Исинские чайники

Там, где к чаю питают нежную любовь и благодарность, наверняка найдется место и Исинскому чайнику. Ценить и коллекционировать чай – равноценно и коллекционированию изделий из Исинской глины. Уже на протяжении нескольких столетий глиняные чайники являются неотъемлемой частью китайской чайной церемонии.
2014_04_05_06_003
Зачастую они совершенно обоснованно отвечают параметрам по-настоящему изысканного произведения искусства, отражая тонкую работу и мастерство в области гончарного дела. И наряду с наличием прекрасной внешней формы и классического цвета глины, чайники все же выполняют еще и свою функциональную роль. Навряд ли кто-то поспорит с той мыслью, что правильный исинский чайник улучшает качество заваренного в нем чая. Процесс заваривания чая в хорошо воспитанном глиняном чаху определенным образом усиливает и наш опыт переживания вкуса и аромата чая. Благодаря чайнику даже наше чайное пространство становится более эстетичным.

А еще волшебство… чем чаще мы используем Исинский чаху, тем качественнее он нарабатывается – появляются естественное сияние, глянец и мягкость его поверхности – поистине наивысшая степень красоты. Вероятно, ни один другой вид искусства не смог бы занять столь важное место в нашей повседневной жизни. Именно из этих соображений старые или хорошо изготовленные исинские чайники бесценны… Для человека, любящего чай, любимый чайник – словно старый добрый друг, поэтому не стоит и говорить о том, что никакие жемчужины несравнимы с ценностью такого чайника.

Порой люди задаются вопросом, почему же все-таки глиняные чайники изменяют чай столь сильно и явно? И как их правильно выбирать?

Для грамотной оценки Исинского чайника существуют стандарты — художественность и функциональность керамического изделия. Художественность проявляется в необходимости создания хорошей и эстетически красивой формы чайника: только лишь появление такого чайника на чайной доске уже облагораживает чайное действо. Красивые чайники гармонично дополняют собою чайную атмосферу и придают утонченности земному.

Существует четыре уровня мастерства исполнения керамического изделия:

1. Утилитарные чайники
Для промышленного производства чайников, которое ежедневно создает сотни новых изделий, не требуется практически никаких навыков и умений. Скудное разнообразие и посредственная глина — такие чайники изготавливаются для широкого потребителя по довольно доступным и приемлемым ценам. Крупные фабрики нанимают много гончаров, которые готовы работать посменно, каждый день являя свету один чайник за другим. Нередко в производстве используется глиняное литье как один из способов шаблонной формовки чайников.

2. Изделия ручной работы
Техника выполнения таких чайников несколько изящнее. Но, как правило, они очень низкого качества. Эти глиняные чайники изготавливаются вручную и требуется некоторое время для того чтобы проверить их качество и впоследствии ограничить объем производства каждого из них. Также, чайники ручной работы в большей степени демонстрируют многообразие стилей и форм, которые зачастую подражают стилям и формам чайников прошлого или культурным тенденциям, формирующимся на протяжении всей истории.

3. Особые художественные изделия
Такие чайники рождаются в руках снискавших славу гончаров. Профессионализм и неповторимое мастерство выдадут себя в изумительной красоте и функциональности готового изделия. Неслучайно эта категория чайников особенно высоко ценится среди коллекционеров: чем более редкостные и исключительные эти чайники, тем выше будет их ценность, ощутить которую позволят и время, и регулярное заваривание в них чая.

4. Искусность мастера
Некоторые по-настоящему преданные своему делу художники превосходят даже своих современников. Они давно вышли за пределы идеи того, чтобы просто изготовить предмет искусства, и достигли потрясающего уровня мастерства. Большинство чайников подобного рода стоят настолько дорого, что если ценители и приобретают их, то не используют по назначению, а выставляют дома или в пространстве музея.

Функциональность Чайника

Второй критерий для оценки Исинского чайника – функциональность – в действительности не может существовать отдельно от художественных стандартов. Совокупность многочисленных достоинств, которая позволяет нам говорить о том или ином чайнике как о высококачественном функциональном предмете чайной утвари, несомненно, имеет отношение и к его ценности с художественной стороны.

Когда перед Вами встанет задача выбрать глиняный чайник, имеет смысл попытаться узнать о его происхождении. Многие коллекционеры начинают свое познание исинских изделий через изучение специальных печатей (прим. чтобы впоследствии было незатруднительно их узнавать и определять их подлинность), которые ставятся обычно на дне чайника. Печать может о многом рассказать: печать – это или имя мастера, или название самой фабрики в случае, если мы имеем дело с чайниками промышленного производства. Однако в самом начале пути важно найти хорошего учителя, который помогал бы Вам в выборе и каждый раз направлял бы в нужном направлении. Как показывает практика, любой человек сможет отличить утилитарные чаху от других категорий чайников, хотя увидеть разницу среди представителей нетривиальных категорий уже окажется гораздо сложнее.

Для потребителя очень важно знать, что он покупает. По этой причине не будет лишним приобретать чайники у торговца с хорошей репутацией, который давал бы Вам прозрачную и внятную информацию о своем товаре. Ну а если рядом не оказалось помощника, лучшее, что Вы можете сделать – это просто взять в руки приглянувшийся чайник, рассмотреть его и, ориентируясь лишь на собственные ощущения и интуицию, оценить то, насколько его качество соответствуют Вашим требованиям в двух главных аспектах – художественном и функциональном. Так, форма и структура чайника должны быть совершенными, с хорошим пропорциональным расположением носика чайника и его ручки, крышки и дна ЧаХу. Мастерство и искусность должны быть видны, что называется «невооруженным глазом», и рассматривать их лучше отдельно как параметры, присущие керамическим изделиям особенных категорий.

Безусловно, цена и личное восприятие будут играть не менее важную роль в выборе глиняного чайника. Функциональный чайник также должен соответствовать запросам человека, который будет им регулярно пользоваться, в отношении объема сосуда, конкретного вида чая (для заваривания которого чайник, собственно, и подбирается) и, наконец, личных представлений об эстетике.

Три главных аспекта ЧаХу

Сегодня большинство коллекционеров любят говорить о трех различных, но самых главных аспектах любого исинского чайника: Глина, Форма, Техника.

Глина

Первый из названных пунктов – это глина. Одной из наиважнейших предпосылок того, что Исин обрел столь невероятную известность, являются уникальные по своему составу и структуре породы, которые залегают на территории уезда Исин, в провинции Цзянсу. Однако в большинстве разновидностей пород (не исинских) присутствует содержание свинца, что неприемлемо в случае использования чайника, изготовленного из такой породы, поскольку свинец токсичен для человеческого организма. Таким образом, гончары обжигают чайники дважды, покрывая (при втором обжиге) изделие глазурью. Напоминающую по составу стекло глазурь, словно краску, наносят кистью на поверхность чайника. Благодаря этому, поры на чайнике заполняются и покрываются защитным слоем и полируются, что предотвращает угрозу проникновения свинца в напиток при заваривании и делает, соответственно, готовыми к использованию любые чашки, вазы и чайники. Кроме того, многообразие цветов и оттенков, особых техник и способов изготовления глазури возводит весь этот процесс на другую ступень.

Однако породы из Исина абсолютно натуральны и не содержат свинца. Столь редко встречающаяся чистота позволяет исинскому мастеру избежать процедуры глазурирования и тогда достаточно будет просто обжечь в печи чайники для придания им прочности. Таким образом, глина остается в своем естественном состоянии, сохраняя пористую структуру. В этом случае высокая пористость улучшит не только качество абсорбции масел чайных листьев, которые в этом чайнике завариваются, но, соответственно, и вкус последующих завариваний. А чайник тем временем будет постоянно нарабатываться и таким образом становиться «выдержанным». По этой причине истинные чаеманы используют только один чайник под тот или иной (но только один) вид чая, который им по-настоящему нравится. Поэтому, например, вкус слабо ферментированного Улуна, заваренного в чайнике, воспитанном изначально под Пуэры, будет попросту разрушен.

Хороший чайник по умолчанию должен изготавливаться из превосходной глины. На территории уезда Исин существует широкое многообразие пород, включая такие разновидности как красная, пурпурная, черная, зеленая, синяя и т.д. и все они, безусловно, имеют свои собственные уникальные характеристики. Кроме того, некоторые породы в изделии будут наилучшим образом сочетаться с определенными видами чая.

Большее из того, что мы можем узнать о различии пород, заключено в простой истине: нам нужно лишь ухаживать за чайниками и постоянно с ними взаимодействовать. Чайники для того и созданы, чтобы к ним прикасаться. Да и им самим очень нравится, когда их держат в руках, и в ответ они выражают свою признательность через проявление безупречной патины на своей поверхности.

Если глина была очищена вручную по традиционной технологии, то стоимость такой глины будет значительно выше. По сути, одно из первостепенных отличий между чайниками промышленного производства и изделиями ручной работы нескольких высоких категорий заключается именно в том, что первые изготовлены из глины, переработанной специальным оборудованием, причем в процессе порой не обходится и без добавления химикатов, способствующих изменению цвета глины (прим. уникальные породы обладают редкими цветами, поэтому на рынке всегда непросто найти, например, синий или зеленый чайник, который был бы изготовлен из по-настоящему натуральной глины без примесей. Поэтому многие недобросовестные производители добавляют химические оксиды в глиняную массу, тем самым достигают нужного цвета, а затем изготавливают чайник-подражание и пытаются продать его как самый что ни на есть настоящий из не менее настоящей глины, однако, по подозрительно более низкой цене, чем у его честного антипода).

У новичка это может занять какое-то время — распознать глину и распознать бедную породу по одному лишь виду или прикосновению к ней и только за редким исключением – по ценнику. Иногда при знакомстве с чайником можно взять крышечку чайника, прокрутить по кайме отверстия чайника и прислушаться к звуку. Чем выше тон звучания, тем вероятнее, что такой чайник больше подойдет для заваривания в нем чая с сильным и ярким ароматом, например, Улунов. Если же регистр более низкий, а само звучание глубокое и глухое, то, скорее всего, такой чайник может оказаться вполне подходящим для чая с сильным вкусом, например, для Пуэров.

Форма

Второй функциональный критерий чайника заключен в форме самого чайника. Разумеется, форма тесно связана и с творческим подходом мастера, и с предпочтениями коллекционера. Однако существует ряд моментов, которые стоит учитывать, если мы стремимся найти действительно функциональный чайник. Так, один не пожелает выбрать чайник с узким диаметром отверстия для заваривания в нем крупнолистового чая, например, сильно ферментированных улунов (прим. ЯньЧа – утесные чаи, с гор УИШань или Гуандунские Улуны – ФэнХуанДаньЦун). Но зато другой, наоборот, предпочтет именно такой чаху и при каждом заваривании будет ломать и разрушать крупные чайные листья для того, чтобы в конечном итоге они поместились в чайник.
2014_04_05_06_001
А вот что касается слабо ферментированных улунов, которые имеют сферическую (или стремящуюся к сферичности) форму скрутки, то для них может оказаться наиболее подходящим чайник округлой формы, который даст свободное пространство для чайных листьев и их полноценного раскрытия.

Каждый может заметить, что хорошее качество струи — плавной и гладкой — так же важно, как и комфортный захват ручки чайника: именно отсутствие каких бы то ни было неудобств сделает процесс сливания чайного настоя ровным и легким. Допустим, внутри некоторых современных чайников можно встретить выпуклое сито, которое сложнее засорить листьями мелкой фракции, а значит, струя от этого будет только ровнее. Вставленные металлические сита иногда необходимы, но нежелательны.

На самом деле, каждый из аспектов при выборе ЧаХу должен рассматриваться и учитываться, тем более, если чайник будет использоваться в ежедневной Вашей практике. Но это только в том случае, если Вы не ищете чайник, который будет выполнять роль произведения искусства и станет только лишь украшением пространства. Однако предельное выражение красоты чайника проявляется в самом чайном действе, или чайной церемонии. У чайника должны быть подходящие объем, который соотносился бы с количеством людей, участвующих в церемонии, высота и удобная форма, а также плотно прилегающая крышечка и хорошая струя, напоминающая течение нежного и мягкого горного ручья. Именно благодаря этим вещам сущность художественных и функциональных качеств получает свободу выражения величия этого особого предмета утвари.

Техника

И, наконец, третий параметр, который следует учитывать при оценке функциональности Исинского чайника, — это техника, примененная для его изготовления. Был ли он сделан на гончарном круге или слеплен вручную? Если чайник был выполнен с помощью гончарного круга, то (как утверждает одна из версий) внутри чайника можно увидеть характерные ровные круги и, не без некоторой проницательности, разглядеть при этом мастерство и навыки гончара. Так, носик и ручка чайника должны быть расположены точно по одной линии, а крышка практически идеально подходить под размеры отверстия чайника. Чем выше мастерство, тем ярче проявление всех трех главных аспектов – глина, форма, техника.
2014_04_05_06_002
Разумеется, ценность чайников, так же как и ценность любых других произведений искусства, зависит и от репутации мастера, художника. Однако не стоит забывать и о том, что в китайской традиции нередок случай точного воспроизведения работ великих мастеров их учениками и талантливыми гончарами, поэтому стоит быть внимательным в приобретении столь дорогостоящих шедевров.

Другая задача, которую выполняет сама техника, состоит исключительно в том, чтобы усовершенствовать внешний облик чайника. Поэтому чаху декорируют, прибегая к различным способам, например, нанесением каллиграфии, включением элементов живописи, гравированием, привнесением природных фактур или других мотивов. Хорошо стремиться искать уникальные и креативные методы и техники, с которыми выполнено керамическое изделие, но такие, которые не являлись бы помехой его качеству и в использовании предмета по его назначению.

Напоследок хотелось бы поделиться еще несколькими мыслями. Помните, что некоторые гончары, которые изготавливают чайники, сами не пьют особенно много чая, поэтому они не знакомы со многими обычаями и особенностями чайного действа. Как показывает практика, некоторые из чайников, несмотря на свои хорошие и радующие глаз форму и общий внешний образ, все же остаются совершенно нефункциональными. Поэтому при выборе чайника подумайте о том, что именно этот чайник позволит Вам ощущать себя одним целым с пространством, чаем и самим чайником…

Личные вкусы, бюджет и чайные предпочтения – все это будет играть важную роль на пути изучения и приобретения исинских чайников. Основные ориентиры и установки, о которых мы говорили ранее – это хорошо «сидящая» крышечка чайника, мелодичный звук, который Вы слышите, когда прокручиваете ее по кайме отверстия чайника, а также качественная струя, движение которой всегда мягкое и плавное… Но все это всего лишь стратегия, которая, так или иначе, остается второстепенной по отношению к Вашим собственным ощущениям и переживаниям.

Попробуйте как-нибудь попросить какого-нибудь коллекционера показать Вам его любимый чайник… Наверняка, с полки он возьмет маленький и недорогой (вероятно, его самый первый) чайник, который не просто хорошо служил ему на протяжении долгих лет, но был ему настоящим другом, который поддерживал его на пути развития и роста в понимании чая и… чайников.

По материалам статьи Han Chi Lo, «Deciding on an Yixing Teapot»; «The Art of Te», №1 (Перевод Клуб Чайной Культуры «Ча-И», чайное сообщество www.Chaism.pro).
Источник: http://www.chaism.pro


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.