Иу: Родной город чая пуэр в юго-восточном Китае

К этому моменту я уже дважды посетила Иу, маленький городок (сян) в Китайской провинции Юньнань, где производится чай пуэр, Первый раз в ноябре 2002 года, когда мне довелось побывать там со съемочной бригадой. Но я была там только один день. В другой раз это был февраль 2006, тогда мне удалось провести там неделю, и у меня в голове была четкая цель, т.к. я приехала для работы над проектом о чае пуэр для своей диссертации. Однако, оба раза были непродолжительными. Иу показалось мне интересным местом для дальнейших исследований.
2014_04_07_05_004
В феврале я отправилась на автобусе из Цзинхун, столицы Автономной Префектуры Сишуаньбаньна Дай, в провинцию Юньнань на юго-востоке Китая. Мой путь на юго-восток занял около четырех часов, чтобы добраться до Иу, одного из городков в округе Мэнла, Сишуаньбаньна.

Я шла по памяти с моего прошлого визита, свернула с главной улицы и оказалась на так называемой «старой улице», которая по своему виду более сельская. Вдоль улицы стоят старые семейные домики, между ними участки земли и кустарники чайных плантаций на холмах вокруг. В отдаленных деревнях Иу гораздо больше диких чайных деревьев, эти места населены различными этническими группами: Хань, Дай, И, Яо и Булан. Особенностью старой улицы Иу является ее архитектура, которая вся в типичном местном стиле Хань, несмотря на то, что Иу находится в Сишуаньбаньна, месте известном своим разнообразием групп этнических меньшинств. Начиная с середины 17 века, группа иммигрантов Хань пришла в Иу из Шипин. Шипин — это округ на юго-востоке Юньнань, а живут там главным образом Ханьцы. Изначально в Иу дикие чайные деревья использовались меньшинствами И, Булан и Дай, до тех пор пока не иммигрировали Ханьцы и чайная торговля в Иу стала знаменитой.

Вместо любопытного глазения на внезапного незнакомца, местные жители улыбались и приглашали в свой дом. И вскоре после того, как я входила в дом, я узнавала его историю. Практически каждое строение вдоль старой улицы было известным местом торговли чаем пуэр, особенно в конце 18 и начале 19 веков. Хозяин дома мог смениться, но истории о том, как первый владелец усердно и хорошо вел и развивал чайный бизнес рассказывают до сих пор.

2014_04_07_05_001В 2002, в чистом и уютном внутреннем дворике, я впервые узнала от Чжан И, бывшего главы города, о том, как прессованный пуэр делали традиционным способом в ручную. Также от него я узнала о славе «Шести Великих Чайных Гор», расположенных к юго-востоку от Сишуаньбаньна, прославленных за свои древние дикие чайные деревья. Иу — одна из этих чайных гор и известна тем, что на протяжении 163 лет (1732 — 1904) была местом чайного подношения, когда чай поставлялся Императорскому двору. По причине политического климата, чайная индустрия Иу останавливалась время от времени, особенно в период Второй Мировой Войны и после 1953. Именно Чжан И был тем, кто первым возродил ручное производство прессованного пуэра в Иу в середине 80-ых, и его успех воодушевил других местных жителей последовать его примеру.

Большинство семей здесь вовлечены в чайный бизнес. В отличии от ситуации в других округах Китая, откуда молодежь уезжает в поисках больших возможностей, рост спроса и цены на чай пуэр в последние годы способствовал тому, что молодые остались дома и присоединились к чайной индустрии. После короткого перерыва на время Весеннего Фестиваля, люди начинают первый сбор в году в конце февраля или начале марта. Процесс разделен на несколько фаз и производственных участков. У одной семьи, которую я посетила в этом феврале, родственники живут в другой деревне, где растут дикие чайные деревья, в 30 километрах от Иу. Их родственники в деревне занимаются сбором листьев и последующей первичной обработкой чайного листа, именуемой специалистами как «дезактивация энзимов окислением». Затем чайные листья везут на машине семье в городе, которые прессуют чайные листья, упаковывают и продают. Выручка затем делится поровну между двумя семьями. Если бизнес происходит не через семейные связи, то в этом случае городские жители имеют установленные взаимоотношения с определенной группой деревенских жителей и распределяют работу подобным образом.

2014_04_07_05_002В перерывах между тяжелой работой, жители Иу отдыхают и наслаждаются чаем приготовленным ими самостоятельно и гордо утверждают, что никакой другой чай из любого другого места не может соперничать с чаем сделанным в Иу. Его можно заваривать много раз и он будет долго сохранять свой сильный вкус. Простая чашка или стакан — это все, что нужно для приготовления этого чая, в отличие от более сложных методов с различными инструментами и приспособлениями, которые предпочитают ярые ценители пуэра в Куньмине, Пекине, Шанхае, Гон-Конге и Тайване и других важных рынках для чая пуэр. Считается, что Тайвань очень важный рынок для Иу, потому что Тайваньцы испытывают особую страсть к чаю из Иу. В феврале 2006 я встретила 65-летнего японца, который провел около восьми лет изучая Иу и сам считал себя уже наполовину ИУнцом. Обсуждая пристрастие Тайваньцев к чаю из Иу, он утверждал, что Иу управляют Тайваньцы. Я не могу судить о правоте этих слов на данный момент. Но насколько мне известно, во-первых, последняя слава Юньнаньского пуэра пошла в основном благодаря Тайваньским торговцам, которые запаслись большим количеством выдержанного прессованного пуэра хорошего качества, таким образом стимулируя спрос на чай пуэр из Юньнань, и впоследствии влияя на разные крупные города в Китае кроме Куньминь, столицы Юньнань. Стоит также отметить Гон-Конг, где чай пуэр долгое время ценился как лучший чай для завтрака; большое количество чая пуэр из Юньнань хранившегося в Гон-Конге было продано в Тайвань около 1997, в году когда Гон-Конг был возвращен Китаю из под британского управления. Во-вторых, мне настоятельно рекомендовали прочитать своего рода чайную «библию» под названием Чай Пуэр, написанную тайваньцем Дэн Шихай, который является торговцем чая и одновременно чайным исследователем, который был в Юньнани несколько раз. В-третьих, самая большая коллекция ярлыков чая пуэр находится в Тайване.

Иу не единственное место производства чая пуэр. Другие районы Юньнань, такие как Симао, Мэнхай, Ланьцан, Линьцан известны производством пуэра и там также есть дикие чайные деревья. Само слово «Пуэр» происходит от местечка в Симао, которое было важным местом сбора товаров для уплаты налогов. Более того, чай «пуэр» необязательно относится к какому-то конкретному виду или категории чайного дерева. Все виды чайного листа могут быть приготовлены в чай пуэр, после того, как подвергнутся особенному процессу пост-ферментации, который и отличает чай пуэр. Но разновидность крупнолистного чая в Юньнань считается наиболее подходящей для процесса вторичной ферментации.

Далее чай пуэр можно разделить на два типа, в соответствии с различными методами пост-ферментации. Один — это зеленый пуэр (сырой пуэр, шэн пуэр), пост-ферментация которого происходит благодаря естественному воздействию воздуха и ничему более. Другой тип — черный пуэр (готовый пуэр, шу пуэр), у которого пост-ферментация происходит в более короткий срок искусственным способом. Оба типа шу пуэр и шэн пуэр можно хранить длительное время, в отличие от зеленого чая. Мнение о том, что чем старше пуэр, тем он лучше, становится все более популярным. Это подтолкнуло многих людей к приобретению и хранению чая пуэр словно антиквариат.

Что-то произошло с чаем пуэр за последние двадцать лет. Во время Технологической Выставки 1985 года в Куньмине, никто не проявлял интерес к чаю пуэр Чжан И. В начале 90-ых цена чая пуэр до стадии производства была 5 юаней за 1 килограмм (1 доллар = 8 юаней); затем 15; потом25; в 2005 она достигла уровня 60 и порой доходила до 80 или даже до 100 юаней за килограмм, при этом годовой доход местных жителей стал достигать 50,000 юаней — очень даже неплохо для фермеров. В основном, такой доход приносил либо сбор листьев, либо обработка, но другие связанные индустрии, как например, фасовка чая, транспортировка, мероприятия «чайной культуры» и т.д. также быстро выросли. Кирпич чая пуэр купленный за 50 юаней будет в 3-5 раз дороже в Куньмине, Пекине, Гонконге или на Тайване. А его цена однозначно сильно возрастет после того, как его возраст достигнет пяти лет.

в 2005 году стартовал караван на лошадях в старинных традициях, организованный несколькими частными чайными компаниями. Он проложил свой путь из Пуэр в Пекин повторяя тот маршрут, по которому во время династии Цин (1644 — 1911) приносили в дар чай пуэр императору. Когда он, наконец, после полугодового путешествия прибыл в Пекин, аукционная цена за кирпич пуэра достигала 1000 юаней, почти в 20 раз выше, чем в родном городе. В апреле 2006 года другой караван с чаем пуэр был организован правительством Юньнани. В этот раз, местом начала пути выбрали Иу, а пунктом назначения — Тайвань.

2014_04_07_05_003Эти караванные маршруты называются «Древней Дорогой Чая и Лошадей». Эти маршруты возникли более двух тысяч лет назад, когда торговля и транспортировка чая между юго-западной частью Китая и азиатскими странами осуществлялась караванами. Впервые им дал это название Му Цзихун и пять других юных студентов после 90-дневного пешего расследования в 1989. Существуют бесчисленное количество «Чайно-Лошадных дорог» между Юньнань и внешним миром, а Иу — одна из самых важных стартовых точек, т.к. дикие чайные деревья растут именно здесь. Сейчас некоторые истории сильно популяризованы. В них речь идет о том, что впервые пуэр был ферментирован естественным образом во время продолжительного путешествия, когда его вез караван. Являются такие истории правдой или же мифом — исследователи, торговцы, чиновники и даже потребители обожают перемалывать эту тему, т.к. кажется, что они подтверждают, что пуэр действительно является своего рода сокровищем. Конечно же, кроме спектакля с караваном, описанным выше, большая часть чая пуэр перевозится современным транспортом. В то время как продолжаются исследования «Древних Путей Чая и Лошадей», а местные власти пытаются развивать Юньнань как «Туристическую и Культуную Провинцию», у пуэра есть еще шансы на бурный рост.

Пуэр становится популярным и модным напитком в больших городах по всему Китаю, в некоторых случаях более популярным, чем Лунцзин и Улун, которые необходимо употреблять свежими и их нельзя хранить слишком долго. И в Куньмине и в Пекине я слышала высказывания: «те, кто не пьют пуэр считаются некультурными», «кто пьет чай, но не пьет пуэр — не разбирается глубоко в чае». В плоть до того, что те, кто на самом деле не любят пуэр, стараются к нему привыкнуть. И практически каждый спросит продавца чая перед покупкой: «Какой возраст у этого пуэра?». Обычно возраст определяет цену, поэтому этот вопрос может оказаться довольно трудным для среднего продавца. В Иу я узнала, что торговцы из других городов обычно уточняют свои запросы, когда размещают предварительный заказ на упаковку пуэра. Во-первых, вес лепешки пуэра или упаковки (стандартная упаковка — семь лепешек) должен быть отчетливо указан; во-вторых, продукт должен быть выполнен из чайных листьев высокого качества, но регион происхождения определяется торговцами позже, в процессе упаковки; в-третьих, на упаковке не должна быть указана дата производства, т.к. эта информация нужна для проверки лишь при личной встрече.

Столкнувшись с высокой конкуренцией между производителями и разнообразными вкусовыми предпочтениями потребителей, очень трудно сказать, какая местность производит лучший чай пуэр. И хотя процесс вторичной ферментации является основополагающим и общим для приготовления пуэра, отличия географических условий и тривиальные различия в производстве приводят к разнообразию вкусов чая. Однако, для чая пуэр из Иу существуют несколько важных моментов при его традиционном производстве:

  • 1. Вместо крупномасштабных производств, местные жители предпочитают мелкий семейный формат бизнеса, который остается основным;
  • 2. Люди предпочитают шэн пуэр (зеленый пуэр) нежели шу пуэр (черный пуэр);
  • 3. Превалирует ручной способ приготовления над механизированным.

Между тем, эти традиции пытаются пошатнуть. В феврале 2006 года мне стало известно, что местное правительство установило новые правила, заставляющие жителей Юньнани менять свои традиционные методы. Для того, чтобы производить чай пуэр в Иу согласно определенным стандартам, новые правила устанавливают, что каждая отдельное предприятие должно быть определенного размера, это прежде всего относится к размерам производства; маленькие предприятия семейного масштаба должны быть закрыты. Согласно моим наблюдениям, многие семьи отчаянно старались расширить свои производственные мощности до вступления закона в силу, причем делали это, оптимизируя свое жилище или делая пристройку. Против этой политики выступили многие местные жители, т.к. у них просто не было достаточно денег, чтобы заняться расширением на тот момент, или же они считали, что расширение попросту нарушит первоначальную архитектуру, что для жителей Иу является важной частью самоидентификации. Например, Чжан И, пионер чая пуэр в Иу, сказал, что необязательно производству достигать крупных размеров, пока оно соблюдает адекватные стандарты чистоты.

С точки зрения Чжан И, чай пуэр в Иу равно как и в других частях Юньнани сталкивается с несколько другими проблемами. Во-первых, в Иу растут и деревья, и кустарники. Первые выросли естественным способом на старых плантациях и обладают сильным вкусом. Последние были засажены людьми позже, поэтому меньше по размерам и моложе, но могут расти быстрее. В последние годы, деревья в Иу производили 70 тонн в год, а кустарники — 250 тонн. Однако ежегодный объем продукции с маркой Иу на рынке не менее 300 тонн, причем большинство с обозначением «со старых деревьев», что рядовому потребителю довольно сложно проверить. Откуда появляются эти излишки? Довольно спорный вопрос. Во-вторых, чрезмерное использование пестицидов на чайных кустах является частой проблемой чайных плантаций. Даже если это правда, что «чем старше, тем лучше», какой смысл тогда хранить годами пуэр, который возможно приготовлен из листьев плантации, использующей пестициды? Как же тогда чай пуэр может успешно выйти на мировой рынок? В-третьих, люди настолько сильно вовлечены в процесс извлечения прибыли из чая пуэр, что резкое распространение всевозможных искусственных процессов, становится очень сложно не только потребителям или перекупщикам определить реальный возраст чая, но также сложно чайному производителю определить, что листья, которые он получает из деревни собраны с деревьев или с кустов.

Три особенности указанные выше характеризуют производство чая в Иу и станут основой моего дальнейшего исследования, в котором будут изучаться мнения местных жителей и остальных людей о чае пуэр. Тем временем, новые сложности встающие перед Иу также становятся объектом изучения их влияния на будущее производство в этом регионе.

Программа управления природными ресурсами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Исследовательская школа стран Тихого Океана и Азии, Австралийский Национальный Университет.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.