класса АААА. В «Доподлинных записях семьи Фэн» говорится: «В годы Кайюань (713-741 гг.) в тайшаньском Линъяньсы большой размах приобрело обучение дзэн, ученики трудятся без сна, да к тому же без ужина, лишь только пьют чай», и это считается самой ранней записью об использовании буддийскими монахами чая для сохранения бодрости во время медитаций.
Итак, лакомка Цяньлун разыскивал деликатесы, а буддийские наставники изучали чай. Похоже, тезис «мин шань мин сы чу мин ча» (名山名寺出名茶) – «знаменитые горы и знаменитые храмы рождают знаменитый чай» не лишён оснований. За историей высококлассного чая стоит история монастырей, и чтобы понять прошлое и настоящее чая, стоит пройти по стопам монахов.
Большой зал Юйцюаньсы.
Императорский чайный сад на Мэндине.
06 мая 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038