Немного о шведском чае

Швецию трудно отнести к чайным странам. Среднестатистический швед выпивает лишь около 200 г чая в год (см. https://www.statista.com/outlook/cmo/hot-drinks/tea/s.. ), любители качественного чая редки и разрозненны, единого чайного движения, по общему мнению, нет (вот здесь собраны мнения «чайных людей» из Швеции о текущем положении дел — http://teaintheancientworld.blogspot.com/2020/06/tea-.. ). Уровень потребительской культуры поднялся лишь до понимания, что пакетированный чай из супермаркетов – не предел мечтаний.

Но альтернатива состоит пока только в магазинах, предлагающих недорогой развесной чай, преимущественно ароматизированный и/или с различными добавками (то есть как в России 25-30 лет назад). Некоторые из таких смесей известны за пределами Швеции – например, Söderblandning, или Söder tea – смесь красного чая с тропическими фруктами и цветами, созданная в 1970-х и названная в честь Сёдермальма, одного из районов Стокгольма. Обращение с чаем тоже оставляет желать лучшего. Вот здесь — https://www.thelocal.se/20091117/23320/ — британец жёстко иронизирует над любовью шведов к ароматике (действительно очень смешно, почитайте хотя бы в автопереводе, если не владеете английским) и рассказывает об ужаснувшей его практике: в Швеции в чашку наливают холодное молоко, кладут туда металлическое шарообразное ситечко с чаем и добавляют кипяток. По его словам, ему так и не удалось донести до шведов мысль, что так чай не заваривается. «Если в шведском кафе вы попросите чаю, у вас уточнят, какого именно чаю вы хотите. Но не пытайтесь ответить «обычного» — это вызовет у официанта замешательство и ужас, потому что для шведа любой чай необычен», — замечает Падди Келли.

А два с половиной века назад всё было несколько иначе, и чай был для Швеции заметной статьёй импорта. Великий учёный Карл Линней был не только отцом биологической систематики, одним из его проектов было снижение зависимости родной страны от заморских продуктов – как сказали бы сейчас, импортозамещение. Он пытался организовать культивирование в Швеции какао, кофе, бананов, риса и чая, и утверждают, что его чайные кусты смогли прожить в суровом скандинавском климате восемнадцать лет. Однако в итоге замыслы дерзкого естествоиспытателя всё же потерпели крах.

Но в двадцать первом веке у него нашлись последователи. Мода на кустарное чаеводство, стремительно завоёвывающая одну европейскую страну за другой, добралась и до Скандинавии, и первым шведским производителем чая стал Микаэль Хасселлинд с Готланда.

Готланд – остров в Балтийском море, в ста километрах от шведского побережья, площадь – почти 3000 кв. км, население – немногим более 50 тысяч человек. Готландцы всегда заметно отличались от шведов с материка, среди них было много людей с немецкими, датскими и финскими корнями; в средние века готландские купцы были важным звеном в торговле между Западной и Восточной Европой; затем остров стал яблоком раздора между Швецией и Данией и часто переходил из рук в руки, сохраняя, однако, определённую самостоятельность, а несколько недель в начале девятнадцатого века даже принадлежал России. Сейчас главный город Готланда Висбю известен благодаря хорошо сохранившимся средневековым зданиям, а также активной ночной жизни, это нечто вроде Ибицы, но на скандинавский манер, если вы понимаете, о чём я… Но на просторах острова гораздо больше фермеров, чем гламурной молодёжи. Несмотря на то, что это север Европы, климат Готланда довольно мягок – среднегодовая температура около 7°С, сильные морозы редки, зимой температура в основном держится около ноля, и снежный покров образуется не всегда.

Летом 2017 года Хасселлинд высадил на ферме Тьюлс в Эскельхеме пятьсот саженцев камелии китайской из Нидерландов, а позже к ним добавились саженцы из Англии. Проект можно найти под двумя названиями — Verdure (http://www.verdure.se/ ) и Camellia Sinensis Gotland (https://www.facebook.com/camelliasinensisgotland/ ). Целью Микаэля было не только делать чай, но и распространять саженцы, чтобы помочь другим энтузиастам в разных частях света. Часть растений погибла в первый же год, причём, по словам Микаэля, губительными оказались не зимние холода, а необычно засушливое лето. Но уже в 2018 году с трёхсот выживших кустов удалось собрать первый урожай и сделать зелёный чай. Это была крошечная партия – буквально граммы – и она была выставлена на аукцион при поддержке Kränku Tea & Coffee (https://www.kraenku.se/ ), старейшего чайного магазина в Висбю, которому больше сорока лет, и который, насколько можно понять, представляет собой одну из типичных шведских чайных лавок, над ассортиментом которых насмехался Падди Келли. Работая в основном с ароматикой, владельцы Kränku сами создают бленды и придумывают разнообразные милые мелочи – например, ежегодный «Чайный календарь» в виде красивой коробки с двадцатью четырьмя разными пакетиками чая, по одному на каждый день с начала декабря до Рождества. Продавать выращенный на острове чай стало бы настоящим прорывом, и в Висбю очень этого ждут… Выручка от продажи первого шведского чая была передана в WaterAid – международную благотворительную организацию, занимающуюся обеспечением беднейших регионов мира чистой питьевой водой. В 2020 г. урожай оказался лишь немного солиднее – 122 г свежих листьев, 40 целых 4 десятых грамма готового чая, зато цена на Camellia sinensis Gotland skörd 0002 на сайте Kränku Tea & Coffee была фантастической – 200 шведских крон (около 1800 рублей) за 4 грамма, не больше одного пакетика в руки. Но важнее, что сотни саженцев отправились к новым хозяевам.

Среди которых были Кристине и Джонатан Ингфорсы из Гренны, небольшого городка в муниципалитете Йёнчёпинг на юге Швеции, известного красно-белыми мятными карамельками под названием polkagris. Семья Ингфорсов заинтересовалась чаем после поездки в Таиланд и вскоре открыла чайный интернет-магазин, который сперва назывался lovetealovelife, а позже был переименован в Greta`s Te (https://gretaste.se/ ). Тридцать кустов, высаженные в 2018 г., благополучно перенесли две зимы, и летом прошлого года Кристине и Джонатан сделали свой первый чай.

Насколько я понимаю, это и есть самый северный чай в мире на данный момент. С такими заявлениями, конечно, надо соблюдать осторожность – шотландских чайных ферм уже больше десятка. Но они, по-моему, всё-таки южнее. А Гренна – это 58 градусов северной широты, более чем на полторы тысячи километров севернее Сочи. На такой же широте расположены, например, Пермь, Тобольск и Усть-Илимск, а Киров и Великий Новгород лишь самую капельку севернее. Разве это не удивительно?

Пейзаж готландского Эскельхема.


Микаэль Хасселлинд.


Урожай Camellia Sinensis Gotland 2020 г. — все 122 грамма свежих листьев.


Готовый чай Camellia Sinensis Gotland.


Саженцы Camellia Sinensis Gotland на продажу.


Пейзаж Гренны


Чайная эстафета — саженцы с Готланда в саду Ингфорсов.


Кристине Ингфорс сажает чай.


Первый чай Greta`s Te.


Национальный колорит зашкаливает. В чашке, правда, ройбуш с розмарином. Но недалёк тот день, когда Кристине будет позировать с собственным чаем.

Ещё источники — https://theculturetrip.com/europe/sweden/articles/you.. , https://sverigesradio.se/artikel/7125187 , https://www.instagram.com/gretas_te/ .

За отправные точки для поисков спасибо «Чайным параферналиям» Дениса Шумакова (http://blog.teatips.ru/category/paraphernalia/ ), в которых были опубликованы карты чайных хозяйств Европы и Северной Америки (https://www.killgreen.io/main/where-tea-grows-europe , https://www.killgreen.io/main/us-grown-tea ).

27 апреля 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.