Предпосылки развития Исинской керамики

Питие чая всегда являлось одной из основ повседневной жизни китайцев. В древние времена, задолго до начала правления династии Тан (618 — 907 н.э.), чай рассматривался как лекарственный напиток. Чай был частью травяной фармакологии целителей. Зачастую приготовленные листья этого растения воспринимались либо просто как напиток, утоляющий жажду, либо чай использовался как продукт питания, подходящий для добавления в различные блюда.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
На стыке двух периодов правления династий Тан и Сун (960 — 1279 н.э.), чай превращается своего рода в искусство. Благодаря небезызвестному чайному духу-покровителю ЛуЮю в 8 веке н.э. чай воспринимается как светский напиток, который становится особенно популярным среди ученых, поэтов, буддийских монахов и даосов. Более того, ЛуЮй делится своими глубокими познаниями о чае через написанный им Чайный Трактат — ЧаЦзин, раскрывая в своем труде все тонкости приготовления чая. Дело в том, что в то время чай преимущественно варили, предварительно растерев плитку в порошок, а значит, у китайцев не было острой потребности в изысканной и утонченной посуде. Они довольствовались малым: большие массивные чашки и котел, в котором, собственно, чай и варился. Разумеется, набор утвари не ограничивался наличием только этих двух предметов, но если говорить в целом, то можно понять, что и этого было не совсем достаточно для того, чтобы полностью раскрыть чай, «показать» его.

Но все меняется на заре правления династии Сун: начинается активное производство керамических изделий, в том числе и чашек. Предметы утвари приобретают вид изысканный и утонченный, что позволяет более детально оценивать качество чая, например, по цвету настоя. Можно даже сказать, что искусство приготовления чая в сунскую эпоху впервые приобрело своеобразную артистичность. Говоря об артистичности, мы, конечно же, подразумеваем под этим артистичность чайных торговцев и мастеров. Именно они устраивали соревнования, все участники которых должны были показать свой чай в наилучшем виде. В этом им помогало их собственное мастерство – гунфу. Рассказывая о чае и нахваливая его, они также демонстрировали остальным красоту преображения заваренного ими чая. Используя чайный порошок, они наполняли им чашки, затем добавляли горячую воду и после этого очень быстро и энергично взбивали пенку в чашках специальными бамбуковыми венчиками. Высокая и густая «шапка», которая длительное время сохранялась на поверхности, зачастую свидетельствовала о хорошем качестве чая и об умении мастера этот хороший чай преподнести должным образом.

Однако знаменательной вехой в истории развития чайной культуры является, безусловно, период правления династии Мин (1368 — 1644 н.э). Именно тогда чайное искусство приобретает форму сегодняшней церемонии. При императорском дворе начинают пить листовой чай, поэтому естественно возникает потребность в посуде нового формата, поскольку прежняя утварь быстро устаревает. Таким образом, происходит революция в чайной культуре, и китайским умельцам и ремесленникам приходится находить выход из положения. На сцене появляются великие Исинские Мастера. Уникальность их талантов олицетворяла в искусных, детальных и сложнейших работах по изготовлению глиняных чайников.

2015_02_15_02_003
Исинские чайники «ГунЧунь». Их главной отличительной чертой являются элементы, подражающие природным формам.

Самую раннюю запись о производстве чайников в Исине (прежнее название ЯнСянь — 陽羨 yángxiàn) можно, тем не менее, отнести к династии Сун. Ранее гончары использовали навыки, приобретенные ими в быту при производстве урн и ваз. Теперь же им нужно было придумывать новые и изящные формы. Неустанно совершенствуя и оттачивая линии, исинские мастера подняли чайники на совершенно иной уровень: аккуратные глиняные сосуды становятся поистине произведением искусства. Разумеется, как и в любом другом ремесле, не обойтись без такого человека, чье имя в истории являлось бы ключевым, некой точкой отправления. Распространение же исинских чайников напрямую связано с фигурой мастера по имени Гун Чунь, отца исинских ЧаХу.

Известно, что Гун Чунь жил в эпоху династии Мин в 1488 — 1566 гг. Родился он в семье слуги одного чиновника. Однажды Гун Чуню посчастливилось познакомиться с монахом, владеющим искусством изготовления исинской керамики и готовым поделиться своими знаниями, и начать освоение столь редкого ремесла. Самый первый чайник, сделанный Гун Чунем оказал огромное влияние не только на дальнейшее творчество самого автора, но и на культуру чая и керамики в целом, вдохновив тем самым других мастеров на изобретение нового и неординарного. Дело в том, что фактура и внешний вид этого сосуда напоминали кору дерева. Потом также появились чайники в виде капа (прим. нарост на дереве) или чайники с гладкими формами, на котором непременно присутствовали детали, напоминающие природу и ее проявления: ручка в виде ветки дерева, крошечное насекомое на крышке чайника, рельефные листья бамбука на теле ЧаХу и так далее. Так, с того времени и до сих пор «ГунЧунь» воспринимается как нарицательное название чайника, сделанного из исинской глины, элементы которого так или иначе отражают живую природу.

2015_02_15_02_004

Многим известно, что под названием ЦзыШа (紫砂 zǐshā) мы понимаем само глинистое сырье, добываемое в районе Исина. То есть в русском варианте «исинская глина» — это несколько общее название, объединяющее породы глины, добываемые на территории уезда Исин. ЦзыШа имеет уникальную особенность легко поддаваться обработке, что позволяет гончарам вручную делать неглазурованные чайники, которые можно использовать для заваривания нескольких видов китайского чая. Неглазурованная глина имеет пористую поверхность и хорошую воздухопроницаемость, что способствует большему впитыванию вкуса и аромата заваренного чайного листа, а также цвета самого чайного настоя. Если внимательный хозяин ухаживает за чайником, регулярно натирая его и заваривая в нем определенный вид чая, то с течением времени сосуд не только приобретает необычный, красивый оттенок, но и сам чайный настой становится гораздо интереснее и вкуснее. Сам же процесс ухода за чайничком называется его «наработкой» или «воспитанием».

Спектр цветов и возможных комбинаций различных пород Исинской глины просто удивителен: ни одна из них не имеет аналогов в мире по своей превосходной прочности готового изделия, изысканной текстуре и натуральным красивым цветам. Породы исинской глины с низкой степенью усадки при обжиге, такие как Цзы Ни(紫泥 zǐní) и Дуань Ни (缎泥 duànní), действительно дарят свободу воображению и творческим идеям гончаров в разработке чайников различных размеров, форм и стилей, но с такой же точностью и техникой, какие были у их предшественников. Что касается пород с высокой степенью усадки, такие, например, как Чжу Ни(朱泥 zhūní), то их структура позволяет делать маленькие чайники простой формы с восхитительно мягкой и похожей на не нефрит текстурой, которые являются наиболее ценными.

Каждый раз, когда речь заходит о каких бы то ни было предметах искусства, обойти стороной коллекционеров просто невозможно. Загадочные и очаровывающие своей изысканностью, исинские чайники играли особую роль в коллекциях ценителей. Более того, некоторые коллекционеры не только готовы платить баснословные суммы за уникальные предметы керамического искусства, но даже принимать участие в создании чайников. Порой ценители эстетики вносили немалый вклад в развитие новых форм и стилей. При подобной совместной работе мастера и коллекционера исинские чайники вобрали в себя и искусство каллиграфии, и резьбу, и живопись и литературу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что китайские чайники уместны всегда и практически в любом пространстве.
2015_02_15_02_001
Политический и экономический центры Китая начали расходиться после династии Мин: северные города остались местом, где жил император и его семья, а также центральное правительство, в то время как экономический центр постепенно перекочевал в южные города вдоль берегов реки Янцзы. Это разделение постепенно вынуждает Исин развиваться и расширяться в новых направлениях, результатом чего послужила бы универсальность глиняного чайника, подходящего для различных способов пития чая, присущих как северным, так и южным городам. «Северными» любителями, как правило, были государственные чиновники, предпочитавшие зеленые или цветочные чаи. Они часто проводили чаепития с большим количеством гостей для того, чтобы лишний раз продемонстрировать изящность чайной утвари, в частности чайников, которые украшали их коллекции. Дороговизна и исключительность ЧаХу являлись признаком элитарности, а значит, это априори повышало статус его владельца. Таким образом, чайники, созданные для этого рынка, чаще всего были больших размеров и гравировались известными каллиграфами или украшались снискавшими славы художниками того времени. С другой стороны, любители чая в южных городах – философы, ученые и поэты — люди, которые, как известно, в большей мере оценили достоинство слабо ферментированных и сильно ферментированных сортов чая Улун из уездов УИ и Аньси. Существует мнение, что зарождение церемонии ГунФуЧа произошло именно в таких «высоких» кругах, представители которых повсеместно мигрировали на территорию провинции Фуцзянь. Применение маленьких и хрупких на вид чайничков из ЧжуНи (朱泥 zhūní) задавало особый и изысканный тон происходящему, создавая неповторимую чайную атмосферу.

Оглядываясь назад, интересно задаться вопросом: когда император династии Мин издал указ о прекращении производства прессованного чая, понимал ли он всю масштабность последствий своего решения? Ведь именно из-за этой искры «вспыхнула» революция в китайской чайной культуре, начались великие преобразования. Или же все это было естественным ходом событий в потоке перемен? Кто знает?… Но во всех отношениях вершиной чайного искусства, как с точки зрения эстетики, так и полезности, является Исинский Чайник. Уникальная и драгоценная Исинская глина, талантливые и любящие свое ремесло мастера, а также страсть, которая постоянно поддерживает развитие этой традиции из поколения в поколение — вот что такое исинский чайник.
2015_02_15_02_002
По материалам статьи «The Significance of YiXing Teaware in Chinese Tea Art»; «The Art of Tea», №3, 2006 (Перевод Клуб Чайной Культуры «Ча-И»)
Источник: http://www.chaism.pro


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.