Чай в Чжэцзяне
Статья в журнале «Вокруг Света» 1954 г.
Вашему вниманию предлагается статья, опубликованная в журнале «Вокруг Света» (ноябрь 1954г., выпуск №11). Я наткнулся на нее, случайно вытянув из стопки старых журналов в нашей «Лаборатории», открыв произвольно на середине, попав прямо на первую страницу с которой начиналась статья. Среди прочего в «Чайной Лаборатории» очень много старых книг, журналов, каталогов. Но этот журнал лег в руки первым, и мне показалось что эта случайность не такая уж случайная. Статья, как мне показалось написана в том, стиле который свойственен эпохи коммунизма в СССР в период его мощного подъема. Впрочем судите сами…..
Широким зеленым кольцом окружают Ханчжоу чайные плантации
Провинция Чжэцзян, расположенная к югу от устья Янцзы, славится в Китае своим чаем. Нам удалось побывать в двух важнейших чайных районах этой провинции: в Лунцзинском — в окрестностях города Ханчжоу, и в Пиншуйском — у города Шаосина.
Под Ханчжоу чайные посадки начинаются у самого города, окружая его широким кольцом. Насаждения тут, правда, не сплошные. Они рассеяны по склонам возвышенностей, среди кустарников и высоких трав, а кое-где и вкраплены между посевами пшеницы и соевых бобов.
Самым известным в этом районе местом, где выращивается чайный куст, считается долина Лун- цзин, расположенная в нескольких километрах к юго-западу от Ханчжоу. От нее и получил название здешний чай — лунцзинский.
…Свернув с проезжей дороги в сильно пересеченную местность, мы вскоре попадаем в небольшую живописную долину. Быстрый ручей проложил тут глубокое ложе среди густых зарослей тростника и бамбука. Бурная деятельность воды во время паводков оставила свой след в скоплениях гальки и крупных валунов, кое-где проглядывающих сквозь густую зелень зарослей.
По одной из нижних террас здесь проходит пешеходная тропа, вымощенная большими каменными плитами. По этой тропе можно подняться к неширокому водоразделу и перейти в долину, соседнюю с Лунцзинской.
Лунцзинская долина удивительно благоприятна для развития чайного куста, как известно, очень требовательного к условиям тепла и влаги. Осадков здесь выпадает не больше, чем надо для того, чтобы нежные листочки чая не пожелтели и не покрылись плесенью, но не меньше уровня, ниже которого онн становятся слишком мелкими и редкими. Затененные склоны предохраняют растения от вредного действия прямых солнечных лучей, ухудшающих химический состав чайного листа.
На склонах долины, почти от самого ее дна, устроены узенькие искусственные терраски с выложенными камнем вертикальными уступами. На них расположены чайные посадки. Кусты — не выше роста человека — стоят рядами, примерно в полутора метрах один ряд от другого Внутри ряда расстояние между растениями около метра. Кусты тщательно иод- стрижены, что способствует развитию молодых богатых листьями побегов. С такого растения можно снять гораздо больше чайного листа и получить продукцию более высокого качества. На чайных террасах устроены сливные желобки, по которым стекают дождевые воды. Посадки аккуратно прополоты, окучены, удобрены перегноем, особенно нужным здесь, на бедных горных почвах.
Чайными посадками в Лунцзинской долине занята преимущественно нижняя часть склонов. Только местами они поднимаются до самых вершин. Незанятые под чай участки покрыты густыми травами, папоротниками и зарослями молодого бамбука.
Мощеная тропа приводит нас в небольшой, с чистой улочкой, поселок Лунцзин (Драконий колодец) на берегу шумного ручья. Здесь почти на каждом шагу встречаешь резные мемориальные ворота (по-китайски пай лу) из крупных каменных плит, ведуггяе к древним склепам на покрытых лесом склонах.
Вблизи от поселка стоит монастырь. Во дворе его бьет мощный ключ с холодной кристально-чистой водой. Местные жители считают. что на воде этого ключа лунцзинский чай даст лучший настой Этот колодец называют Драконьим.
Разведение чайного куста — основное занятие поселян. Они сами обрабатывают чайный лист и сбывают его в Ханчжоу.
Мощеная дорога ведет на чайные плантации
Раньше в этих местах вырабатывался только зеленый чай. Но с 1952 года чаеводы начали осваивать и черный, который предназначается для вывоза в Советский Союз и европейские страны народной демократии.
Первый, основной урожай чайного листа крестьяне снимают в апреле или начале мая, второй — месяцем позже. В дождливое лето после второго сбора удается сделать еще один. Лучшие сорта чая получают от основного урожая и от собираемых до него совсем молодых, чуть распустившихся, еще покрытых серебристым пушком листочков. Из них вырабатывается самый дорогой, байховый чай. В зависимости от ухода за растением и погоды с куста снимают от одного до трех килограммов листа. Готовой продукции (сухого листа) получается приблизительно в четыре раза меньше.
Собранные листья крестьяне просушивают на специальных лотках, после чего, непрерывно перемешивая, обжаривают на железных сковородках. Из них чай высыпают на столы и раскатывают руками, пока листочки не подсохнут и не закрутятся. Затем их еще раз просушивают в ситах на воздухе и снова повторяют весь процесс, пока листья окончательно не потемнеют и не закрутятся. Для лучших сортов зеленого чая закручивание и просушку повторяют много раз. Некоторые крестьяне сами же производят очистку и сортировку чая, но многие сдают не вполне обработанные листья на фабрики, их досушивают, очищают и сортируют.
…Мы вскоре поднялись разделу и стали спускаться в соседнюю долину, более широкую и светлую, чем Лунцзинская.
Здесь, кроме чайных встречались и фруктовые а кое-где и небольшие поля с вами зерновых.
После непродолжительной остановки у сталактитовой пещеры Лэ-шуй (Веселые воды) с ее звонкими ручьями и подземным озером стали спускаться к устью долины.
На пути из Ханчжоу в Шаосин встречается много небольших деревень. Крестьянский дома окружены тщательно возделанными огородами
Перед глазами — великолепная панорама Ханчжоуской равнины c квадратами заливных рисовых полей, рощами, садами, над зеленью которых тут и там возвышаются изящные пагоды. Виден и сам красавец Ханчжоу раскинувшийся на берегу озера.
Посещение Пиншуйского чайного района потребовало больше времени. От Ханчжоу до Шаосина 115 километров. Прекрасная, выложенная щебнем дорога проходит по равнине, кое-где пересеченной увалами. Покрытые красноземами увалы, а местами и сама дорога — кирпичного цвета. На полях идет уборка урожая риса, и многие участки уже плотно заставлены копнами, среди которых ребятишки пасут принесенную сюда для откорма домашнюю птицу. Здесь же на полях обмолачивают рис. Крестьянин берет в руки сноп и ударяет колосьями о край большого ящика. Чтобы зерно не разлеталось по сторонам, ящик с трех сторон заставлен высокими щитами из плотных цыновок. Когда ящик наполняется, зерно пересыпают в мешки.
На полях идет уборка риса. тут же его обмолачивают.
Убранные поля сразу же перепахивают характерным для центральных и южных районов Китая орудием «чжуа» (когти), напоминающим тяпку, но гораздо больших размеров и с тремя-четырьмя длинными плоскими зубьями вместо лезвия.
Местами уже зазеленели осенние посевы, но летние культуры сняты еще не все. Созревают кукуруза, сахарный тростник, высокие стебли которого на корню связаны в большие пучки. В таком состоянии растение не поляжет во время ветра.
На большом протяжении дорогу сопровождает судоходный канал. Пересекаем также множество других каналов. По ним движутся многочисленные джонки, зато на дороге до самого Шаосина не встречается ни одной повозки. Почти все сообщение с Ханчжоу поддерживается по разветвленной сети каналов.
Собранный чай крестьяне сдают на приемный пункт, где его взвешивают и определяют качество листа
Недаром в Китае существует пословица: «В Северном Китае — на конях, в Южном — по воде». По воде передвигаются и на некоторых улицах Шаосииа.
Пиншуйский район гораздо больше Лунцзинского. Он охватывает десять уездов Чжэцзяна. Это один из крупнейших чайных районов Восточного Китая и единственный в стране, где производится так называемый жемчужный чай — чжу- га, особый сорт зеленого чая.
Разведение чайного куста для большинства крестьян Пиншуйского района представляет подсобное занятие к хлебопашеству. Только для очень небольшой их части чаеводство — главный источник существования.
В апреле или в начале мая в провинции Чжэцзян собирают первый, основной урожай чайного листа
В условиях гоминдановского Китая крестьянину-чаеводу нелегко было сохранить свое хозяйство. Торговцы-монополист ы скупали у производителей чай по исключительно низким ценам, разоряя крестьян. Высокая плата за аренду земли и налоги еще более ухудшали и без того нищенское существование чаеводов. Многие были вынуждены отказаться от разведения чайного куста и перейти на возделывание продовольственных культур. Поэтому п сейчас еще сплошные чайные насаждения встречаются здесь редко. Как правило, они совсем молодые. Чаще всего чайные кусты посажены на межах полей и на самих нолях среди посевов различных культур. Иногда на участке всего несколько кустов чая.
Сейчас местные крестьяне, получившие земельные наделы, возобновляют посадку чая. Государство безвозмездно выдает им ссуды, отпускает по льготным ценам удобрения и химикалии для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Крестьяне-чаеводы объединяются в бригады взаимопомощи и в производственные кооперативы. Все это способствует резкому увеличению чайных посадок.
Свое название «пиншуйский» местный чай получил от села Пиншуй, где сконцентрированы большие чайные плантации. Главным центром переработки чайного листа в этом районе является город Шаосин.
В Шаосине шесть чайных фабрик. Две самые крупные, с числом рабочих до тысячи на каждой основаны после народной революции.
С плантаций чайный лист поступает на фабрику. Здесь его очищают и сортируют.
Мы побывали на одной из них. Здесь перерабатывают лист, уже прошедший первичную обработку.
Фабрика эта работает сезонно, с мая по декабрь, выпуская за шесть месяцев до 850 тонн готовой продукции. В цехах много молодежи, прекрасно освоившей технологию чайного производства.
Нам удалось осмотреть и город Шаосин. Это — древний населенный пункт, существующий более двух тысяч лет. Узенькие улочки, вымощенные квадратными плитами, и низенькие постройки удивительно сохранили колорит старого китайского города.
На одной из таких улиц в южной части города родился и провел молодые годы китайский революционер, основоположник новой китайской литературы Лу Синь. Дом, в котором он жил, сейчас перестроен и превращен в музей. Многое сохранилось в нем со времен пребывания Лу Синя.
Здесь среди многочисленных экспонатов выставлены изданные на китайском языке в переводе Лу Синя «Мертвые Души» Гоголя, «Война и Мир» Толстого.
Великий китайский патриот Лу Синь до последнего дня горячо верил и страстно боролся за новую, счастливую жизнь народа, которая бьет теперь ключом и в его родном краю.
Источник: http://puercha.ru