Хвала шенам

Радио Пуэр FM. Выпуск 86

Говорим о том, почему на протяжении пятнадцати лет шен пуэры в России были несколько в тени, почему сейчас интерес к ним растёт, и как это связано с преобладающим в чайном сообществе отношением к чаю и ожиданиями от него; о том, чем шен пуэры отличаются от других чаёв, и почему культура работы с шенами – это культура интереса и уважения к знаниям и к течению времени; о «престижности» и «непрестижности» любви к тому или иному виду чая и о том, как эти вопросы связаны с самоутверждением и проблемами с самооценкой и самолюбием.
2015_06_09_01_005

Наши коллеги Лена и Сергей Воронины из «Чайной Всех Планет» прислали в нашу редакцию вопрос: «Почему столько «фанатов» именно шенов, и почему быть «фанатом» шена — это «престижно», а быть, например, «фанатом» красного чая или улунов, как-то не так престижно?»

Когда я его прочёл, я прыгал и кричал «ура!» — я радовался, что мы наконец-то дожили до времени, когда этот вопрос стал возможен! На протяжении пятнадцати лет шены оставались в тени — и на то были причины, и чуть позже я о них скажу. Ещё года три-четыре назад в опросах типа «что вы предпочитаете, шен или шу» соотношение было 1 к 5, а то и 1 к 10 в пользу шу. Но постепенно ситуация стала выправляться, где-то год назад они сравнялись, а недавно я своими глазами видел российскую группу, в которой в аналогичном опросе было 7 к 1 в пользу шенов.

Или другой пример: один из первых ростовских чайных клубов, открывшийся много лет назад, назывался «Улун», а сейчас есть замечательный видеопроект, который называется «ШЕН».

Тенденция налицо, но эволюция вкусов и интересов и волны моды в чайном сообществе очень неравномерны, в разных уголках чайного мира время течёт с разной скоростью, эта несинхронность – одна из самых любопытных его черт. Это всё равно, как если бы на одной окраине нашего города расположился центр межгалактической торговли, а на другой кроманьонцы выясняли отношения с неандертальцами. При этом кроманьонцы порой расписывали бы стены пещер лазером, а астронавты время от времени гонялись за мамонтами.

Так что одни наши гости удивляются, почему так много фанатов шенов, а другие в то же самое время спрашивают, сейчас воспроизведу дословно: «А что, шены уже совсем ушли в историю? Или их кто-то ещё делает?» Просто они с другой окраины, и поди разбери ещё, кто тут из прошлого, а кто — из будущего)))

Поэтому надо понимать, что такой вопрос может не только не иметь ответа, но и вообще выглядеть странно без уточнения: а где именно вы видите так много фанатов шенов?

Впрочем, раньше их не было много нигде… В эпоху ИСТа и «Эрмитажа» в центре внимания был не чай как таковой, а чайное действо, чайная церемония, акт чайной культуры. Отцам-основателям было важно создать представление об альтернативном времяпрепровождении, обладавшем качествами, которых недоставало (и недостаёт) в российском социуме: ясным спокойствием, расслабленной внимательностью, созерцательностью, наслаждением от того, что всё идёт так, как идёт. Посетители чайных клубов в девяностых и начале двухтысячных были «чайными медитаторами» с минимальным или нулевым опытом, их внимание нужно было мягко направить на пока ещё нехоженные тропинки, а для этого требовалась достаточно сложная и чёткая форма. Чай, конечно, был основой всего этого, но на первый план выходили всё же манипуляции с ним, замысловатые, элегантные и сами по себе настраивающие на возвышенно-медитативный лад. Стоит ли удивляться, что главными чаями, можно сказать, символом этой эпохи стали улуны? Одной только игрой со стаканчиками и чашечками, с обменом ими друг с другом, с подсчётом «булек» можно увлечься надолго; а наблюдение за тем, как все заварки отличаются друг от друга, займёт всё оставшееся время. Досталось славы и зелёным чаям: с ними, конечно, так не поиграешься, зато они так резко отличались от привычного повседневного чая, что это сразу создавало ощущение экзотичности и элитарности, и к тому же у большинства знаменитых зелёных сортов есть очень красивые древние легенды. Могли ли в такую чайную культуру успешно вписаться шены? Вряд ли. Игры с шенами выглядят не очень-то уместными, ничего внешне впечатляющего и запоминающегося в них нет, красивыми легендами они не богаты, удовольствие они доставляют людям с уже тренированным вниманием, которых не надо увлекать и развлекать.

Потом настали другие времена, и на смену нью-эйджу и китайскому поп-фолку пришёл русский рэп с «опасными сортами» и «статьёй два-два-восемь со специальным чайным подпунктом». Спето было и про Те Гуаньинь, и про Да Хун Пао – но, заметьте, многие из познакомившихся с чаем на этой волне ни разу не держали в руках вэнсянбэй и ни разу не пили настоящие утёсные улуны. А настоящим символом этой новой формации стал шу пуэр. Вряд ли найдётся ещё хоть одна страна, где шу пуэр был бы столь же популярен, как в России года три назад. Почему – сложно сказать однозначно. Может быть, потому, что он одновременно и похож на привычный красный чай (цветом настоя и плотностью вкуса), и заметно от него отличается. Это отличное сочетание качеств для начинающих. Но лично я подозреваю, что дело в том, что недорогой шу пуэр – пожалуй, самый простой в обращении чай, главное, заварки не жалеть. Никакими особенными тонизирующими свойствами шу пуэр по сравнению с другими видами чая не обладает – но это при равной концентрации настоя. А шу можно заварить гораздо крепче, и при этом его вкусно будет пить. Мне кажется, разгадка в этом: чтобы заметить, как какой-то другой чай влияет на состояние, нужно быть внимательным к себе, чай нужно взять не абы какой, и обращаться с ним нужно умело. А с шу это не обязательно, его можно просто взять вдвое-втрое больше, шен и улун такой крепости в рот не возьмёшь, а шу очень даже ничего, и эффект сразу будет ощутим. Будет что вспомнить и друзьям рассказать. Могли ли шены удачно вписаться в жизнь так называемых «чайных пьяниц»? Вряд ли. Они, может, и не так нежны и чувствительны к навыкам мастера, как улуны, их сложнее загубить, но и извлечь из хорошего, интересного шена его мелодию безупречно и полно надо ещё суметь. Получаются они ой как по-разному, и к исследованию этого надо иметь склонность, которая имеет мало общего со стремлением, «чтобы вштырило». Удовольствие, которое могут подарить шены, никак не связано с чифирным трипом и с острыми ощущениями, оно в вариациях, нюансах и комбинациях оттенков, в которые надо всматриваться и вслушиваться.

А вот теперь ветер меняется вновь, по крайней мере, кое-где. Появилось заметное количество людей, которым не интересны ни красивые позы, интерьеры и древние легенды, ни учащённое сердцебиение и головокружение; людей, которые чувствуют, что в чае есть глубина, но она не в том, чтобы получилось побольше заварок, и не в том, чтобы нахлобучило и расколбасило. Опытные любители чая меньше ходят в чайные клубы, чем десять лет назад, и больше пьют чай дома, теперь у них дома есть для этого всё необходимое, поэтому зрелищность и внешний лоск стали менее востребованы, а простота и содержательность – более. От торжественных чайных церемоний раз в месяц или в неделю люди переходят к повседневному общению с качестваенным чаем. Мало-помалу перестают быть интересными и любители сделать мистический туман погуще, и харизматичные носители «живого современного русского языка». Люди начинают прислушиваться к тем, у кого есть знания и опыт, при этом манера подачи может быть очень разной – от непринуждённых роликов Ильи Бадурова до длинных серьёзных статей в группе Ивана Полоусова. Возник спрос на компетентность, на объективные знания, на более глубокое понимание, что к чему. Посмотрите, сколько за последние год-два появилось чайных подкастов и видеоблогов просветительского характера, где зрителей и слушателей не пичкают эзотерикой или «культуррной культуррой», а излагают им базовую информацию о том, что такое чай, как он растёт, как его делают, и т.д. И вот этому новому течению, серьёзному, спокойному, чистому и трезвому как нельзя лучше соответствуют шены. И пусть на меня затаят обиду поклонники других видов чая, но я скажу, что если вы видите, что в вашем окружении любителей шенов становится всё больше, то это означает, что вы попали в хорошую компанию.

Шены обладают рядом количественных и качественных отличий от других видов чая, которые ставят их – ладно, опять-таки чтобы никого не задеть, скажу не на первое, а на совершенно особое место.

Начнём с того, что сырьём для хороших шенов служат листья с чайных деревьев. Даже молодое, даже окультуренное дерево имеет более сложную и богатую биохимию, чем плантационные кусты, а о старых и о диких деревьях нечего и говорить. Содержание большинства значимых веществ в листьях деревьев выше, в них больше и полифенолов, и чайных аминокислот, и минералов. Можно сказать, что в шенах с деревьев намного больше собственно чая, чем в других чаях))) Шены с кустов такими преимуществами не обладают, ну так, во-первых, у них и фанатов нет, а во-вторых, они всё-таки тоже относятся к ассамскому варианту чайного растения, изначально представляющему собой дерево, а не к китайскому.

Шены – это яркий пример цзы сян, «вкуса природы»: обработка призвана лишь подчеркнуть и сохранить то, что в чае уже есть, в отличие от гун сян, «вкуса мастерства» улунов и красных чаёв, который формируется человеком в процессе обработки. Хорошо и то, и другое, но в идее прикосновения к естественному, самой природой созданному вкусу есть что-то созвучное… ну, не философии чая, а, скажем так, одной из возможных философий чая, которая видит благо в открытости, доверии, в наслаждении тем, что уже есть, а не в погоне за тем, что может быть. Все эзотерические практики разделяют иногда на путь магии и путь йоги. Цель магии – в изменении мира в соответствии с собственными желаниями; цель йоги – изменение себя в соответствии с гармонией мира. Шены, несомненно, воплощают в себе идею йоги. Очень простая, архаичная технология, в которой мастер очень мало воздействует на чай, очень мало привносит от себя. Контакт с этим – это как глоток мира и покоя в гонке достижений и амбиций.

Наконец, шены – это непревзойдённое богатство и разнообразие вкусовых ощущений. Лишь отчасти к ним могут приблизиться настоящие утёсные улуны или классные высокогорные тайваньцы, по сравнению же с абсолютным большинством видов чая шены – как звучание симфонического оркестра рядом с восьмибитным рингтоном. Поклонники творчества Толкина часто говорят, что своей популярностью в России книги профессора обязаны русским переводчикам, и приводят такой пример: в оригинале «Властелина Колец» написано «Boromir smiled», в переводе Муравьёва и Кистяковского – «Боромир слабо улыбнулся», в перевде Григорьевой и Грушецкого – «Слабая тень улыбки промелькнула на бледном, без кровинки, лице Боромира». Вот шены – это чайный дух, чайная истина в наиболее подробном, наиболее художественном переводе… Но их оттенки и ноты не ярки, не кричащи, не бросаются в глаза, споря друг с другом; они требуют внимания и вдумчивости, требуют, если угодно, определённой внутренней работы. Это не блокбастер с умопомрачительными спецэффектами и не захватывающее театральное действо, а просто хорошая книга, которую надо внимательно читать и думать над ней. Зато бразильский карнавал наскучит вам уже на второй день, а хорошую книгу вы будете перечитывать много раз на протяжении жизни, открывая в ней что-то новое. И ещё момент: блокбастеры, аттракционы и карнавалы происходят снаружи вас, проникая в вас лишь на какую-то глубину; когда же вы читаете хорошую книгу, работает ваше собственное воображение, новый мир создаётся у вас внутри из материала вашей собственной души, ваша душа приходит в движение. Общение с шенами – процесс более интимный, более личный, чем с другими видами чая, в нём больше близости. Современному цивилизованному человеку с близостью непросто: она для него неудобна, она накладывает слишком большую ответственность, он её боится – но при этом ему жутко её недостаёт.

Что ещё очень важно – многочисленные оттенки вкуса и аромата шенов не случайны, а связаны с несколькими факторами, каждый из которых является отдельной независимой шкалой, осью координат, а вместе они формируют многомерное пространство, в котором можно ориентироваться, которое можно осваивать, создавая постепенно внутреннюю карту этого огромного материка. Это не калейдоскоп, картинка в котором возникает случайным образом. Труд по изучению этих факторов не будет напрасным, не обесценится. Гора И У останется горой И У, а брэнд Юн Дэ Цзи Юй – брэндом Юн Дэ Цзи Юй, и если вы внесёте их в свою картотеку ощущений, то будете знать, что от них ожидать, точно так же, как будете знать, что ожидать от средневековой итальянской комедии или от японской поэзии периода Хэйан, если ознакомитесь с ними. Один из основных факторов – это возраст. Юные (текущего года), молодые (2-4 года), выдержанные (5-10 лет) и старые шены (15-20 и старше; подчеркну, что рамки я указываю ориентировочно, условно, никакой официальной типологии нет) – это, по сути, четыре разных вида чая, отличающихся и внешне, и по вкусу и аромату, и по характеру воздействия. Разное происхождение сырья – это другая шкала; ни для одного другого вида чая место сбора не имеет такого значения, но об этом мы подробнее поговорим в другой раз. Характер самого сырья: сроки сбора, например — хотя более традиционным временем сбора является весна, поздне-летние и осенние шены порой бывают весьма интересны, и у них есть своя специфика; или взять пурпурное сырьё – это тоже определённый вкусовой профиль, причём разный у разных подвидов, у Цзы Я один, у Цзы Чжуань другой и т.д.; или зрелые большие листья – тоже очень интересная тема. Разные фабрики, наконец: практически у каждого приличного брэнда есть свой узнаваемый почерк. Получается, что вкус шена несёт в себе большой объём информации и способен рассказать целую историю тому, кто потрудился изучить его язык. Шены в этом отношении не уникальны, в какой-то мере то же самое можно сказать о любом хорошем чае… но лишь в какой-то мере. Объём и глубина тут намного больше.

Шены исключительно индивидуальны, и эта индивидуальность определённа, фиксирована, предметна: пуэр – это «чай с известным кодом». В пакетике с надписью «Те Гуаньинь» может лежать какая угодно Те Гуаньинь и вообще что угодно, эта надпись ровным счётом ничего не значит; по надписям на обложке пуэра вы можете совершенно однозначно определить, что внутри. Если вам понравилась какая-то Те Гуаньинь, но вы не знаете, у кого она была куплена и кем произведена, у вас нет никаких шансов найти именно её. Если вам понравился какой-то шен, то по его обложке вы сможете рано или поздно найти этот чай – не похожий на него, а именно его. Если другие чаи – это вещества, то пуэры, благодаря прессованной форме и, самое главное, точной маркировке – это вещи, предметы. Плюс к этому большинство видов чая живёт в лучшем случае несколько лет, а пуэр может храниться десятилетиями. Всё это в сумме делает пуэр не просто чаем, а объектом коллекционирования. Потому и существуют, например, огромные иллюстрированные каталоги старых шенов, в которых детально разбираются особенности оформления обложки. Это те слои чайной жизни, которые в работе с другим чаем просто отстутсвуют.

Коллекционирование – это вовсе не просто собирание и накопление. Это в первую очередь, работа с информацией, поиск её, погружение в неё, разграничение достоверного и недостоверного, изучение истории, попутно – расширение кругозора за счёт того, что узнаёшь много такого, что напрямую к делу не относится; это уход за коллекцией, это радость от заполнения пробелов в ней и радость от обмена частями коллекции с другими коллегами, а главное – радость от обмена знаниями и впечатлениями. Другие чаи тоже могут подарить нечто подобное, но в гораздо более скромном, урезанном масштабе. Кто-то может рассказать вам о своим впечатлениях от Бань Тянь Яо, но это будет другой, незнакомый вам Бань Тянь Яо, в этом диалоге вы подойдёте друг к другу, но так и не встретитесь. Если же человек расскажет вам о Чантае Наньно 2006 года с синим чайником на обложке, то это будет такой же точно блин, что и ваш, вы сможете поговорить об одном и том же, вы встретитесь. А это важно.

Знаете, есть такая концепция рассказывания историй – о стимуле, который пронизывает всю пирамиду наших потребностей почти с самого верха почти донизу. О том, что то, насколько сильны наши стремления, и какую они примут форму, зависит от того, можем ли мы рассказать об этом историю другим и самим себе. Этот подход объясняет, например, почему образованные молодые люди в цивилизованных странах неохотно покупают недвижимость и автомобили, предпочитая тратить деньги на образование, путешествия и реализацию необычных проектов, вкладывают не в собственность, а в опыт. Потому что людям больше не интересно слушать истории о том, как кто-то купил дом, гораздо интереснее слушать о приключениях. Нам эта концепция очень близка и понятна – когда пару лет назад мы сделали нашу домашнюю чайную более публичной, открытой, главное, чего мы хотели – это чтобы было с кем поговорить о хорошем чае. Ради этого и делается всё остальное. Если бы люди вокруг пили достаточно хороший чай, мы бы не стали рисковать и трудиться, затевая торговлю им. Если бы люди вокруг достаточно много знали о чае, мы бы не писали статьи и не проводили занятия «чайного детсада». И так далее. Всё это делается, в конечном итоге, чтобы было с кем и о чём поговорить.

Так вот, пуэр – это одновременно и собственность, и опыт, он прямо-таки переполнен историями, возможностями поговорить. Вдобавок коллекция шенов ещё и живая, они изменяются, зреют, и эта жизнь бок о бок, в которой чай, как и ты, меняется с каждым годом, оставаясь самим собой – это то, что не может подарить практически ни один другой чай. При этом то, как они будут меняться, зависит от твоего ухода, от условий, которые ты создашь. Это похоже уже не на коллекцию вещей, а на сад, в работе с которым надо учитывать и действие времени, надо представлять, каким он станет через год, через два, через пять лет. Но при этом есть возможность не только вырастить дерево из саженца, но и разместить в своём саду уже могучее, старое дерево, и это потрясающе.

Взаимодействие с таким чаем – живущим долго, как люди, имеющим индивидуальность, как люди, меняющимся с течением времени, как люди – это совсем не то же самое, что взаимодействие с веществом, сохраняющим свои свойства год-два, а потом угасающим. Оно определённым образом меняет внутреннее пространство, упорядочивает его, дарит заземлённость, укоренённость в потоке времени. По-моему, то, что люди начинают к этому тянуться, что людей, которым такое интересно, становится больше – это здОрово. У нас всегда было много пассивных зрителей и исполнителей, всегда хватало тех, кто чувствует себя героем, но не знает, куда приложить своё геройство, в последнее время появилось много так назваемых «успешных людей». Всем будет только на пользу, если станет немного больше хранителей, коллекционеров, садовников.

Что же касается другой части вопроса – почему любителем шена быть якобы престижно – то, по-моему, тут речь о снобизме, о самоутверждении на почве чая, на почве любви или нелюбви к тому или иному виду чая, бОльшего или меньшего чайного опыта и т.д.

Есть известная поговорка: «о вкусах не спорят»; но в чае о вкусах не только спорят, но ещё и всерьёз обижаются на тех, кто не разделяет чьи-то вкусы. Представьте себе, что вы скажете владельцу автомобиля какой-либо марки, что вам эта марка не очень нравится, а больше нравится какая-то другая, которая объективно выше классом. Какая будет реакция? Возможно, собеседник пожмёт плечами и скажет, что да, есть и получше, но его машина вполне его устраивает. Может быть, он даже начнёт жаловаться вам на свою рухлядь. А может, встанет на её защиту и укажет на те её достоинства, за которые он её ценит. Но уж точно он не начнёт обвинять вас в попытках его оскорбить и унизить и в том, что вы вообще плохой и злой человек, и вас нельзя подпускать к автомобилям. Мне, во всяком случае, такое не встречалось.

А вот в чайном мире – сплошь и рядом! Если даже не лично кому-то, а просто на стене своей группы написать, что такой-то и такой-то чай тебе потому-то и потому-то не нравится, что ты считаешь его недостаточно хорошим – непременно найдётся тот, кто почувствует себя оскорблённым, придёт и начнёт доказывать тебе, что ты не имеешь права то ли так думать, то ли так писать, то ли вообще сравнивать один чай с другим, и вообще ты – не чайный человек))) Это очень похоже на поведение некоторых религиозных людей.

Похоже, восприятие чая очень тесно связано с самооценкой, поэтому расхождения в нём порой воспринимаются крайне болезненно и оставляют глубокий след. Вы когда-нибудь замечали, что споры о политике, экономике, философских идеях или ещё чём-то умозрительном могут быть сколь угодно жаркими, но это не мешает оппонентам в какой-то момент остановиться, махнуть рукой и пойти вместе пить пиво. Или чай. И совсем по-другому всё заканчивается, если дело касается животной, биологической основы нашего существа. Если спор зашёл о разных взглядах на питание, на сексуальные пристрастия, на продолжительность грудного вскармливания – казалось бы, сугубо частные, личные вопросы – то стороны расстаются непримиримыми врагами, убеждёнными в том, что оппонент воплощает в себе вселенское зло, которое желательно искоренить. Чай, насколько я вижу, – из второй серии. Очень уж глубоко в тело и душу он проникает. Осуждение или даже просто не слишком высокая оценка любимого чая воспринимается как личное оскорбление, на которое надо немедленно дать отпор. А лучшая защита – это нападение. Поэтому лучше всего попробовать заранее доказать окружающим, что ты пьёшь самый хороший, самый настоящий, самый правильный чай. В этом и смысл «престижности» – в том, чтобы, готовясь к противоборству, занять выгодную позицию на господствующей высоте.

Я считаю, что по-настоящему престижно знать чай, понимать чай, разбираться в чае. Престижно быть уверенным в себе и не оглядываться на чужие мнения; престижно учиться, меняться, быть готовым воспринимать новое. Престижно любить чай, к которому лежит душа, что бы кто о нём ни говорил, и уважать чай, который заслуживает уважения. А это и шены, и улуны, и красные чаи, и все-все-все остальные.
2015_06_09_01_001
2015_06_09_01_002
2015_06_09_01_003
2015_06_09_01_004
2015_06_09_01_006
2015_06_09_01_007
2015_06_09_01_008
2015_06_09_01_009
2015_06_09_01_010
2015_06_09_01_011
SONY DSC
SONY DSC
SONY DSC
SONY DSC
2015_06_09_01_016
Радио Пуэр FM. Выпуск 86. Хвала шенам.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
7 января 2015 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.