Чайная утварь Идо

Тяваны (чайные чаши) «Идо» — первый из трёх видов знаменитых чаш для Японской Чайной Церемонии. Знаменитое высказывание гласит: «Первое место за Идо, второе у Раку, третье у Карацу» (一楽二萩三唐津). Это значит, что тяваны Идо ценились выше всего. Даже учитывая, что тяваны Идо не были родом из Японии, а обжигались в печах южной корейской провинции Кёнсан-Намдо , многие Японцы считают их утварью высочайшего класса для Чайного Действа.
2015_12_30_01_001
‘Кидзаэмон’ (Чосонская династия, 16-е столетие), чаша разновидности О-Идо, обозначенная как национальное сокровище. | Даитоку-дзи, Киото

Изначально, во времена корейской династии Чосон (1392-1910), тяваны Идо были низкокачественными чашами, используемыми для повседневных нужд и не предназначались для чая. Значительное количество тяванов Идо было завезено в Японию, чтобы удовлетворить японский спрос. В период Момояма (1568-1603) в Японии появился знаменитый чайный мастер Сэн но Рикю, который популяризовал дух Ваби в Чайной Церемонии. Ваби означает лицезрение красоты в несовершенстве. Таким образом тяваны Идо покорили сердца многих японцев, что искали дух Ваби в тот период. Формы тяванов Идо и в самом деле несовершенны, но они излучают совершенную естественную красоту.

Чтобы раскрыть историю этих шедевров, нужно заглянуть в историю 16го века, период гражданской войны в Япониии, когда искусство чайного действа стало одним из наиболее важных политических инструментов того времени. В то время как чайная церемония, практикуемая аристократами и военной знатью в начале 1500х годов, стремилась к элегантности, присущей Китайской чайной церемонии, влияние Дзэн-буддизма вскоре привело к её изменению в Японии в новую форму.

Под созидательным влиянием чайных мастеров того времени, таких как Сэн но Рикю (1522-1591), к чайной церемонии взросло более спартанское отношение, в котором ценились простота и безыскусность. Известное как ваби-тя, оно акцентировало внимание на ритуале, чтобы усилить общую природу жизни и духовную связь, которая, как верят практикующие, существует между всеми людьми. Впервые, вместо ставшей тогда стандартной практикой преподношения каждому гостю отдельной чаши для чая, чайное действо, включающее приготовление «густого» чая, называющегося кои-тя, разделялось совместно из одной чаши, которая передавалась между участниками ритуала.

Впечатлённая общим символизмом действа, военная знать 16го века начала практиковать ритуал со своими наиболее ценимыми вассалами и союзниками, чтобы усилить их политическую лояльность. В руках военачальников, скромные чаши Идо вскоре приобрели высокое положение и стали символом власти, даровавшейся вассалу как награда за преданность и военные победы. Чайное действо усиливало иерархию через ритуал и в этом ключе оно создавало кровные, почти родственные узы, между военачальниками.

2015_12_30_01_002
‘Sogyu’, чаша разновидности О-Идо (16-е столетие) | Музей Нэдзу

Важные черты тяванов Идо:

  • 1) Форма, по меньшей мере 20% формы придается после обработки на гончарном круге, во время вращения чаши. Финальное придание формы фокусируется на основании.
  • 2) Цвет, бива (ビワ, biwa), бледно-желтый — необходимый цвет.
  • 3) Каираго (kairago) — «усеянное» пространство возле основаня чаши. На русский можно перевести примерно как «отделка бусинами».
  • 4) Поворот основания, другими словами форма основания и низ основания. Основание должно быть низким. Чаши с высоким основанием называются Гоки тяванами и они совершенно другие.
  • 5) Рот чаши должен быть практически незаметно «расклешенным».
  • 6) Тядамари. На дне чаши должна быть небольшая выемка, называемая тядамари — чайный колодец с японского (в нём соберутся последние капли чая).

Существует 4 основных разновидности Идо.

  • Оидо (大井戸) — большие чайные чаши.
  • Коидо, (小井戸, малые Идо) имеющие также написание 古井戸. Судя источнику, оба написания читаются как Коидо.
  • Аоидо (青井戸, синие Идо).
  • Идоваки (Idowaki) Этот тип чаш, включенный в Идо, содержит утварь, сильно отличающуюся от остальных чаш Идо. По некоторой информации, чаши Идоваки были близки к Идо, пока не были полностью включены в разновидность Идо

2015_12_30_01_003
‘Сибата,’ чаша разновидности Ао-Идо (16-е столетие) | Музей Нэдзу

Источник: http://tealion.ru/blog/


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.