Немного о чайных энтузиастах с острова Сан-Хуан

Сан-Хуан – округ в штате Вашингтон, расположенный на одноимённом архипелаге между западным побережьем США и канадским островом Ванкувер. Архипелаг Сан-Хуан насчитывает около 170 островов, из которых лишь семь обитаемы. Второй по величине (после Оркаса) и самый густонаселённый остров архипелага носит то же самое название – Сан-Хуан. На нём располагается крупнейший населённый пункт и административный центр округа – город Фрайдей-Харбор. Площадь острова Сан-Хуан – 142,6 кв. км, население – около 7000 человек.

Первым европейцем на острове стал Гонсало Лопес де Аро, офицер экспедиции 1791 г. под командованием Франсиско де Элизы. Де Элиза и назвал остров и архипелаг в честь своего покровителя Хуана Висенте де Гуэмеса Падилья Оркаситас-и-Агуайо, второго графа Ревилья-Хихедо, вице-короля Новой Испании. Население острова состояло из индейцев, многие из которых приезжали только в сезон ловли лосося. В 1853 г. Компания Гудзонова залива вознамерилась создать на Сан-Хуане овцеводческую ферму, после чего остров стал осваиваться одновременно и Британской Северной Америкой (будущей Канадой), и США ввиду того, что граница в Орегонском договоре 1846 г. не была точно определена. В 1859 г. возник конфликт – так называемая Война из-за свиньи, или Эпизод со свиньёй, или Война из-за свиньи и картошки (поводом послужила свинья ирландского фермера, съевшая картошку американского фермера, за что тот её застрелил, после чего высокие договаривающиеся стороны не пришли к компромиссу в вопросе о компенсации). До кровопролития дело не дошло, но этот случай побудил власти разобраться наконец с принадлежностью архипелага, на что потребовалось ещё тринадцать лет. В итоге острова Сан-Хуан достались США, зато США полностью отказались от претензий на Ванкувер; канадцы, однако, остались недовольны таким исходом, посчитав, что Британская корона недостаточно защищает их интересы, и в результате стали искать бóльшей независимости в вопросах внешней политики. Британский и американский военные лагеря заботливо сохранены, превращены в национальный исторический парк и являются одной из достопримечательностей острова.

Современный Сан-Хуан живёт туризмом. Помимо наследия Войны из-за свиньи, остров известен дикими, но аккуратными пейзажами, прекрасными возможностями для наблюдения за миграцией косаток, большим количеством белоголовых орланов и других крупных птиц, а также кроликов. Плюс лавандовая ферма, виноградники, поле для гольфа, парк скульптур, музей современного искусства и неисчислимые места для кемпинга. Активно работает паромное и авиасообщение, и в косаточный сезон число туристов на острове едва ли не превышает число местных жителей.

В общем, пастораль.

В 2018 г. санхуанская чета Гиффордов – Ивонн и Грег – размышляла о том, чем заняться на пенсии. Будучи людьми деятельными, они понимали, что просто сидеть и читать книги им будет недостаточно. Первой идеей был виноградник, но вино из сортов винограда, адаптированных к местным условиям (на Сан-Хуане довольно мягкий морской климат, но всё же сорок восьмая параллель есть сорок восьмая параллель, и зимы здесь могут быть слишком суровыми для теплолюбивых растений), Гиффордам не очень нравилось. Они искали альтернативу, которая дала бы им возможность использовать их землю, но в то же время им не хотелось проводить всю свою жизнь за нескончаемым рутинным трудом.

Они отвергали один вариант за другим и наконец дошли до чая. Хотя родина чая – субтропики, успехи чайных энтузиастов в северных странах убедили Ивонн и Грега в том, что попробовать стоит. И чем больше они читали о чае, тем привлекательнее это для них выглядело.

В 2019 г. умер Николас, любимый конь Ивонн, и она решила больше не заниматься верховой ездой. Левада стала не нужна, а её размер идеально подходил для небольшой чайной плантации. А на участке, расположенном немного повыше, Грег хотел разбить сад в японском стиле с кипарисами, бамбуком, рододендронами, азалиями, лавандой и самшитом, прудами и декоративными мостиками. Но после того, как Гиффорды взяли пробы земли и проконсультировались со специалистом, планы пришлось скорректировать. Утрамбованная арена в низине задерживала воду и в период весенних дождей превращалась в болото, а чайным кустам нужен хороший дренаж. Поэтому плантацию и сад было решено поменять местами.

Мне очень понравился следующий абзац истории Гиффордов: «Мы съездили на Гавайи и посетили чайные фермы, вступили в Американскую ассоциацию чаеводов и читали о чае, пока кровь не пошла из глаз. Мы протестировали почву, заказали 800 чайных саженцев, получили их, и теперь нас не остановить». Любопытно, что среди сортов саженцев фигурируют «Сочи» и «Супер Сочи». Насколько я понял, они были заказаны в Грузии. Другую часть саженцев Ивонн и Грег заказали в Китае и на Гавайях.

Все работы на ферме подробно описаны в блоге. Полистав его, можно увидеть, как траншеи и кучи земли постепенно превращаются в симпатичный ухоженный участок. Ивонн – разработчица и промоутер инновационных продуктов с большим опытом работы в пищевой индустрии, но, похоже, блог – это территория Грега, увлекающегося ландшафтным дизайном. Возможно, время Ивонн придёт немного позже.

Целью Гиффордов является производство чая премиум-класса в экосистеме, обеспечивающей симбиотические и питающие отношения между чайными растениями, деревьями, кустарниками и почвенными микроорганизмами. Ферма Ивонн и Грега является полностью органической. Даже навоз у них собственный – от двух шотландских высокогорных коров, которых зовут Маття и Улун, и лошади по кличке Мани. Частью прибыли от продажи чая (пока чужого) проект San Juan Island Tea делится с Orca Conservancy, некоммерческой организацией, занимающейся защитой косаток и их среды обитания.

Всё это настолько соответствует современным трендам – именно так сейчас и принято себя вести камерным сельскохозяйственным проектам, если они хотят заслужить поддержку прогрессивной общественности – что, откровенно говоря, даже немного скучно. Хотя я ни в коем случае не обвиняю Ивонн и Грега в неискренности…

Первый урожай Гиффорды надеялись получить уже в 2020 году, но эти смелые планы пока осуществить не удалось. За весь прошлый год в их блоге не было обновлений, если не считать одной общеобразовательной статьи и трогательного рассказа о попытках приручения коров, и в их чайном интернет-магазине чай собственного производства пока не продаётся (если не считать нескольких авторских блендов). Вообще, выбор там широкий – представлены китайские, индийские, цейлонские, непальские, японские чаи, но всё это довольно простой чай. В аккаунте San Juan Island Tea в фэйсбуке есть сообщение о том, что первый урожай санхуанского чая ожидается в 2022 г.

Архипелаг Сан-Хуан.


Идиллический пейзаж Сан-Хуана.


Идиллический пейзаж Сан-Хуана.


Идиллический пейзаж Сан-Хуана.


Идиллический пейзаж Сан-Хуана.


Грег и Ивонн Гиффорд.


Ферма Гиффордов вскоре после начала работ. Слева, в низине — будущий японский сад, справа — участок под чайные посадки.


Чайная плантация.


Молодой чайный куст.


Маття и Улун.

Источник — https://www.sanjuanislandtea.com/ и др.

Хорошую обзорную экскурсию по Сан-Хуану можно найти здесь — https://fox511.livejournal.com/84762.html . Первые пять фото оттуда.

За наводку следует поблагодарить Дениса Шумакова и его «Чайные параферналии» (http://blog.teatips.ru/category/paraphernalia/ ).

13 января 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.