Чай в России

Статья знакомит с историей появления чая в России. Рассматриваются особенности русского чаепития в XVII–XIX вв. Авторы приходят к выводу, что главное в русском чаепитии – общение, которое скрепляет родственные и дружеские связи.

Родиной чая считается Китай, где он имеет множество названий в зависимости от района произрастания и сорта. Но самое распространенное наименование – «ча», что значит «молодой листочек». В разных провинциях это слово произносят поразному: «чха, «цха», «чья», «тьа». Все другие народы мира заимствовали свои наименования чая у китайцев. Конечно, они слегка исказили китайское название, т.к. по-своему слышали и произносили его. Кроме того, имело значение и то, из какой части Китая поступал чай в ту или иную страну.

В Россию чай поступал из Северного Китая, поэтому русское слово «чай» ближе к северокитайскому произношению. От русских это название восприняли болгары, чехи, сербы. Португальцы вывозили чай с юга Китая, однако называют его согласно северокитайскому произношению «чаа». Народы Индии, Пакистана и Бангладеш, куда чай пришел из Западного Китая, называют чай «чхай» или «джай». Монголы, познакомившиеся с чаем через Тибет, называют его «цай». Калмыки, узнавшие о чае от монголов, говорят «ця»; а арабы, покупавшие чай в Синьцзяне, – «шай».

Японцы и корейцы, соседствующие с Восточным Китаем, слово «чай» произносят как «тьа». Отсюда пошло наименование чая у большинства европейских народов, впервые познакомившихся с чаем через Юго-Восточный Китай или через Японию и вывозивших его из Сямыня (Амоя), поэтому именно сямыньское (амойское) произношение – «тьа» или «теа» – было положено в конце XVIII в. в основу латинского названия чая – tea. Это слово англичане стали произносить как «ти», а французы, итальянцы, испанцы, румыны, голландцы, немцы, шведы, датчане, норвежцы – как «тэ».

Среди народов Африки распространены арабский, английский, французский или португальский варианты названия. Это зависит от того, кто впервые привез чай в африканские страны. И только в Польше чай называется по-особому – «хербата». Это слово не польское, а немного измененное латинское «герба», что означает «трава». Дело в том, что чай долгое время применяли в Польше как лекарственное средство, он не получил распространения как напиток, поэтому продавался в аптеках. Именно аптекари дали чаю такое название, считая, что его изготовляют из особого вида «китайской травы» [1].

Несмотря на общую родину – Китай, почти в каждой стране существуют свои традиции чаепития. Изучение национальных особенностей чаепития помогает лучше понять культуру. В Россию чай был завезен в XVII в., но точная дата имеет варианты. Существует версия, что уже в 1618 г. царь Михаил Федорович Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков чая [2]. По другой версии, в 1638 г. монгольский алтын-хан Кучкун в ответ на дары, привезенные русскими послами, вручил московскому послу Василию Старкову для царя Михаила Федоровича четыре пуда чая. Царю чай понравился. Кроме того, было замечено, что «китайская травка» имеет лечебный эффект. Однако присланный алтын-ханом чай закончился, и скоро вкус чая в Москве забыли. Только через 30 лет, при царе Алексее Михайловиче, русский посол в Китае Иван Перфильев вновь привез чай в Россию, а в 1769 г. Россия заключила с Китаем первый договор на поставку чая [3].

В основном в Россию привозили черный чай. Зеленый чай не получил широкого распространения. Сначала чай пили в основном мужчины. Женщины отказывались, считая чай слишком крепким и горьким напитком. Чай пили только богатые люди. Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость была обусловлена большими расходами по транспортировке чая из Китая в Россию: его везли через Монголию, Сибирь, Урал. Только во второй половине ХIX в. чай появился в домах небогатых горожан: чайный лист значительно подешевел в связи с тем, что его стали доставлять в Россию также морским путем. В конце XIX в., после строительства Сибирской железной дороги, чай стал стоить еще дешевле, поэтому получил широкое распространение. Однако при этом была интересная особенность. На северо-западе страны, особенно в Петербурге, люди предпочитали кофе, москвичи больше пили чай, считая его русским национальным напитком. Центром продажи чая был город Нижний Новгород, где ежегодно проходила известная на всю страну Макарьевская ярмарка.

Как уже отмечалось, в основном чай привозили из Китая. Дворянство могло позволить себе высшие сорта китайского чая и завезенный из Европы ароматизированный чай. Купечество предпочитало не очень дорогой, но дающий крепкий настой чай. Простой народ пил самый дешевый низкосортный чай.

В XIX в. начались попытки создания чайных плантаций в России: в Грузии и Азербайджане, а также на юге России (нынешний Краснодарский край). Несмотря на успешные в некоторых случаях эксперименты, наладить промышленное производство чая в значительных количествах не удалось.

С Востока в Россию пришел не только чай, но и благоговейное отношение к нему. Чаепитие рассматривалось как особое ритуальное действие, похожее на праздник. Однако русское чаепитие значительно отличается от восточного, потому что мировоззрение русского человека особое, непохожее на мировоззрение других народов. Восточная чайная церемония направлена на самоуглубление человека,
общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол — это подготовка для отстранения от всего суетного. Русская церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта – объединение людей, собранных за столом, раскрытие каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями.
Русские пьют чай обычно после еды, иногда отдельно от нее. Еще одна особенность русского чаепития – русские не пьют «пустой» чай (т.е. только чай). Этим русское чаепитие отличается от чаепития в восточных странах. Например, в Японии ничего не должно нарушать вкус чая, именно поэтому перед входом в японский чайный домик находится колодец, водой из которого гость промывает рот. Русские пьют чай с блинами, калачами, баранками, сухарями, ватрушками, булочками, вареньем и т.д. Все зависит от благосостояния семьи. Часто чай пьют с молоком, сливками, сахаром. Раньше в городских семьях сахар подавали на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости опускали кусочки сахара в чашку (в богатых семьях) или пили вприкуску, раскалывая сахар на мелкие кусочки щипчиками. Купцы и крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная» и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью [4].

По обычаю чай наливала хозяйка дома или старшая дочь. Особенностью русского чаепития, которая сохранилась до сих пор, является двухчайниковая заварка: чай заваривают в небольшом чайнике гораздо крепче, чем его пьют – в чайнике объемом около полулитра заваривается количество сухого чая, достаточное для нескольких человек. Концентрированную заварку разбавляют кипятком непосредственно при розливе по чашкам, регулируя крепость напитка по-вкусу. На носике заварочного чайника висит ситечко, предохраняющее от попадания в чашку чаинок.

Русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда очень горячая. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим (однако чай из блюдца можно было пить только в узком кругу друзей или родственников, в обществе такое поведение считалось вульгарным, невоспитанным). Очень горячая вода обусловила еще одну особенность – раньше перед чаепитием на шею часто вешали полотенце, чтобы вытирать пот. Сначала русские чай пили дома, но в XIX в. появились особые заведения – чайные. В русской чайной обычно было три помещения. В одном находилась кухня, другое представляло собой своеобразную нотариальную контору, где писари составляли различные жалобы и прошения. И только третье помещение предназначалось собственно для чаепития. На общие столы (в чайных были только общие столы) ставили большие самовары с кипятком и чайники с заваркой. К чаю предлагались молоко, сливки, баранки, колотый сахар.

Традиционным атрибутом русского чаепития был самовар. Точно неизвестно, где и когда появился первый самовар и кто его изобретатель [5]. Однако многие исследователи считают, что самовар изобрели тульские мастера в XVIII в. Во второй половине XIX в. появляются крупные самоварные фабриканты: Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на их фабриках, пользовались особой популярностью. Самовар во время чаепития ставили на середину стола, что было красиво, удобно (не нужно никуда отходить, чтобы налить гостю еще чай, если он пожелает) и позволяло хозяевам продемонстрировать уровень своего достатка: чем больше самовар, тем богаче семья. Самовары использовались не только для чая, но и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека, и блюда готовились одновременно. Почти сразу после своего появления самовар вошел в каждый дом, стал символом домашнего уюта. Дети получали знания, знакомились с традициями, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет встречается в русской классической литературе и искусстве как непременный атрибут семейного покоя. Многие известные мастера принимали участие в создании декоративного убранства самовара. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без самоваров, многие самовары стали настоящими произведениями искусства. В настоящее время самовары (в основном электрические) встречаются в русских семьях очень редко, обычно воду кипятят на плите в металлическом чайнике и ли используют электрочайник. Однако производство самоваров сохраняется, потому что они стали одним из традиционных русских сувениров.

Современная Россия по-прежнему остается одной из главных стран-потребителей чая. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чаепития по-русски. Русские пьют в основном черный чай. При этом никакого формализованного порядка поведения за чайным столом нет. Чай пили и пьют как душе угодно, в каждом доме есть собственные традиции. Во время чаепития не принято молчать, это расценивается как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Чаепитие является поводом для долгой, неторопливой, добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. По-этому можно сказать, что главное в русском чаепитии – не чай, а общение. Это общение поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, друзьями, знакомыми, скрепляя родственные и дружеские связи.








Литература

  • 1. Похлёбкин В.В. Чай, его история, свойства и употребление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vkus.narod.ru/chai/chai_01.htm
  • 2. Российская чайная культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%F1%F1%E8%E9%F1%EA%E0%FF_%F7%E0%E9%ED%E0%FF_%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0
  • 3. История чая в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.po4emu.ru/drugoe/history/index/product/stat_product/14.htm
  • 4. Российский этнографический музей: чаепитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/4355.htm
  • 5. История самовара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://daochai.ru/blog/kultura-chaepitija/istorija-samovara.html

Авторы: Лю Шисюе, И.И. Арсентьева
Источник: https://elibrary.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.