Чай и творчество
Издавна напитком мудрости считался кофе. Великий французский писатель Оноре де Бальзак, например, постоянно возбуждал свой мозг кофейным допингом. Я ничего не имею против этого тонизирующего, бодрящего напитка. Но вот что-то не припомню в истории науки и техники хотя бы одно сколько-нибудь серьезное изобретение, толчок к которому дало бы «кофепитие». А вот за чашкой чая сделано немало открытий.
Одно из первых озарений, посетивших человека за чайным столом, привело к изобретению шелка. Как утверждает китайская легенда, удивительное свойство кокона тутового шелкопряда — способность разматываться — открылось императрице Си Лингси во время чаепития в саду, под сенью роскошного тутового дерева. В чашку с напитком упал кокон, и императрица, пытаясь вынуть его, потянула за торчащий из него волосок. Да не тут-то было. Коротенькая шелковинка образовала ворох-моток. В итоге затянувшейся процедуры извлечения из чашки вертящегося кокона-упрямца и была получена первая в мире шелковая нить.
На одной японской гравюре (она датирована 1890 годом) имеется надпись в верхнем правом углу: «Исаак Ньютон — гениальный и скромный основатель нового учения» . В Стране восходящего солнца чай был возведен в культ. Имелся даже связанный с ним ритуал поклонения чайному пророку Даруме, а также чайная церемония, одной из задач которой было — способствовать философскому восприятию мира. Япония обогатила мировую культуру «чайной» поэзией и «чайным» образом жизни. И можно лишь выразить удивление, что японский художник, изображая Ньютона, упустил весьма существенную деталь: чашку с популярным напитком в руке гениального английского ученого — заядлого чаевника. Один из друзей И. Ньютона — Стекли оставил нам такую историю знаменитого ньютоновского яблока: «После обеда погода была жаркая; мы перешли в сад и пили чай под тенью нескольких яблонь. Мы были только вдвоем. Между прочим, сэр Исаак сказал мне, что точно в такой же обстановке он находился, когда впервые ему пришла в голову мысль о тяготении. Она была вызвана падением яблока, когда он сидел, погрузившись в думы. Почему яблоко всегда падает отвесно, подумал он про себя, почему не в сторону, а всегда к центру Земли? Должна существовать притягательная сила в материи, сосредоточенная в центре Земли. Если материя тянет другую материю, то должна существовать пропорциональность ее количеству. Поэтому яблоко притягивает Землю так же, как Земля — яблоко. Должна, следовательно, существовать сила/подобная той, которую мы называем тяжестью, простирающаяся по всей Вселенной».
Чай оказал воздействие и на творчество великого Альберта Эйнштейна. Известно, что основоположник теории относительности сформулировал задачу о поведении чаинок: почему они собираются после размешивания сахара к центру стакана? Академик М.А. Лаврентьев, поставивший этот вопрос на страницах журнала «Наука и жизнь» в 1966 г. (№ 1, с. 48), считал, что ответ на него вполне мог бы стать основой кандидатской диссертации. Решение было найдено лишь спустя десять лет, о чем сообщила та же «Наука и жизнь» (1987, № 5, с. 86 — 87). Теперь этот опыт легко может проделать каждый, ознакомившись с этой журнальной публикацией. Кстати, изучая закономерности поведения чаинок в стакане, можно выйти и на разгадку тайны Бермудского треугольника.
Впрочем, чтобы совершить открытие, вовсе не обязательно ждать, пока тебе подадут чай. Согласно английской легенде, изобретатель паровой машины Джеймс Уатт (1736 — 1819) впервые задумался над использованием силы пара еще в детстве, созерцая подпрыгивающую крышку закипающего чайника.
Еще в 200 г. китайский врач Хуа То в своем «Трактате о пищевых продуктах» отмечал: «Длительное применение чая помогает работе мозга» . В самом Китае чай способствовал изобретению фарфора. А необходимость быстрейшей доставки свежего урожая зеленого листа с китайских плантаций в Великобританию и Северную Америку стимулировала конструкторскую мысль Запада на создание быстроходных трансокеанских судов — чайных клиперов.
У нас же, в России, именно в заботах о приготовлении чайного напитка родилась идея оригинального водонагревательного котла. Поначалу в Западной Европе его окрестили в шутку «главным русским изобретением». Немцы назвали его «русской чайной машиной». Самовар оказался не просто красивым металлическим сосудом для кипячения воды, который хорошо смотрелся на столе, но и принципиально новым техническим устройством. Благодаря особой конструкции такой кипятильник сигнализировал о степени готовности воды для чая, а точнее — о всех стадиях кипения: сначала этот «музыкальный агрегат» пел, потом шумел, затем бурлил.
Древние китайские мудрецы, отмечая эвристическую роль чайного напитка, не уставали повторять, что это не единственное его привлекательное достоинство. Во многих старинных рукописях утверждалось, что чай не только пробуждает мысль, но и смягчает сердце ученого-рационалиста, снимает усталость от напряженных умственных занятий. Не случайно в Танской империи (618 — 907), где большую роль играла система государственных экзаменов — «кэцзю» (их успешная сдача и получение ученой степени давали право на занятие казенных должностей), во время изнурительных многодневных испытаний экзаменаторы поддерживали свой силы именно чаем.
И поныне за чашкой тонизирующего напитка обсуждают сложные проблемы ученые Кембриджа. Такие чаепития в этом прославленном научном центре стали традиционными благодаря академику П.Л. Капице, приехавшему в научную командировку в Великобританию в 1921 г. со своим самоваром. Существует снимок (оригинал хранится в архиве семьи ученого), на котором запечатлена одна из таких бесед за чайным столом с участием знаменитого английского физика Э. Резерфорда. Не обходятся без чая и заседания Президиума РАН. Жаль только, что при этом не соблюдается демократический принцип: видимо, по недомыслию хозяйственных служб здесь никогда не предлагают академический напиток гостям Президиума, людям, приглашенным на то или иное заседание.
Чаевничанье стало постоянной формой проведения заседаний даже в стране кофейных плантаций мирового значения, в Бразильской академии литературы.
Благотворному физиологическому воздействию чайного настоя уделил немало внимания немецкий физиолог и философ Якоб Молешотт (1822 -1893), исследования которого сыграли значительную роль в развитии физиологической химии. По его наблюдению, чай «меньше горячит фантазию, так что получается возможность исполнять умственную работу с бjльшим покоем и более сосредоточенным вниманием, не испытывая такой гонки идей, как после употребления кофе». Чаю посвящены яркие страницы в его «Учении о пище». Молешотт вдохновенно писал о нем: «… придает человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному размышлению; под его влиянием, несмотря на усиленную живость в движении идей, внимание с большей легкостью останавливается на определенном предмете, — испытывается чувство благосостояния и веселости, -творящая сила мозга принимает полет, сдерживаемый в границах, полагаемых силой внимания, — и все блуждает в погоне за идеями, не относящимися к делу. Образованные люди, собравшись за чайным столом, в состоянии поддерживать правильный разговор — углубляться в вопросы, и тихая веселость, сообщающаяся им под влиянием чая, в большей части дает возможность довести эти беседы до желаемого конца».
Вывод о миротворческой, умиротворяющей роли чая, сделанный сто лет тому назад, стал еще более актуальным сегодня, когда с новой силой «кипит наш разум возмущенный» и в научной среде бурлят не всегда научные страсти. И гасить их нередко помогают так называемые лабораторные чаи, организация которых давно практикуется в исследовательских коллективах. Так, в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН (Санкт-Петербург) эту традицию заложил физиолог академик Е.М. Крепе. Со стаканом «лабораторного чая» в руках нередко видят коллеги основателя Ногинского научного центра Ф.И. Дубовицкого.
Остается лишь добавить, что чай — это не только усмиритель страстей и стимулятор мысли, но и сам по себе увлекательный предмет для исследований.
В.В. ХОХЛАЧЕВ
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 1994, том 64, № 5,463 — 464
Источник: http://www.ras.ru