Чайный предок (茶祖)
«Марка «Кун Мин». Гарантия качества». О чем это? Кто такой Кун Мин? Об этом и поговорим.
Кун Мин 孔明, так же как и У Хоу 武侯 — это другие имена великого китайского стратега, политика, изобретателя и литератора времен Троецарствия (184-220гг. н.э) Чжугэ Ляна 諸葛亮 (181-234гг. н.э.). В легенды и предания вошел как олицетворение преданного сановника и мудреца.
Чжугэ Лян — удивительная личность в истории Китая. Узнать побольше о его жизни можно из разных статей в интеренете или из классического романа Ло Гуньчжуна 羅貫中 «Троецарствие 三國演義». В романе он — один из наиболее харизматических и благородных героев. Его любил народ и опасались враги. Лев Гумилев объяснял такое отношение простого народа к Кун Мину прежде всего тем, что он очень грамотно преподносил себя: для ученых, вояк и сановников он был преданным слугой императоров династии Хань 漢朝 (202г. до н.э. — 220г. н.э.), образованным и благородным человеком (под образованностью во времена династии Хань уже понималась конфуцианская образованность). Простой же народ видел в нем даосского мудреца, который умеет читать знаки Неба и Земли, который заботится о своем народе и своей стране. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что в то время (время восстаний «желтых повязок») простые люди испытывали неприязнь к конфуцианской учености, т.к. она ассоциировалась у них с придворными евнухами, которых все винили в упадке при дворе. Буддизм тоже не вызывал у них доверия, т.к. это чужеродная религия, во многом им непонятная. Поэтому, слухи о связях Чжугэ Ляна с даосским духовенством сильно сближало его с народом.
Царство Шу.
Сразу после образования царства Шу 屬國 в 221 году н.э. Чжугэ Лян заял должность Первого менистра — Чэн сяна 丞相 при императоре Лю Бэе (правил под девизом Чжанъу 章武).
Есть такое предание. Весной третьего года правления под девизом Цзяньсин 建興 (225г.) Чжугэ Лян отправился в поход на Юг с тем, чтобы прекратить мятеж «варваров-мань 蠻». Разбивая повстанческие отряды, войска Шу продвигались вперед. Но достигнув переправы через реку Таохуачзян 桃花江 из-за вредных газов над водой у многих войнов развилась болезнь глаз и бессилие. Люди Мань и Пу 蠻濮人 сочувствовали войнам и поднесли им чай с имбирем. Выпив этот напиток, солдаты избавились от болезни и снова встали на ноги. Армия смогла продолжить свой поход, разгромила войска мань. Чжугэ Лян семь раз пленил Мэн Хуо 孟获 и семь раз отпускал его, после чего он понял, что Чжугэ Лян — добродетельный человек, и больше не поднимал восстаний. Так на Юге установилось спокойствие.
Из истории мы знаем, что родиной чая является царство Шу. Если быть точнее, родиной чая является восточные предгорья Гималаев до самой границы с Цинхай-тибетским нагорьем. Известно, что во времена династий Шан-Инь 商代(17-11вв до н.э.) и Чжоу 周朝 (11в. до н.э — 256г до н.э.) люди народности Пу 濮, которые проживали в пределах современной пр. Юньнань, уже выращивали чай. Сегодня, спустя 3 тысячи лет с тех времен, проживающие в Юньнане народности Булан, Ва, Дэан и другие являются потомками тех самых Пу. Эти народности до сих пор выращивают чай. Они верят, что чай — это «растение, оставленное У Хоу» 武侯遗种. Когда Чжугэ Лян в 225 году продвигался на Юг, он дошел до горы Наньношань 南糯山 на территории современного автономного района Сишуанбанна 西双版纳自治州, уезда Мэнхай 勐海县. Неизвестно правда Чжугэ Лян посадил на этой горе чайное дерево или нет, но для народности Цзи Но 基诺族, проживающей в районе чайной горы Юлэшань 攸乐茶山 — это факт. Они почитают Чжугэ Ляна как предка чая 茶祖 и каждый год устраивают большие праздники в его честь. Гору Наньнуошань в его честь стали называть Кунминшань 孔明山.
Чжугэ Лян всячески содействовал развитию производства чая в царстве Шу. Он лично отправлял людей собирать подходящий чай на нужды армии и для торговли. Благодаря его содействию площади выращивания чая сильно выросли.
В изданных в годы Даогуан 道光 (1820-1850гг.) династии Цин 清朝 (1644-1911гг.) «Записях провительства Пуэр. Достопримечательности 普洱府志·古迹» записано: «6 чайных гор, находятся к югу от города (Чэнду). В старину говорили, что У Хоу посещал эти 6 гор. В горах Юлэшань он оставил медный гонг-ло 铜锣, медную траву-ман 铜莽 он оставил в Манчжи, железный кирпич-чжуань 铁砖 он спрятал в Маньчжуань, оставил деревянный охранный колокол-бан 木梆 в Ибан, спрятал стремена-дэн 马蹬 в Гэдэн, в Маньса он оставил колчан-са дай 撒袋. Так эти горы и получили свои названия. В горах Манчжи и Гэдэн растут чайные деревья-короли 茶王树, чем эти горы и славятся. Предание гласит, что это — растение, оставленное У Хоу 武侯遗种. Люди И 夷 им поклоняются». В этих же «Записях» говорится, что гора Кунминшань 孔明山, которая находится в 50-и км. от современного уезда Мэнла 勐腊县 — это место, где Чжугэ Лян стрелял из лука.
Даже происхождение названия района Сымао 思茅区 (древний центр производства чая, который сейчас называется Пуэр 普洱市) связано с Чжугэ Ляном. Оно означает, что Чжугэ Лян «скучает Сы 思 по своей родине Мао Лу 茅芦».
В 23 день 7-го лунного месяца (в день рождения Чжугэ Ляна) жители всех чайных гор собираются на празднование Собрания в честь предка чая 茶祖会.
В конце марта 2005 года в городе Мэнлунь 勐仑镇 уезда Мэнла 勐腊县 на базе Сада тропических растений Академии наук КНР в автономном районе Сишуанбанна была проведена «1780-и летняя годовщина расцвета чая и международная научную конференция по юньнаньскому чаю Пуэр, производимому на древних чайных горах». Во время этих мероприятий люди поминали предка чая Кун Мина 茶祖孔明, который прославил дух юньнаньской чайной среды, а так же было принято решение всесторонне развивать индустрию пуэра в районе древних гор (производство чая, чайную культуру, чайный туризм и т.д.) и другие важные решения.
Свой дом не успев покинуть, о возвращении уже он мечтал,
Надеялся он на службе успеха достигнуть и снова вернуться в родные поля.
Но только когда господин его сгинул,
Звезда его закатилась в Учжанюань и ветер осенний унес.«Троецарствие» о Чжугэ Ляне
身未升腾思退步,
功成应忆去时言。
只因先主丁宁后,
星落秋风五丈原。
——《三国演义》
Источник: http://puercha.wordpress.com