Чашка в контексте японской чайной церемонии

Особое место в «вабитя» занимают чашки (тяван). К чашке относятся как к живому человеку: ей дают имя, записывают все эпизоды ее биографии на стенках ларца, в котором она хранится, обязательно завернутая в особые сорта шелка. Разбитую чашку тщательно скрепляют скобами или склеивают специальным составом, оставляющим на ней золотые прожилки, которые ценятся не меньше, чем шрамы на теле воина.
2016_06_08_01_003
Национальное Сокровище Японии — знаменитая чашка «Фудзисан» мастера Хонами Коэцу, признанная самой прекрасной из чайных чаш в стиле раку всех времен

Относительно имени чашки следует подчеркнуть, что оно может указывать как на мастера-изготовителя, так и на знаменитого владельца, место изготовления. Кроме того, в Японии существует традиция присвоения чашкам поэтических названий. Собственно поэтическое имя может выявлять ассоциативную связь узора чашки и знаменитого стихотворения. Так, например, белые полосы на корпусе чашки определили ее поэтическое название – «Кагуяма», что у образованного японца должно сразу вызвать в памяти стих из поэтической антологии Манъёсю (сер.8 века):

Весна прошла,
И лето, видно, наступило –
Белотканое
Там сушат платье,
На горе священной Кагуяма.

Перед употреблением чашку купают в горячей воде (зимой несколько дольше, чтобы она «ожила»). В школе Ямато чашку держат некоторое время в слабом растворе чая. После процедуры купания ее протирают льняной салфеткой (тякин). Поставив чашку на татами, рука не должна двигаться по траектории следующего действия, но медленно прощаться с чашкой в режиме «удержанного сознания» (дзансин), как нехотя расстаются два близких друга. Для этого существует даже специальная техника дыхания – аибики, столь непростая, что ее во избежание искажений сообщают начинающим мастерам только изустно (кудэн).

Чашки, участвующие в чайной церемонии, имеют свою иерархию. Главному гостю подается главная чашка. Способ ее передачи указывает на ее статус в мире тяван. Так, например, чашку-«именинницу» подают на парчовом платочке-кобукуса. Чашка Тэммоку для особо важного гостя протягивается ему на вытянутых руках, для чего помощнику (ханто) чайного мастера (тэйсю) приходится почти коснуться лбом татами в поклоне. При этом чашка возвышается на специальной деревянной подставке тэммоку-дай. После такого чаепития она становится мемориальным объектом и никогда не используется во второй раз.

Иерархия чашек определяется многими факторами: степенью строгости стиля (син – строгий, гэ – полуформальный, со – свободный), связью с историческими традициями зарубежных или японских гончарных мастерских (Кама-вакэ), особенностями стиля (тэ-вакэ) и т.д. Крылатая фраза утверждает:

«Первое место за чашками Идо, второе – за Раку, третье – за Карацу».

Есть и иная версия:

«Первое место за чашками из Кореи (корай-тяван), второе – за Хаги (традиция, очень близкая Идо), третье – за Карацу».

Однако, мастера чая чаще всего предпочитают чашки Раку. Отличительные признаки этих чашек соответствуют основным требованиям к чашкам для чайной церемонии:

  • – Чашка должна быть массивной, устойчивой, чтобы во время приготовления чая она не перевернулась. В то же время она должна быть легкой, чтобы ее было удобно держать в руках во время дегустации чая.
  • – Желательно, чтобы внутренняя поверхность была гладкой. Это позволяет легко растереть густой чай и взбить жидкий.
  • – В отношении формы чашки важно найти точные соотношения глубины, ширины, толщины. В чашке должна удобно вмещаться льняная салфетка, бамбуковая ложечка и веничек. Чашка должна легко помещаться в ладонях, но не обжигать рук.

Относительно последнего требования, следует отметить, что его выполнение возможно лишь в том случае, если мастер сам практикует чайную церемонию. Дело не только в постижении духа чайной церемонии и понимания роли тяван в создании особой атмосферы, но и в эргономических параметрах, которые отшлифовываются только в результате личного опыта.

Так, например, прекрасные внешне и будто бы похожие на японский аналог чашки российских/украинских мастеров, сразу же выдают отсутствие опыта взбивания чая. Внутреннее пространство этих чашек по своей конфигурации таково, что венчик не может свободно двигаться. Высота стенок другой чашки позволит разбрызгать чай вокруг, но не взбить и т.д. Таким образом, формы тяван, утвердившееся в качестве оптимальных, продиктованы глубоким знанием процесса как в качестве гостя, так и в качестве мастера.

Перечисленным выше требованиям соответствуют чашки Раку, история которых восходит к Сэн-но Рикю. Именно он заказал впервые в истории чашки для чайной церемонии гончару Тёдзиро. Тоётоми Хидэёси по достоинству оценил эти чашки и пожаловал именную печать с иероглифом «наслаждение» (Раку). Одним из известнейших мастеров чайных чашек был и Хонами Коэцу, практиковавший чайную церемонию. Его знаменитая чашка «Фудзисан» считается самой прекрасной из чайных чаш в стиле раку всех времен. По форме чаша слегка напоминает срезанный конус: ее высокие , прямые стенки чуть сужаются к низу.

Колористическое решение напоминает одну из гравюр Хокусая, посвященную Фудзи: красноватое тулово чаши покрыто черным матовым слоем с непрозрачной белой глазурью в верхней половине, внизу оставлена темная глазурь. По меткому определению Дж.Стэнли-Бейкер, «автор подразумевает силу и величие горы Фудзи. Тут нет и следа надуманности, которой часто грешат создатели чаш для чая… В производстве чаш для чайной керамики, подобной этой чаше, Коэцу вторит непритязательности и чистоте вкуса времен Рикю, следуя прямолинейной форме Тёдзиро».
2016_06_08_01_001
2016_06_08_01_002
2016_06_08_01_004
2016_06_08_01_005
2016_06_08_01_006
2016_06_08_01_007
2016_06_10_01_001
2016_06_10_01_002
2016_06_10_01_003
Сказочный Сэто тяван «Порхающая бабочка» великого мастера Со Като (1927-2001), получившего звание Нематериального культурного Достояния префектуры Айти (региональный уровень версии Живого Сокровища Японии) в 2000 году, за год до своей смерти. Поставляется в оригинальном подписанным томобако

2016_06_10_01_004
Жемчужина Дома, абсолютно коллекционное изделие. Сложный, шикарный, удобный и магнетический Хаги тяван прославленного мастера Катаяма Такао. Поставляется в оригинальном подписанном томобако

2016_06_10_01_005
Черный Сигараки тяван мастера Сэйдзы Окуда из знаменитой керамической династии мастеров префектуры Сига

2016_06_10_01_006
Корё тяван знаменитого корейского мастера Сэйчоу. Поставляется в оригинальном подписанном томобако.

2016_06_10_01_007
Хаги тяван знаменитого мастера Ватанабэ Эйсэна. Начало 2000х. Поставляется в оригинальном подписанном томобако

2016_06_10_01_008
Старинный Э-Карацу тяван «Колыхание травы» 1970/80х годов. Подпись мастера стоит на дне изделия. Поставляется в томобако

2016_06_10_01_009
Старинный Хаги тяван 1940/50х годов

2016_06_10_01_010
Старинный Ки-Сэто тяван 1960х годов прославленного Кавамуры Сэкидзана, печь Янаги Гама. Поставляется в оригинальном подписанном томобако

2016_06_10_01_011
Старинный Сигараки тяван прославленного Мацуока Сёгэцу 1980х годов, покрытый натуральной пепельной глазурью. Поставляется в оригинальном подписанном томобако

… Продолжение следует…
— Чу Фэн Лэй —

Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.