Чай с «эзотерикой» и без
В последнее время нередко встречаются недовольства со стороны прагматично настроенных любителей чая в адрес «эзотерического» подхода к чаю. И соответственно развитие по пути чая без мистического налета. Некоторые чайные магазины делают это своим конкурентным преимуществом (что больше походит на перепиливание ветки, на которой сидишь) в противовес эзотерическому налету, которым окружают чай чайные клубы.
Интересная тенденция. Для начала хочется разобраться, что в данном контексте «эзотерика».
Многие так определяют специфичную атмосферу чайного клуба: сидение на полу, полумрак, свечи, чайные алтари со статуэтками божеств, благовония, требования, которым следуют чайные мастера и гости. Все перечисленное вернее назвать обычаями, традициями, ритуалами, просто правилами, наконец. Человеку, как существу обитающему в мире форм, необходимы те или иные формы для выражения смыслов и символов. У каждого чайного дома они могут быть свои, как у каждого монастыря, куда, как известно, со своим уставом не ходят. Посещать или не посещать такие места, следовать или не следовать этим ритуалам — дело каждого.
«Эзотерикой» можно назвать и особое отношение к чаепитию как к виду духовной практики. Нередко получается так, что увлеченные чайной культурой люди увлекаются и какими-либо духовными практиками. Что ж, традиция связи чая с медитацией, к примеру, далеко не новая, и родилась она не в московских чайных клубах. Все помнят, что чай в истории и легендах часто оказывался в тесной связи с буддийскими монастырями. Происхождение чая некоторые легенды приписывают Бодхидхарме. И то и дело встречаются упоминания, что чай используется в буддийских медитативных практиках для поддержания бодрости. Очевидно, что некая связь чая с человеческим духом есть, ее невозможно отрицать. И всегда у людей будут духовные потребности, поэтому тема чая как духовной практики себя не изживет, если только все человечество не превратится в зомби.
И еще хочется привести пару примеров, к чему приводит изгнание всего мистического и эзотерического из человеческой жизни.
Пример 1. Все помнят процесс десакрализации традиционных ценностей, например, в коммунистическом Китае и в СССР? Уничтожение плодов труда человеческого духа и связанных с ними людей и культурно-исторических памятников. Под лозунгом отрицания нематериальных ценностей древности, т.е. той же «мистики и эзотерики», были написаны самые трагичные страницы человеческой истории.
Пример 2. Удалим из чая все невидимое, неосязаемое, неописываемое словами западной логики. Что останется? Гастрономия. На этот путь встали западные любители чая уже полтора-два века назад. К чему это привело? К чайным пакетикам и химическим ароматизаторам.
Спор между «мистиками» и «прагматиками» вечный и неразрешимый. У чая есть, что предложить и чем порадовать тех и других. В нем есть нечто и от Земли, и от Неба. А каждый человек находит в чае то, что есть в нем самом.
Источник: http://cha-zao.blogspot.ru