Техника заваривания чая в Гайвани

Если чайник – это отец чайной церемонии, то Гайвань – это её мать. Нет ничего удобней, чем Гайвань в умелых руках. Быстрая смена чайного листа, скоростной пролив и нейтральное отношение фарфора к разным сортам чая – всё это делает Гайвань универсальным предметом. Правда, для новичков она кажется очень неудобной.
2016_01_14_01_020
В дальнейшем, я обязательно создам практический материал по теме: «В чем разница между чайником и Гайванью?», а также подготовлю основные правила заваривания через Гайвань для новичков. Но сегодня, речь пойдет немного о другом…

В ходе обучения в Клубе Чайной Культуры я получил прекрасную академическую базу, но были и некоторые пробелы в чайной школе. Например, в регулярной практике мы использовали всего два хвата Гайвани с некоторыми модификациями. И этих наработок было недостаточно для того, чтобы выразить красоту жеста в чайной церемонии.

Итак, в ходе самостоятельной практики, я совершенствовал ГунФу в работе с Гайванью, изобретал новые приемы, а также заимствовал у других чайных мастеров.

И наконец, настал тот день, когда каждый из них получил своё название!

Всего оказалось без малого 49 способов, как заварить чай в Гайвани. А именно 7 способов держать Гайвань в руке и 7 специальных положений для крышечки…

Перед тем, как «тайные» способы будут представлены Вашему вниманию, я бы хотел обратиться к истории этого предмета…

Во времена династий Тан (618 — 907) и Сун (960 — 1127) заваривание чайного листа происходит в чашке без крышки, в цельном или порошковом виде. То есть, кипяток готовится отдельно и заливается в чашку с чайным листом.

В продвинутом, аристократическом варианте у чашки есть блюдце, которое будто возносит его над землей.
2016_01_14_01_001
2016_01_14_01_002
2016_01_14_01_003
Другая традиция этого времени заключается в том, что в чашку заливается готовый чай, сваренный методом Лу Юя в чайнике из белой Гуандунской глины на древесине грушевого дерева.

Дальше, во времена правления династии Юань (1271-1368) происходит плавный упадок чайной культуры под влиянием кочевых монгольских традиций. В это время особенно ценится плиточный чай из огрубевших побегов, который удобен для перевозки и поддерживает милитаристические интересы монгольских завоевателей, в том числе хана Хубилая. Но это влияние быстро сходит на «нет», китайская культура заботливо принимает в своё лоно степных кочевников, а хан Хубилай соглашается, что чай сваренный без ячьего жира всё-таки вкуснее…
2016_01_14_01_004
Во времена правления династии Мин (1368 — 1644) чайная культура достигает бурного развития, ареол выращивания чая расширяется по основным регионам, император Чжу Юань Чжан в 1391 году издает указ «о рассыпном чае», появляется технология прожарки чая и множество новых сортов, включая красные, желтые и бирюзовые…

Всё это сопровождается появлением Ча Ху и первых гайваней, которые заменяют старые формы и обеспечивают удобный пролив, который и называется сегодня заваривание чая способом Пин Ча.

Вдохновившись стихотворением Чжоу Бугао, я написал подражание его рифме с одной лишь разницей. В его стихах воспевается чайник, а в моих Гайвань.

И вот эти строки:

« Гайвань щедра, как нежная мать,
Она покорна и свободолюбива, как истинная жена,
Она изящна в своих движениях, как дикая лань,
Она покладиста, как служанка императора,
Она полна мудрости, как шкатулка с сокровищами,
Она необъятна и неизмерима, как океан,
Она непостижима, как замысел неба,
Она пуста, как даосский мудрец,
Она сияет, подобно лунному диску,
Она звучит, как стройный Гу Цинь».

Подводя итоги можно сказать, что «мы» проливаем чай уже примерно 500 лет, Гайвань в этом процессе играет ведущую роль, наравне с чайником. Это быстрый и удобный предмет, который необходим на Пути чая.

В тоже время существует дефицит практических наработок в гильдии чайных мастеров. Повсеместно используются всего два или три хвата Гайвани, которые ограничивают художественный потенциал чайной церемонии.

Для того, чтобы расширить практическую базу приемов в чайной церемонии – рассмотрим следующие варианты заваривания чая в Гайвани.

Хват №1. «Удар молнии»
Этот хват Гайвани достаточно широко распространен в чайной церемонии. С него начинается обучение в чайной школе и он подходит для всех размеров Гайвани за исключением очень больших.
2016_01_14_01_006
Техника исполнения одной рукой заключается в том, что большой и средний палец руки обхватывают Гайвань под самую кромку, а указательный ложится на «бусину». При этом безымянный палец и мизинец свободно раскрываются сбоку, создавая эффект молнии. В этом хвате не участвует основа.

Хват№2. «Большой колокол»
Этот хват Гайвани, также широко распространен в чайной церемонии. Он подходит для Гайвани большого размера.
2016_01_14_01_007
Техника исполнения двумя руками заключается в том, что большие пальцы фиксируют положение крышки, а средний палец, вместе с безымянным подхватывают основу. В этом хвате Гайвань зависает и опрокидывается, как будто большой колокол, который проливается своим чудесным звуком.

Указательный палец и мизинец находятся в свободном положении и слегка раскрыты.

Хват №3. «Я есть»
Этот хват Гайвани следующий по популярности, он выполняется одной рукой и подходит для всех размеров.
2016_01_14_01_008
Техника исполнения заключается в том, что крышка прижимается большим пальцем, а указательный и безымянный подхватывают основу, при этом указательный и безыменный палец слегка вытягиваются в стороны. Во время движения этот жест в языке глухонемых обозначает «Я есть то-то…»

Хват №4. «Храм восходящего солнца»
Этот хват Гайвани является отражением «Большого колокола», но гораздо сложнее в исполнении.
2016_01_14_01_009
В этом случае указательные пальцы двух рук фиксируют крышечку, а большие подхватывают основание, при этом остальные пальцы широко раскрыты, что напоминает сияние восходящего солнца.

Хват №5. «Коготь орла»
Этот хват Гайвани выполняется одной рукой и подходит для Гайвани маленького или среднего размера.
2016_01_14_01_010
Техника исполнения заключается в том, что большой палец прижимает крышку, а безымянный и указательный подхватывают ободок, при этом средний палец и мизинец остаются свободно открытими.

Хват №6. «Тайный водопад»
Это исключительно сложный в исполнении хват, который требует от чайного мастера максимальной выдержки и концентрации.
2016_01_14_01_011
Техника исполнения заключается в том, что крышечка прижимается основанием указательного пальца, а средний и большой пальцы хватают под ободок, при этом пролив осуществляется в сторону ладони!

Хват №7. «Бабушкин хват»
Этот хват повторяет движения архитипической бабушки, которая проливает чай через Гайвань. Она берет правой рукой основание, а левой придерживает крышечку и переворачивает Гайвань – это очень просто!
2016_01_14_01_012
На этом способы заваривания в Гайвани не заканчиваются. На самом деле их может быть гораздо больше. Но как показывает 7-ми летняя практика ежедневного заваривания чая, «Удар молнии», «Большой колокол», «Я есть», «Храм восходящего солнца», «Коготь орла», «Тайный водопад» и «Бабушкин хват» являются практически эффективными и эстетически правильными.

В дополнение к семи способам заваривания чая через Гайвань, в «Гильдии чайных мастеров» практикуются семь способов постановки крышечки.

Способ №1. «Месяц купается в водах реки»
Крышечка остается на своем месте, но слегка отодвигается в сторону. Таким образом, поток горячей воды попадает внутрь, через небольшой зазор. Это обеспечивает большую сохранность тепла, что способствует правильному приготовлению сильноферментированных сортов чая.
2016_01_14_01_013
Способ №2. «Рисовая шляпа в руках незнакомки»
Крышечка касается «земли» одной частью, а другая часть касается ободка. Выглядит, так, будто незнакомка ищет владельца потерянной рисовой шляпы.
2016_01_14_01_014
Способ №3. «Колесо у обочины»
Крышечка касается «земли» одной частью, а другая часть касается основания. Такое расположение напоминает колесо, которое долго катилось и наконец-то оперлось на обочину.
2016_01_14_01_015
Способ №4. «Отец и сын»
Крышечка переворачивается вверх дном и устанавливается на свою бусину. Такой способ требует дополнительного места на чайной доске.
2016_01_14_01_016
Способ №5. «Небесный веер»
Крышечка вверх дном аккуратно вставляется между основанием и центром, повисая в воздухе. Работает не на всех моделях.
2016_01_14_01_017
Способ №6. «Императорское ложе»
Крышечка вниз дном укладывается на церемониальный полотенчик.
2016_01_14_01_018
Способ №7. «Крыша чайного домика»
«Крыша» остается в руке и зависает над открытой Гайванью, потоки воды ударяются о неё и перетекают на чайный лист. Такой способ позволяет дополнительно остудить воду для заваривания слабоферментированных сортов.
2016_01_14_01_019
Итак, мы рассмотрели 7 способов постановки крышечки, которые безусловно дополнят собой 7 хватов и помогут ответить на вопрос: «Как заварить чай в Гайвани?»

Источник: http://teamaster.info


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.