Чайная керамика — алхимия огня и глины

Фрагменты из истории чайной керамики.
2014_10_10_01_004
Китай
Если вы хотите погрузиться в изучение керамики, которая используется при приготовлении и подаче чая, то непременно столкнетесь с легендами о происхождении чая: либо с мифом о божественном землепашце Шень Нуне, либо о более поздней буддийской легенде, в которой Бодхидхарма вырвал себе веки в гневе, после того как заснул во время 9летней медитации. Из его век выросли кусты чайного дерева.

Посему совершенно очевидно, что уже за 200 лет до рождества Христова в Китае существовал чайный рынок.
Керамика, как основное материальное дополнение процесса заваривания, совершенно логично видоизменялась и развивалась согласно способам приготовления чая, особенностям времени и локальным чертам отдельных регионов. Постепенно чайной керамике стали придавать все большее и большее значение.
2014_10_10_01_001
Изначально приготовление чая представляло собой вываривание свежих, а позднее и высушенных чайных листов в воде. В третьем столетии было принято растирать чай в порошок, который затем варился. Кроме того, чай начали прессовать в кирпичики и блинчики, а при приготовлении в чай добавляли, например, имбирь, лук, уксус или рис, поэтому чай являлся скорее едой, нежели напитком.

Чай и чайная утварь стали играть более значимую роль во времена династии Тан (618-907). Лу Юй и его чайный трактат служат доказательством того, что чайная культура становится вотчиной литераторов и художников, которые начинают обращать все большее и большее внимание на чайную посуду.

Наивысшего расцвета чай и чайная керамика достигли в эпоху Сун (960-1279). В это время чай пили без добавок. Технология производства фарфора была доведена до совершенства. Мастера изготовляли совершенные в своем роде изделия с глазурью селадон, куан и ку, теммоку и «мех зайца». Все эти стили и типы керамики характерны именно для эпохи Сун, но за свою рафинированную умеренность любимы и известны во всем мире.

Позднее технологии производства керамики не то чтобы пришли в упадок, скорее мастера стали уделять больше вниманию украшению чайной утвари. Этому особенно способствовал рост спроса на керамику из Европы, породивший виртуозно украшенные вещи, которым однако не хватало той скромной красоты, которая так гармонирует со вкусом чая.

Своеобразным ответом на эту тенденцию стало использование с конца 15 столетия чайников из Исина (области, где керамику начали производить задолго до этого). Грубая неглазурованная полукаменная керамика слепленная вручную, на круге или отлитая в формах разных размеров, форм и стилей производится и по сей день.
2014_10_10_01_002
Корея и Япония
Китайская династия Сун оказала заметное влияние на Корею и средневековую Японию. Говорят, что именно корейские мастера эпохи Корё (932-1392) довели технологию китайского селадона до совершенства. Хрупкие и изящные изделия корейских мастеров заняли свое почетное место в ритуале приготовления чая, который в Корее скоро стал популярным.

В настоящее время Япония вызывает восхищение как своим чайным ритуалом, так и керамическим мастерством, но исторически главным источником вдохновения и примером для подражания для Японии был Китай. Например, способ взбивания порошкового чая, который используется и сейчас, был позаимствован из Китая во время правления династии Сун.

Подобным образом преклонение перед китайской керамикой и фарфором оказало огромное влияние на развитие самобытной японской керамики. После инвазии в Корею в 16 веке в Японию были привезены многочисленные корейские мастера. Под влиянием учения Дзен распространилась популярность чайного ритуала , заложенного на простое и скромной красоте ваби.

Особенное распространение получила каменная керамика простых форм и естественной несовершенной красоты. В печах области Бидзен получалась особенная чайная утварь: тяван — чайная чаша, мидзусаси — сосуд для хранения воды, кого — курительниуа, тяиро — чайник (порой чугунный), печи-горелки фуро и сосуды для хранения порошкового чая, остальные инструменты для церемонии были некерамические. Также заслуживают внимания керамические сосуды для хранения чая.
Чайные мастера 16 в. также способствовали возникновению и развитию керамических стилей раку и сино (шино).
2014_10_10_01_003
Изготовление первых изделий раку приписывается натурализованному корейцу Тёдзиро и именно в его традиции раку продолжает изготовляться и по сей день. Это мастерски простые черные или красные чайные чаши, большей частью покрытые глазурями с большим содержанием олова. Принцип прекращения обжига при наивысшей температуре и быстрое охлаждение изделий вдохновил в нашем столетии американских мастеров, которые создали новое направление в керамике с большим простором для творчества.

Подобное развитие прошли и изделия сино (шино), у которых изначальные изделия с сероватой глазурью (очевидно из чистого шпата) иногда окрашенные илом с содержанием железа, превратились в последние 50 лет в разнообразную семью глазурей на основе шпата, с разной текстурой, но с несколькими общими признаками.

В истории дальневосточной керамики можно найти множество стилей и направлений, которые оказали влияние на развитие чайной керамики. Важным остается принцип, согласно которому простая керамическая чаша может стать важной частью «чайного переживания». Также как и суть чая состоит не только в утолении жажды и пробуждении тела,так и керамика играет в чайных ритуалах более важную роль нежели просто сосуд.

Именно эта мысль может вдохновить вас при заваривании и питье чая, при изготовлении чайной посуды или при ее выборе.

Автор Петр Новак (первод KERAMISTA )
Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.