Чайная утварь от Петра Новака

В нашей чайной хижине мы встречаем сотни посетителей каждый год. Здесь оказываются люди, которые только знакомятся с чаем и те, кто связан с этой традицией уже долгие годы. Недавно нас посетил известный чешский керамист Петр Новак.
2014_10_09_11_020
Петр уже 15 лет делает чайную посуду на продажу и продает ее в чайные комнаты, магазины и любителям чая в Испании, Германии, США, Эстонии, России, Словакии, Польше и Чехии, а также коллекционерам с Сингапуре и Малайзии. Несмотря на то, что его творения используются в Хижине уже некоторое время, сам он посетил нас впервые. После нескольких чаепитий с его восхитительными чашами и угольной горелкой, которую он сделал специально для нас, мы с Петром поговорили о его работе.

Как и Peter Qian, о котором мы писали в предыдущем выпуске, Петр много экспериментирует. «Керамика — это прекрасно. Я счастлив,» — просто констатирует он. Его восторг и радость ясно отражаются в его работах. Но есть и другое чувство к своим работам, о котором Петр говорит: «Они несовершенны. Никогда. Может быть будут лет через 30, но это бесконечный процесс. Это постоянное развитие. У тебя даже нет времени почувствовать «Сейчас я хорош» или «Наконец-то я чего-то достиг».
Любовь Петра к керамике и его постоянный рост в своем деле проявляются в многочисленных экспериментах с материалом и техникой. Каждый месяц в печи оказываются вещи, которые Петр делает на заказ и пробные образцы, которые он делает на волне вдохновения. Он утверждает, что его эксперименты рождаются из предыдущего обжига, каждый из которых дает толчок к новым работам. Он добавляет: «Вы знаете, я не из тех дизайнеров, что часами сидят над эскизами. Наоборот, обычно я просто сажусь за гончарный круг и начинаю работать».
2014_10_09_11_022
Этот повторяющийся процесс отразился на всем образе работы Петра. Он говорит: «Изготовление керамики, это словно снежный шар, который начался с нескольких изделий». Они друг возникли в моем портфолио и я вновь и вновь стал возвращаться к чайной утвари. Изначально, эта утварь предназначалась для дарджилингов, японских и корейских чаев, которые он пил в это время. Но в данный момент он сосредоточился на изготовлении утвари для чаев, которые предпочитает сейчас — утвари для гунфу ча и угольных горелок, подходящих для тайваньских и китайских улунов и пуэров, которые он пьет. Он говорит: «Всегда что-то новое попадается в моих чаях и я стараюсь создать для них нечто специальное».
2014_10_09_11_023
Но меняется не только форма, но также материалы и техники изготовления. От вариантов глины (иногда легкой, белой фарфоровой каменной керамики, иногда темной глины, с большим содержанием железа, иногда глины из ближайшего леса или сада друзей) до вариаций с глазурью (глазури шино, селадона, «домашней» глазури собственной рецептуры и т. д.) и техникой обжига — Петр постоянно меняет свой способ изготовления чайной утвари. Он говорит: « Мне нравится использовать разные материалы и глазури, а не сосредотачиваться на одном стиле. Обычно, я наношу разные глазури на изделия после первого обжига. Очень часто меня преподносят сюрпризы те эксперименты, что я провожу на свободных чашках, но чаще всего я базируюсь на своем опыте». Он добавляет: «Всегда может что-то случиться. Хорошее или плохое. Это одна из вещей, которая мне нравится в процессе изготовления керамики. В природе человека стремление контролировать все, но мы знаем что это невозможно. Поэтому нужно просто расслабиться и отпустить. Сосредоточиться на том, что ты можешь сделать и извлекать опыт из случившегося».

Глазури

Когда Петр начинал смешивать свои собственные глазури, он взялся читать книгу известного английского керамиста Phil Rogers. Петр говорит: «Собственно из-­за этого я начал учить английский».

Но изучение английского и знание как готовить глазури — это не единственные хорошие события, что произошли благодаря интересу Петра к керамике — он встретился с Миркой Рандовой, которая изучала керамику в США и начал экспериментировать с глазурью вместе с ней. Петр говорит: «Когда я встретил Мирку, то я начал вести заметки. Из них мы составили книгу — скорее толстую тетрадку, совершенно неупорядоченное собрание записок и заметок на полях. Она научила меня разным аспектам глазурирования. Это было восхитительно».

Сегодня большую часть глазурей они смешивают сами, постоянно пробуя новые смеси на «тестовых плитках» (небольших кусочках керамики, покрытых тестовыми глазурями) в каждом обжиге. И все же он не прочь использовать простые глазури, которые не смешал сам. Он говорит: «Я не хочу быть настолько причудливым, вроде, «свои глазури я всегда смешиваю сам». Мне нравится простая белая глазурь для чашек на каждый день».
2014_10_09_11_024
Петр объясняет, что глазури состоят из нескольких химических компонентов: кремнезема(который придает глазури ее глянцевость), из оксида (который дает глазури цвет), флюс — (который снижает температуру, необходимую для плавления глазури), и стабилизатор (который препятствует стеканию глазури). Эти вещества обычно происходят из натуральных источников, чаще всего их можно найти в природной золе. Его любимый материал в изобилии находится поблизости — зола соломы и зола из его камина. Но нельзя просто взять золу любого растения.

Баланс компонентов каждого из составляющих глазури происходит из их источника. Например, рисовая шелуха на 90% состоит из кремнезема, поэтому обжиг только в рисовой шелухе невозможен, но если смешать его с другими материалами, то это придаст керамике замечательный блеск. И наоборот, некоторые хвойные деревья содержат лишь 10% кремнезема, поэтому к ним нужно добавлять кремнезем, чтобы получить хороший результат.

Петр говорит, что им потребовалось время, чтобы найти лучший состав глазури: «Иногда глазурь стекала слишком сильно или бывали другие трудности, с которыми приходилось работать на протяжении лет». Однако когда он находили правильные пропорции это еще не было гарантией того, что они останутся неизменными. «Некоторые глазури состоят из натуральных материалов, поэтому когда вы начинаете с ними работать, то они хороши, но когда глазурь подходит к концу то ее невозможно повторить, даже если использовать то же растение».

Кроме того, разные глазури подходят к разным типам чайной утвари. Поэтому Петр старается аккуратно выбирать глазури для чайных чашек и чаш. Он говорит, что некоторые глазури могут менять аромат чая, поэтому часть глазурей он никогда не использует для чайной утвари. И по сей день он продолжает выбирать глазури, наилучшим образом подходящие для чайной посуды.
2014_10_09_11_025Редукционный обжиг

Для некоторых керамистов обжиг — это напряженный и неуправляемый процесс. Но не для Петра. Он говорит: «Обжиг это не безумие. Это здорово. Но,» — добавляет он: «загрузка в печь это самое важное из всего процесса из-за температурных колебаний». Передняя часть печи самая горячая, в то время как задняя и нижняя части печи значительно прохладнее. Это может вести к огромным различиям в окрашивании глазури, влиянию пламени и даже к раскалыванию. Петр говорит: «Когда я закрываю печь и начинаю обжиг, я сосредоточен и расслаблен, потому что я сделал все что мог. Теперь все в руках Господа. Это облегчение. Я лишь концентрируюсь и слушаю печь».

После того, как печь загружена и обжиг начат, Петр контролирует процесс с помощью специального инструмента называемого «конусом». «Конусы» это небольшие кусочки керамики вытянутой пирамидообразной формы. Они смешаны так, что плавятся при разной температуре (например при 960 или 1250 градусах) и располагаются в разных частях печи, чтобы информировать мастера о том, какая температура достигнута во время обжига. Когда верхушка конуса начинает плавится, то это значит, что достигнута температура плавления данного конуса. В случае если конус продолжает плавится, то это говорит о том, что в этой части печи температура остается на нужном уровне.
2014_10_09_11_026
Эти конусы особенно полезны при той технике обжига, что использует Петр — редукционном обжиге. Основной принцип его заключается в том, что огню необходим кислород чтобы гореть, поэтому, если вы ограничите доступ кислорода к пламени, то оно начинает искать источники горения в других химических компонентах — например, в глазури и глине. Когда Петр понимает, что печь достигла определенной температуры (обычно, около 960 градусов), то он ограничивает некоторые источники кислорода в печи, чтобы «принудить» огонь добывать кислород не из воздуха.

Например, селадоновая глазурь содержит в себе FeO3, который при потере кислорода превращается в FeO нефритового цвета. Диоксид меди в глазури изначально зеленого цвета, но при обжиге становится оксидом меди насыщенного красного цвета называемого «бычья кровь». Похожим образом, красная глина может потерять молекулы кислорода и стать темно-коричневой или черной.

Неглазурованная керамика

Петр и Мирка сами построили свою печь. Она построена в стиле Phoenix kiln, как и все 7 печей, которые построил Петр. Один из плюсов печи, которую ты строишь сам — это то, что ты можешь изменить ее под себя и именно это они сделали для создания неглазурованной керамики.
2014_10_09_11_027
Как вы знаете, жар поднимается. Для Петра и Мирки это значит, что нижние этажи печи значительно прохладнее верхних. И если они хотят обжигать там глазурованную керамику, то необходимо создать абсолютно иные составы глазурей, что проблематично и не стоит затраченных усилий. Поэтому они предпочли располагать в нижней части печи вещи без глазури. И (это весьма круто) они решили встроить в печь небольшую дверцу, чтобы использовать эти нижние полки для угольного обжига в стиле Бидзен.

Когда печь достигает наивысшей температуры, в самом прохладной части печи адских 1250 градусов и раскаленная глина совершенно белая, они слегка закрывают печь и открывают небольшую дверцу в нижней части. Они кидают туда уголь, который создает разные эффекты на вещах, что стоят на нижних полках.

Один из эффектов — это вид локального редукционного обжига, когда огонь возникает из угля, а затем кислород поглощается частями из керамики на нижних полках. Второй — это видимые следы дыма или пламени на неглазурованных поверхностях. И третий — это появление теней, которые возникают, когда одна вещь частично закрывает другую от влияния угля, дыма и огня.
2014_10_09_11_028
Когда уголь добавлен, то они закрывают печь и оставляют ее остыть. Когда они снова открывают печь, то в ней находится толстый слой золы, покрывающий нижние части печи, и им приходится выкапывать изделия из золы. Результаты могут быть удивительными и разнообразными. Петр говорит: « Мы любим использовать редукционный обжиг на больших сосудах для пуэра, поскольку их невозможно целиком покрыть золой, а лишь самый низ. Получаются кольца черного, коричневого, рыжего, красного, желтого цветов и натуральная глина. Это могут быть четкие или размытые переходы. Невозможно предсказать результат».

Во время нашего разговора, Петр также поделился некоторыми деталями о глазурях селадон и шино, которые часто используются в чайной керамике. Мы постараемся расширить наши знания об этом и в других источниках и подготовить для Вас материал об этих техниках глазурования в следующих выпусках журнала. Мира Вам и мудрости в каждом глотке!
2014_10_09_11_001
2014_10_09_11_002
2014_10_09_11_003
2014_10_09_11_004
2014_10_09_11_005
2014_10_09_11_006
2014_10_09_11_007
2014_10_09_11_008
2014_10_09_11_009
2014_10_09_11_010
2014_10_09_11_011
2014_10_09_11_012
2014_10_09_11_013
2014_10_09_11_014
2014_10_09_11_015
2014_10_09_11_016
2014_10_09_11_017
2014_10_09_11_018
2014_10_09_11_019
Cтатья опубликована в журнале Tea & Tao Magazine (May 2014) от Global Tea Hut
Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.