Накопление и усвоение
Чай и культура его потребления во всем мире не одинаковы. Различия иногда доходят до того, что можно пить чай и не понимать, что пьешь. Это зависит и от культурного контекста каждой страны и от географических условий. Даже на территории Китая, в пределах одной страны, чайная культура не имеет осязаемого вектора развития. Где-то чай варят, где-то заваривают, где-то прожаривают, где-то делают из чая еду. Где-то все это существует наравне. Нет какого-то одного способа и сорта, который можно было бы выделить и вознести над остальными, присвоив «звание» подлинного мастерства.
В России сегодня существует не мало «мифов» о чае и способе его употребления. Большей частью – это результат совместного творчества чаеторговцев России и Китая. Распространяется мнение о невероятной исключительности тех кто пьет чай, придумываются или додумываются специальные ритуалы, которые должны выделять «посвященных» из основной массы потребителей. Несколько раз приходилось даже слышать, что роль российских ценителей китайского чая сегодня – сохранить и распространить чистую китайскую чайную культуру, чудом сохранившуюся только в России, несмотря на то, что в Китае ее уничтожили в годы культурной революции (1969-79гг.), и сами китайцы в чае ничего не понимают.
Поэтому в нашей стране выражение «разбираться в чае» имеет скорее мистический, чем обыденный смысл. Хотя на самом деле, что значит разбираться в чае на уровне потребителя? Если человек знает какой чай он пьет, вкусный ли этот чай и стоит ли он тех денег за которые его продают – это уже значит разбираться в чае. Главное пить хороший чай. А если не искать действительно качественный и вкусный чай, зачем вообще тогда о нем говорить.
Хотя, несомненно, для торговцев и производителей содержание понятия «разбираться в чае» должно быть значительно шире. Здесь уже все намного сложнее и неопределеннее. И самая печальная ситуация здесь складывается, когда неглубоко изучив все стороны чайной культуры, торговцы стремятся упростить и рафинировать весь этот объем так, чтобы все было просто и понятно даже не вглядываясь. Но это не возможно. Да, в целом, и не нужно совсем, если вы продаете действительно качественный чай.
Подводя итог всему сказанному, научить разбираться в чае – дело не легкое, это внутреннее усилие. Российский рынок наводнен откровенно плохим чаем. Его выращивают и в странах Юго-Восточной Азии, и в Индии, и в Шри-Ланке, и в Африке, и в Китае, и в России, и в других странах. За время, пока россияне пьют такой чай, уже сложилась определенная культура потребления некачественного чая. Хотя, это касается вопроса качества потребления в целом: если никто не задумается о качестве своей жизни, вопрос чая поднимать вообще бессмысленно. Но если хоть один человек задумается о качестве чая, который он пьет – это может привести к переосмыслению понятия качества в жизни.
Автор: Максим Шведов
Источник: http://puercha.wordpress.com