Японский сад в стиле Родзи с чайным домиком в городе Никко
Слово Родзи переводят с японского языка как «росистый путь», подразумевая, что лучшая чашка чая может быть выпита в чайном павильоне на восходе солнца, около 5 часов утра, когда тропинка до чайного домика покрыта росой… Считается, что чайная церемония появилась благодаря Будде, по легенде выпивавшего чашку чая во время утренней медитации.
Чайная церемония первоначально проводилась в аристократической среде и получла название СЁИН ТЯ – дворцовый или библиотечный стиль. Такие церемонии стремились к предельной роскоши и большому количеству участников. И однажды любовь к пафосной чайной церемонии обернулась трагедией для Мастера: известна история, когда великий японский военноначальник Тоётоми Хидэёси (имя, фамилия) приказал покончить с собой известного Сэн-но Рикю – мастера и основателя чайной церемонии Японии, непочтительно посмевшего установить памятник самому себе во дворе замка клана Хидэёси…
Истинное искусство невозможно удержать взаперти: вскоре после своего распространения в аристократической среде, чайная церемония преодолела дворцовые стены и оказалась у простых людей, получив название ВАБИ ТЯ – простой стиль, а встречи друзей за чашкой чая назывались СКИ ТЯ – любимое чаепитие. В основе ВАБИ ТЯ оказались гармония, почтительность, чистота и покой.
В 17 веке многие традиционные искусства Японии возведены в ранг «до» – путь, получив теоретическое обоснование как системы, ведущей к озарению. Так появились «кадо» – путь цветка, он же икэбана, «кэндо» – путь меча, «дзюдо» – путь мягкости, «кюдо» – путь лука, «тядо» – путь чая и др. Основой ТЯДО (в светском варианте – ТЯНОЮ) стал канон, разработанный мастером чайной церемонии Сэн-но Рикю.
Во время чайной церемонии, благодаря глубоко продуманным средствам создаётся атмосфера, способствующая очищению, отрешённости от времени и от себя. А.Уоттс в своём исследовании «Путь дзэн» пишет: «Основной эффект, достигаемый при чайном действе, заключался в обретении ИТИДЗА, буквально – «сидения в единении», т. е. со-чувствия и со-мыслия людей, заставляющего каждого забыть о своём «Я».
Разрабатывая канон чайной церемонии Мастер Рикю старался следовать идее простоты и естественности. На вопрос о секрете чайной церемонии, Мастер Рикю ответил: «Принимайте своих гостей так, чтобы они чувствовали тепло зимой и прохладу летом. Положите уголь, вскипятите воду и приготовьте чай так, чтобы он был вкусным. Нет другого секрета». (Николаева Е. С. Японские сады). Именно Мастер Рикю разработал принципы создания особого чайного сада РОДЗИ, помогающего постепенно погрузиться в атмосферу ТЯНОЮ.
Способы разбивки сада, подразумевающего наличие чайного павильона, подразделяют на четыре категории: естественный пейзаж, подражающий природе СИКИ, пейзаж, суть которого – уединение РОДЗИ, сухой пейзаж, позволяющий ощутить воду там, где её нет КАРЭ САНСУИ и сад плоский — сад ХИРАНИВА. Для чайного сада хороша любая категория, если главное в ней — ВАБИ.
侘 [wabi] «ваби» – это японская эстетическая категория, подразумевающая непритязательную простоту, естественность, грубоватость, асимметричность и незавершённость.
В слове РОДЗИ, по-японски называющей чайный сад, присутствует иероглиф «дорога», т. к. саду первоначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному павильону. При этом родзи должен состоять из двух садов с различными по характеру пейзажами, называемых «внутренним родзи», расположенным перед павильоном, и «внешним родзи», разбиваемым перед воротами, ведущими во внутренний родзи.
Если одна часть сада РОДЗИ представляет собой, например, густую рощу, то желательно, чтобы другая часть расстилалась подобно полю, отображая прелесть сельской природы. Правда, современные чайные сады редко разделяются на внутренний и внешний, за исключением тех случаев, когда чайный сад устраивается в одной из зон большого парка.
Ворота, расположенные на границе между внутренним и внешним садами РОДЗИ, являются традиционным элементом чайного сада, как и фонарь, ЦУКУБАИ – каменный сосуд для ритуального омовения, расположенный практически у земли (буквальный перевод названия этого сосуда «сидеть на корточках»), МАТИ АИ – скамейка, на которой гости ожидают хозяина, устраивающего чайную церемонию (буквальный перевод «ожидание встречи»). Эти элементы помогают погрузиться в чайное самадхи – состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознания) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого.
ТЯНОЮ начинается уже с момента вхождения в РОДЗИ, поэтому, создавая чайный сад, Мастер стремится получить в нём атмосферу естественности. Важно сделать так, чтобы при огромной фактической затрате труда не чувствовалось искусственности. Сад РОДЗИ должен быть гимном воздержания от роскоши, почитания мира и покоя, ведь РОДЗИ отделяет чайный павильон от обычного жилого пространства, становясь «дорогой вне бренного мира».
Чайный павильон начинается с ХАКАМАЦУКЭ – места встречи пришедших на званый чай гостей, где гости также могут привести себя в порядок. Затем гости следуют в МАТИАИ – место ожидания, где гости ждут приглашения Мастера чайной церемонии. Если РОДЗИ разделён, то и МАТИАИ две – внешняя скамейка и внутренняя, где гости ждут начала чайной церемонии. МАТИАИ – это не просто скамейка, а небольшая трёхстенная конструкция с навесом, где лежат круглые циновки, поднос с курительными принадлежностями и т. п., а иногда делается и вешалка. Как правило, МАТИАИ устраивается поодаль от ХАКАМАЦУКЭ.
Обязательный атрибут чайного сада РОДЗИ – колодец ИДО. Для правильной чайной церемонии очень важна вода, поэтому нередко чайный павильон строился рядом с источником воды высокого качества. «Сруб» колодца выкладывался из плоских камней, и к нему подводилась дорожка из ТОБИИСИ – камень для путешествий. Рядом устанавливались камни-подставки для черпака и бадьи. Колодец накрывался крышкой, сплетённой из бамбука с помощью пальмовых верёвок.
Перед чайной церемонией гости должны отчистится. Для этого и нужен ЦУКУБАИ – сосуд для омовения, которым пользуются, присев на корточки. Его форма не канонизирована.Как правило, при устройстве ЦУКУБАИ сначала устанавливается сам сосуд для воды, перед ним располагается устойчивый плоский «передний камень» для опускания на корточки, а справа и слева – камни для бадьи с тёплой водой и подсвечника. Бадья с тёплой водой используется в зимнее время, и камень для неё должен быть выше переднего. Свеча в подсвечнике нужна во время вечерних чаепитий. Камень для неё – немного ниже камня для бадьи.
Перед входом в чайный павильон, гость очищает руки и рот, однако, канон чайной церемонии предполагает, что омовение в ЦУКУБАИ очищает не только тело, но сердце и ум. Омовение является важным духовным актом, помогающим гостю снять пыль с сердца и войти в чайную комнату в светлом настроении. Можно сказать, что цукубаи является важным фактором проникновения в мир, избавленный от мирской суеты, мир ТЯНОЮ.
Мастер чайной церемонии встречает гостей с внутренней стороне внутренних ворот НАКАКУГУРИ. Внутренние ворота расположены на границе между внешним и внутренним родзи, и хозяин встречает гостей, стоя с их внутренней стороны. Эти ворота делаются двустворчатыми или подъёмными, типа жалюзи. Между двумя РОДЗИ также может устанавливаться НАКАКУГУРИ – преграда в виде стенки с небольшим проёмом, перед и за которой положены «камень гостя» и «камень для перелезания». Эта своеобразная калитка, как и НИДЗИРИГУТИ – низкий вход в чайный павильон, были сделаны специально, чтобы уравнять гостей разных сословий, ибо перед такими низкими проходами склоняется как простолюдин, так и князь.
Важным элементом чайного сада родзи является ИДИДОРО – каменный фонарь. Основной функцией фонаря является освещение, но и другая его функция, заключающаяся в дополнении пейзажа родзи, имеет немаловажное значение. В старинных руководствах рекомендуется устанавливать фонари в каких-нибудь двух местах, расположенных у накакугури, скамейки матиаи, нидзиригути, цукубаи или подставки для мечей, которая тоже может иметься в чайном саду. Однако такое место может быть и одно, и три – в зависимости от вида родзи. Однако рядом цукубаи его ставить весьма желательно, если не из практических, то из эстетических соображений, ведь это ключевое место сада, которое трудно пропустить.
Тропинки в чайном саду называют ТОБИИСИ и НОБЭДАН. В чайном саду родзи НОБЭИСИ (буквально: камни для полёта) укладываются в соответствии с шириной шага гостей и ведут мимо цукубаи и подставки для мечей к камню перед нидзиригути, предназначенном для снимания обуви. НОБЭДАН – это дорожка из больших и маленьких камней, уложенных в виде ленты вместо тобииси. Дорожки делаются так, чтобы на них не скапливалась вода.
Деталь, напоминающая о самураях и военном сословии Японии КАТАНАКАКЭ – подставка для мечей, располагается под карнизом чайного павильона. Обычно её делают из камней несколько большего размера и более высоко поставленных, чем тобииси. Принято устанавливать камни в два яруса – для катана (длинного меча) и вакидзаси (длинного кинжала). Говорят, что Мастер чайной церемонии Рикю предпочитал вешалку для мечей, представлявшую из себя просто вбитые в землю бамбуковые гвозди с доской на них, создающую ощущение деревянных тапочек САБИ.
Ограда в Японии называется КАКИ. Она отделяет внутренний сад от внешнего или основной сад от родзи и, кроме этого, выполняет важную декоративную функцию. Существует много видов оград и много способов их изготовления. Чаще всего применяются бамбуковые ограды, и первая среди них – решётчатая. Она больше всего подходит для мест, где необходимо выявить очарование простоты, таких, как граница между двумя родзи. Высота такой ограды равна примерно 120 см.
Камень для снимания обуви ФУМИИСИ и низкий вход в чайный павильон НИДЗИРИГУТИ должны окончательно отделить чайную комнату от суеты внешнего мира. Фумииси располагается перед нидзиригути и выполняет роль ступени. Оба эти элемента являются связующим звеном между садом родзи и чайной комнатой. Высота и ширина нидзиригути равнялась 60 см с небольшим, и гость вползал в неё, опустившись на колени. Впоследствии, для удобства гостей, как нидзиригути, так и накакугури были расширены до 90 см.
Деревья в чайном саду РОДЗИ подбираются в соответствии с ландшафтом и планом создания желаемого эффекта. Основное правило – следует избегать неестественного выбора, когда, например, дерево, живущее в глубине гор, высаживается рядом с водой. Кроме того, следует заботиться о том, чтобы деревья не заслоняли друг друга и не выстраивались в ряд. Существует также правило, согласно которому нежелательна посадка цветущих деревьев, таких, как слива, вишня и т. п., чтобы родзи не был излишне ярок. Так или иначе, важно дорожить естественностью и всё делать в соответствии с духом ВАБИ САБИ.
Однако, после смерти Сэн-но Рикю чайная церемония чётко разделилась на две ветви: «парадная чайная церемония даймё» для военных феадалов и аристократии СЁИН ТЯ и чайная церемония ВАБИ, разработанная Сэн-но Рикю. Видающимися фигурами в создании садов для СЁИН ТЯ стали Фурута Орибэ и Кобори Энсю. Отойдя от принципов ВАБИ ТЯ, слишком незатейливых для их знатных заказчиков, они, фактически, возродили дух «чаепития в гостиной» и переиначили идею простоты и естественности пути чая ТЯДО, завещанную Рикю. В частности, в РОДЗИ высаживались редкие сорта растений, ярко цветущие деревья, что лишало его духа ВАБИ.
С возвратом чайной церемонии СЁИН ТЯ изменился и характер сада родзи. Если сады РОДЗИ в стиле ВАБИ рекомендовалось окружать оградой, земляной стеной или плотной живой изгородью, то в садах даймё, наследовавших эстетические предпочтения «чаепития в гостиной», ценились обзорные виды и заимствованные пейзажи.
Павильоны в этих садах, как правило, не делались двухэтажными и часто вообще не окружались оградой, либо ограды имели просветы, позволяющие любоваться пейзажем основного сада или дальними видами. Считается, Мастер чайной церемонии Кобори Энсю впервые использовал в чайном саду заимствованный пейзаж через просвет в посадках РОДЗИ сада НИСИ-НО МАРУ замка Осака, открывавший вид на гору Фудзи.
Япония, город Никко, 2011
Фото: Панченко Ольги Андреевны
Текст: Зайцев Александр Борисович takedo@list.ru под редакцией kiwami.org
Источник текста: Fushigi Nippon