Тайна терруара Масу
Предисловие от переводчика: Чай — это продукт, качество которого очень зависит от множества параметров. Совокупность природных факторов, присущих для конкретного микрорайона, где растёт конкретный чай, называется терруаром. Район высокогорного Уишаня изобилует нереально красивым терруаром. В чайных горах это как закономерность: чайные угодья всегда расположены в красивых или исторически-культурно значимых местах, а иногда и красивых, и значимых одновременно. Примером последних являются как раз утёсы Уишаня, где растут знаменитые улуны. Однако изначальная красота утёсного терруара немного меркнет в дымке туристической суеты. А на высокогорье Уи, к счастью, практически нет никого кроме местных жителей, ибо это заповедник. Тем не менее, даже в этом казалось бы едином сгустке терруарной красоты есть просто запредельно крутые места. Мой учитель Ту Шунь добрался в прошлом году до такого места. Оно называется Масу. Читайте и наслаждайтесь его текстом, написанным прошлой осенью.
Масу. Там располагается природный заповедник высокогорного Уишаня, там растёт лучшее в Тунмугуани сырьё для красного чая Чжэншань Сяочжун. Однако я до сих пор не знаю истории, объясняющей причины этому. Возможно, причины кроются в том, что Масу само по себе имеет очень много превосходство: там самые хорошие, самые красивые, самые высокие и самые труднодоступные горные чайные угодья в Тунмугуани.
Как-то на мои глаза попалась статья о чае Пуэр, в ней описывался вкус чистого сырья этого чая. Вот и я хочу своё повествование начать аналогичным образом. Семь-восемь лет назад одна моя хорошая знакомая осела в Масу, начав делать там чай. Мне до сих пор трудно забыть тот первый Сяочжун, который там у неё получился. Она сказала мне, что на всей территории, подчинённой Тунму, это самое хорошее селение: большая высота, нет загрязнения, сладкая и фактурная вода. Пусть даже к Тунму относится много других деревень, но там не сыскать такие же прекрасные ресурсы свежего чайного листа как в Масу. Такие ресурсы определяют половину, нет, даже 70% и больше качества чая. Впоследствии я сам устремился туда, сделав за два года самые вкусные, как мне самому кажется, красные масусские чаи. Я перепробовал несколько десятков разнообразных малых и больших чиганей, которые можно найти на рынке, и скажу, что ни один из них в самом деле никогда не заменит мне вкус чая из Масу. Так какую тайну имеет вкус Масу? Сырьё для обработки нисколько не сложное, это самый обычный чай, вот только возраст деревьев относительно большой. Люди называют такие лаоцунами, то есть старыми кустами. По поводу возраста лаоцунов кто-то говорит, что им 50-60 лет, кто-то указывает на столетие и больше. А кто-то уверен, что такие деревья были посажены в период народных коммун, а то и раньше. Это наполовину дикорастущие кусты, в их выращивании люди руководствуются экологически-органическими принципами. Ловят насекомых-вредителей, рыхлят почву, а вот от внесения удобрений можно отказаться, ибо местная чёрная земля достаточно плодородна. Цветение, вегетация, тяжёлый труд романтичен и богат на поэтичность.
Чайные деревья полностью покрыты мхом, уже долгое время стволы пребывают в гармоничном симбиозе с этими паразитами. И в чайном настое тоже как будто бы смешались ароматы и вкусы земли и растений. Красота ландшафта Масу отличается от размашистой первобытности Юньнани, но она и не такая, как утончённость изысканного бонсая. Бамбуковые рощи в горах колышутся, текут горные ручейки, всё это круглый год покрывают густые туманы. А ещё больше тут впечатляют спокойствие и тишина, как будто в настоящем раю, и повсюду разлитая одухотворенность. Такая своеобразная микросреда и формирует самобытный терруарный вкус красного Чжэншань Сяочжуна со старых кустов из Масу, и это неповторимый и прекрасный опыт знакомства с чайным сортом. Это тот самый вкус кустов из легенды, который чайные люди ищут в своих пиалах. Объясняя, что такое вкус кустов, мы можем сказать следующее: аромат древесины, привкус мха, как будто бы вкус всей местной природы — это и есть тайна терруара Масу. Такой терруарный вкус, возможно, не имеет никакой мистики под собой, это просто удивительное переплетение сил природы, почвенно-климатических условий и ручных технологий обработки чая. Но подобно тому, как всю свою жизнь ты помнишь вкус еды, которую готовила тебе твоя матушка, настой такого чая, едва попадая в рот, пробуждает аналогичные ассоциации.
Автор: Ту Шунь, опубликовано в его блоге в сети Вэйсинь 09.10.2016, перевод: Сергей Кошеверов.
Сергей Кошеверов
Источник: https://www.facebook.com/kosheverov/