Керамика Хаги как символ ваби-тя

Небольшой тихий городок Хаги расположен в западной части острова Хонсю вдали от ярких огней и шума толпы больших городов Японии. Я был взволнован приездом сюда в компании группы гончарного тура, организованного Биллом Гэйсинджером и Беном Хориюти, потому что я в последнее время был заворожен тихой красотой изделий Хаги, и хотел узнать больше о происхождении и природе этой знаменитый чайной посуды.
2016_04_23_01_001
Старая самурайская резиденция в замковом городе Хаги в префектуре Ямагути. Хаги является домом для революционеров, таких как Такасуги Синсаку, который способствовал свержению сёгуната и началу Реставрации Мэйдзи.

И хотя Хаги находится в глуши и, кажется сонным болотом, не будьте введены в заблуждение этими внешним признаками. Этот изолированный город оказал огромное влияние на культурную, промышленную и политическую историю Японии при помощи знаменитого гончарства Хагияки, а также домами некоторых ведущих революционеров и промышленников эпохи Реставрации Мэйдзи со второй половины 19-го века.

Своей богатой историей Хаги обязан синтезом исторических обстоятельств и своего географического положения. Когда местный лорд Мори Тэрумото оказался на проигравшей стороне в знаменитом сражении Сэкигахара в 1600 году, он решил направить часть своего внимания и богатства на совершенствование изготовления чайных чаш в корейском стиле, которые были в моде среди феодалов этого периода, занятых политическими интригами и внутренними войнами за господство.

Тэрумото привез двух корейских гончаров в Хаги, который находился менее чем в 150 милях от Корейского полуострова через Японское море. Два гончара, братья Ли Чак-Кван (李 勺 光 이작 광) и Ли Кьён (李敬 이경) стали “отцами” и создателями керамики Хагияки.

Типичная Хаги посуда имеет цвета — белый, варенного мушмула или оранжевый цвет ”Бива”, без использования декора. Строгая форма может «показаться пресной и незавершенной на первый взгляд», говорит Хадано Хидэо, мастер Хаги и глава знаменитой печи Хадано Сигэцу. Но далее он объясняет, что «это потому, что посуда Хаги не является завершенной, пока она не используется». Хадано объясняет, что чайная посуда Хаги создана с явной целью её дальнейшего использования, в процессе которого она резко меняет цвет.

Большинство изделий Хагияки по-прежнему производятся по традиционной технологии дровяного обжига в корейских многокамерных печах восходящего типа. Местная глина грубая, песчаная, устойчива к нагреванию, и не затвердевает, если не обжигать ее с чрезвычайно высокой температурой. Находчивые гончары Хаги превратили этот серьезный недостаток в основные преимущества и отличительные характеристики Хагияки.

В своих экспериментах много веков назад, первые гончары Хаги обнаружили, что, если обжигать изделия при температурах достаточных, чтобы растопить глазурь, но не дать затвердеть глине полностью, разница расширения глины и глазури вызвали мелкие трещины на глазурях или кракле. В результате, когда используется чайная чаша Хаги, чай всасывается через эти щели в мягкую глину и медленно окрашивает изделие. Это постепенное и изысканное изменение цвета, которое так приятно наблюдать владельцу изделия, обычно называют «семь преобразований Хаги» или «Хаги но нанабакэ».

Крупные феодалы, любящие чай, были очарованы этим деревенским шармом, отпечатком налета времени, появляющимся с годами, и символизирующим красоту утраты и перерождения, всем тем, что так ценилось в ваби-тя. Таким образом, мощные и могучие феодалы и крупные самураи соревновались, чтобы получить в свои руки изделия Хаги Яки.

Гончары Хаги сделали свою собственную глину путем объединения трех местных глин, называемых Дайдо, Митакэ и Мисима. Цвет глины после обжига рассчитывается путем добавления или удаления необходимого количество песка, что требует острого чувство суждения и богатого опыта. «Глина – это всё для наших мастеров», говорит Окада Ю, мастер в восьмом поколении печи Сэйудзан Окада. Окада-Сан — является одним из наиболее востребованных производителей чайной посуды Хаги в Японии.

Посуда Хаги в основном простая по внешнему виду, но многие гончары показывают свою оригинальность в ножке чайной чаши (кодай), смело делая разрезы или вырезы, или оставляя отпечатки пальцев. Хотя существует несколько теорий относительно истоков зубчатой ножки, любители чая уделяют большое внимание и смакуют эту особенность Хагияки. Мастера Хаги сохраняют сдержанность гончарных форм и глазурованной поверхности чаши, но кодай – та область, где они могут показать свою оригинальность. Крайне любопытно, что идеально подошли друг другу сам акт разрезания кодай, используемый гончаром, чтобы показать свои творческие способности, любовь этой особенности у поклонников чайной церемонии.

Современная керамика Хаги не ограничивается вниманием только любителей чая. Работы Канэта Масанао из Тэнтёдзан-гама, например, очень скульптурные и показывают коренастый и теплую текстуру глины Хаги. Вместо традиционного использования гончарного круга, Канэта-сан формует свои работы, хлопая глину лопаточкой и срезая глину из внутренности. Структура изделий из такой глины усиливается за счет этого уникального процесса, и его работы чрезвычайны популярны на международном уровне.

Керамика Хагияки является космополитической формой искусства, которая пользовалось спросом правящей элиты, а сегодня стала столь любимой у всех чайных любителей, как икона уникальной эстетики ваби, сочетая в себе простоту, деревенский шарм и проходящую красоту в нежном и медленном изменении с течением времени за счет её использования.
2016_04_23_01_002
Мушмула или «Бива» тяван из знаменитой печи Хадано Сигэцу-Гама в Хаги.

2016_04_23_01_003
Многокамерная восходящая печь Сёйундзан Окада-гама в Хаги.

2016_04_23_01_004
Слева: совершенно новая Хаги Яки чайная чаша из печи Хадано Сигэцу-Гама. Справа: такая же чашка после нескольких недель использования. Окрашивание через трещины уже видно.

2016_04_23_01_005
Зубчатая ножка тяван мастера Окада Ю. Кодай раскрывает своеобразие и дух создателя.

2016_04_23_01_006
Мидзусаси работы Канэто Масанао из Тэнтёдзан-гама в Хаги.

2016_04_23_01_007
Большая скульптурная ваза Канэта Масанао ждет, чтобы быть глазурованной и обожженной.

Автор: Ай Канадзава
Перевод Дом Живого Чая (https://vk.com/teahouse_nsk)


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.