Кюсу — японский глинянный чайник

Кюсу (急須) — это традиционный японский чайник, преимущественно используемый для приготовления зеленого чая (слово «кюсу» так и переводится с японского — «чайник»).
2016_06_14_01_007
Кюсу можно разделить на три основных типа:

  • ёкодэ кюсу (yokode kyūsu, 横手急須) — чайник с боковой ручкой, являющийся наиболее распространённым
  • усиродэ кюсу (ushirode kyūsu, 後手急須) — чайник с задней ручкой, как у чайников в других частях света
  • увадэ кюсу (uwade kyūsu, 上手急須) — чайник с ручкой сверху, наименее распространённый

История японского чайника, разработанного из котелка
В Японию чайная культура пришла примерно в то время, когда Чайный Канон был выпущен в конце Династии Тан (618 — 907). В то время чай пился там, как одна из китайских целебных трав. В отличии от обычного заваривания, свежие или сухие чайные листья бросали в кипящую воду и затем пили. Во время династии Сун (960 — 1279) чай измельчался и чайный порошок из сушеных или свежих листьев использовался для приготовления напитка. Интересным моментом было то, что утварь, называемая танпин(湯瓶 или 汤瓶) или чапин (茶瓶), использовавшаяся для кипячения воды имела боковую ручку. Даже в настоящее время посуда такого типа используется для приготовления китайских трав.

История цзы ша ху (zi sha hu) началась в Исине при династии Мин (1368 — 1644). Чайник был необходим, так как чайная культура адаптировалась к реалиям нового времени. Прошло уже более 500 лет с тех пор, как Лу Юй (陸羽, 733~804) представил миру Чайный Канон (茶経).

Китайская модель со временем была адаптирована к японской чайной культуре и доработана. Таким образом, наконец Исинский чаху (茶壶) и танпин соединились в современный кюсу.

История чайной утвари всегда следует за историей чая
С культурой порошкового чая (点茶) Японию познакомил Эйсай Дзэндзи (栄西禅師) (1141-1215), который обучался в Китае и писал книги в Японии. Благодаря его книге, культура чая быстро распространилась по всей Японии. Многие князья поощряли своих подданных изучать искусство чая, а также производили множество чайной утвари.

В 1600 году монах Инген Рюки (隠元禅師) познакомил Японию с культурой Сэнтя. С этим знакомством Япония узнала и о чайной утвари из китайскойго Исина. Как бы то ни было, похоже что к этому времени Япония уже имела чайники своего производства. Это не были чайники, специально разработанные для Сэнтя, как исинские чаху (茶壺). Танпины, изготовленные для порошкового чая были глубоко адаптированы в японскую чайную культуру и стали использоваться для приготовления сэнтя. Впоследствии конструкция японского чайника получила дальнейшее развитие. Дизайн исинского чайника чаху слился с танпином и стал традиционным дизайном японского чайника.

4 родины японского чайника
В Японии традиционно выделяют 4 основных центра, славящихся производством глиняных чайников:

    • префектура Гифу (Онко-яки, 温故焼). В 1859 году, в Огаки (префектура Гифу) начался выпуск первых глиняных чайников в Японии и изделия из этой местности называлась утварью Онко, Онко-яки (温故焼). Как бы то ни было, производство растворилось в истории и на данный момент более не существует. Наибольший вклад утвари Онко — это разработка метода производства чайников с помощью гончарного круга рокуро (轆轤), ведь изначально глиняные чайники производились методом итимито (打身筒), перенятым в Китае. Мастера Банко и Токонамэ переняли технологию рокуро и используют её и по сей день.
    • префектура Миэ (Банко-яки, 萬古焼), чайники из фиолетовой глины (желтая в первоначальной форме), высокие температуры и ненасыщенный огонь влекут за собой активизацию железосодержащей составляющей глины, дают великолепную пористую структуру поверхности. Чай в таких чайниках значительно мягче и нежнее, аромат немного менее выраженный, а вкус более богатый и долгоиграющий. Такие чайники особенно подходят для нежных чаев и считаются высочайшими по качеству
    • префектура Аити (Токонамэ-яки, 常滑焼)
    • остров Садо префектуры Ниигата (Мумёи-яки, 無名異焼). Красная глина с большим содержанием минералов и железа, смешанная частично с желтой глиной для придания пластичности. Изделия после подсушки проходят особую процедуру ручной протирки, называемую Намамигаки. Вкус чая чрезвычайно мягок и имеет «жирную» текстуру. Другая процедура обжига сводит на нет красный цвет железа и делает чайники черными. Считается, что чайники из черной глины делают вкус чая более благородным, чем красные.

Эти 4 центра располагались в центральной части Японии. Исторически известно, что эти площади подвергались обширной вулканической активности и не вызывает сомнения, что глина на этих территориях очень богата минералами.
2016_06_14_01_0012016_06_14_01_002
2016_06_14_01_0032016_06_14_01_004
2016_06_14_01_0052016_06_14_01_006
Иван Лев
Источник: https://vk.com/tealion
Источник: http://chawan.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.