Фарфор Кутани

Знаменитый фарфор из Японии, который еще называют фарфором «из девяти долин» — Кутани (Kutani ware, 九谷焼, Kutani-yaki). Название Кутани переводится как «девять долин», потому что место, где находилась деревня Кутани, действительно представляет собой девять долин, зажатых горами.
2015_08_04_01_001
Знаменитый фарфор Кутани. Старинная юноми «Цветущие хризантемы» с сайдзы, 1920-ые годы. Ручная роспись. Объем ~ 180 мл

За прошедшие столетия продукция Кутани переживала периоды взлета к вершинам славы и долгого забвения. Первый пик известности пришелся на вторую половину XVII — начало XVIII вв. Теперь искусствоведы именуют местные изделия этого периода Ко-Кутани (Старый Кутани). Последовавшие годы охлаждения интереса к продукции местных мастеров сменились в 1807 году новым расцветом, который и поныне обеспечивает этому поселку процветание, славу и нескончаемый приток туристов.

Вся прелесть Кутани — в декоре, исполненном разноцветными эмалями. Сначала прорисовывался тонкий контур рисунка, а потом его отдельные части «заливались» красками — зеленой, желтой, красной, пурпурной и темно-синей. Этот стиль называли госай — пять цветов.

Применялись белые эмали самых различных сортов: матовые, блестящие, с гаммой оттенков от молочного до голубоватого. Подглазурный рисунок кобальтом варьировался от бледно-голубого до темно-синего. Рисунки росписи заимствовались с картин японских художников школ Кано (особенно часто — Кусуми Морикагэ) и Тоса, а также попадавших в Японию китайских произведений эпохи Мин (1368-1644 гг.) или эпохи Цин (1644-1912 гг.). Так, известно, что Тосимицу Маэда неоднократно посылал своего слугу в Нагасаки для покупки многоцветного китайского фарфора и делал соответствующие заказы голландским купцам, торговавшим с Китаем. Наиболее распространенным рисунком декора были цветы, ветви деревьев, птицы. Одни из шедевров того времени связывают, хотя и с долей неуверенности, с именем мастера Сайдзиро Гото, несколько раз упомянутого в старых хрониках, но не ставившего своего клейма на керамике. После обнаружения в провинции Кага месторождения пригодной для изготовления фарфора глины он был послан князем на Кюсю, в Ариту, чтобы изучить мастерство местных керамистов, и после возвращения в родные края построил в Кутани первую восходящую гончарную печь ноборигама, позволявшую регулировать режим обжига.
2015_08_04_01_002
Про маркировку:
До XIX в. необходимости маркировать изделия не было, так как продукция практически не выходила за границы провинции, в которой была сделана. Топонимические марки также появляются только при создании внутреннего японского рынка в XIX в.

Известны две основные марки, использовавшиеся в многочисленных мастерских этого керамического центра. Изделия Кутани маркировались двумя иероглифами «Кутани», нанесенными подглазурной краской, или оттиснутыми в керамической массе на дне изделия; иногда к топониму добавлялось название мастерской или имя керамиста.
2015_08_04_01_003
Первый иероглиф — девять, второй иероглиф — долина, к ним могут присоединяться иероглифы — сделано в, произведено в, имя мастера. Также известны изделия Кутани, маркированные иероглифом «фуку» в архаическом написании — на желтом фоне в квадратном картуше.

История ранней керамики Кутани недостаточно изучена. Первые мастерские в местечке Кутани провинции Кага (современная префектура Исикава) появились в связи с попытками наладить экономически выгодное производство фарфора в середине — второй половине XVII в. Вероятно, для налаживания производства в Кага были приглашены мастера из других провинций, в том числе и Тамура Гэндзаэмон из Киото. В то же время археологические раскопки в месте нахождения старых печей в старейшем фарфоровом центре Японии Арита (провинция Хидзэн, современная префектура Сага) подтверждают, что так называемый «старый фарфор кутани» (ко-кутани) в XVII в. производился в Арита. Считается, что мастерские фарфора в Кутани были по экономическим причинам закрыты в конце XVII в. На протяжении всего следующего века мастерские продолжали производить керамику низкого качества, предназначенную для продажи на местном рынке. В начале XIX в. власти провинции Кага распорядились расширить производство изделий из лака и керамики. В основном это была продукция, ориентированная на экспорт; таким образом, провинция стремилась занять экономически независимое положение. Название «ко-кутани» появляется только с возрождением производства в XIX в. для того, чтобы разделить новую продукцию («син-кутани», новая кутани) и изделия XVII–XVIII вв. («ко-кутани»). Только с начала XIX в. продукция мастерских начинает маркироваться: появляется надглазурная марка в виде иероглифа «фуку» или топонима «Кутани».

Таким образом, возрожденное в начале XIX в. производство в Кутани было, с одной стороны, ориентировано на старые образцы, известные как ко-кутани (вне зависимости от реального места производства последних), с другой стороны — рассчитано на экспорт. Марка «фуку» должна была служить своего рода ссылкой на долгую историю керамического производства в Кутани для внутреннего рынка, а для внешнего — придавать изделию аутентичный дальневосточный вид и служить доказательством подлинности.

Сайдзы — один из видов написания иероглифов кистью — уникальный стиль посуды Кутани, требующий от исполнителя большого мастерства и опыта. Эта техника появилась в эпоху Мэйдзи, создателем ее был Мастер Сэйдзан Ода. Обычно в стиле сайдзы наносились классические стихи, которые Мастер наносил внутри или снаружи чашки для чая и сакэ.

2015_08_04_01_004

2015_08_04_01_005
Антикварный Кутани юзамаси. Ручная роспись, фарфор, Япония, 1890-ые годы

2015_08_04_01_006
Конец 1800-ых Антикварное блюдце Кутани, ручная роспись, Япония, диаметр — 24 см

2015_08_04_01_007
Фарфоровая пиала Кутани из знаменитой печи Эйраку, 1990-ые, Япония, ~ 45 мл

2015_08_04_01_008
Винтажная фарфоровая Кутани пиала с сомэтсуке, Япония, ручная роспись, в деревянной коробочке, ~ 30 мл

2015_08_04_01_009
Конец 1800-ых Антикварное блюдце Кутани, ручная роспись, Япония, диаметр — 24 см

2016_03_14_02_001
Старинная Кутани Кинрандэ цветочная ваза ручной росписи «Павлин и пионы». Поставляется в оригинальном подписанном томобако. Знаменитая подпись «Кутани» вместе с подписью мастера стоит на дне изделия. Высота ~ 26 см, диаметр горлышка ~ 7 см

2016_03_14_02_002
Антикварная Кутани пиала ручной росписи «Журавли и сосна мацу» 1920х годов, ~ 150мл

2016_03_14_02_003
Красно-зеленый чайный набор Кутани 1970х годов. Набор состоит из небольшого хохина (~90 мл), юдзамаси для регулировки температуры воды (~100мл), и четырех небольших пиал по ~40 мл. На дне изделий стоит подпись, читается как «Кутани Сёдзю».

2016_03_14_02_004
Старинный Кутани юзамаси был сделан в 1920х годах. Юзамаси покрыт изображением красивого зимнего пейзажа, сделанного вручную, отделан красной и золотой эмалевидной краской. Знаменитый знак Кутани стоит на дне изделия

2016_03_14_02_005
Конец 1800-ых Антикварное блюдце Кутани, ручная роспись, Япония, диаметр — 24 см

2016_03_14_02_006
Старинная пара Кутани пиал ручной росписи «Жёлтые цветы азалии» 1960х годов, ~ 160мл. Знаменитый знак Кутани и подпись мастера «Мицусэ» стоит на дне каждой пиалы

2016_03_14_02_007
Кутани пиала 1990х годов, ~ 160 мл. На пиале вручную нанесен известный сюжет династии Тан с играющими детьми с цветами и флейтами. Цвета соответствуют традиционной палитре изделий Кутани — зеленый, желтый, фиолетовый, синий и красный. Подпись мастера стоит на дне и читается как «Сэйко Кутани».

2016_03_14_02_008
Старинный набор 7 пиал Кутани ручной росписи «Семь богов счастья — Ситифуку-дзин» 1970х из знаменитой печи Кутани Сэн-рю. Внутри каждая пиала отделана золотой эмалью, снаружи кистью нанесены узоры сомэтсукэ. На дне стоит известное клеймо Кутани. Поставляется с оригинальном подписанном томобако.

2016_03_14_02_009
Старинный набор Ёхэн Кутани пиал «Феникс» расписанных вручную в 1950х годах. Внутри каждой пиалы надглазурной эмалью нанесено изображение Феникса на фоне Ёхэн. Ёхэн относится к изменениям, которые происходят с изделиями в печи во время обжига. В нашем случае коричневая глазурь, стекая от кромки пиалы, смешивалась с более светлой глазурью. ~ 25 мл

Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.