Новая экспозиция в Волгограде: чай пили – 100 лет жили
Основу выставки в волгоградском областном краеведческом музее занимают «пузатые» старички-самовары, рождённые русскими мастерами в разные годы.
Всего же в фондах музея находится свыше сотни образцов, и не только из старины далёкой, но и расписные самовары советских времён. А чтобы коллекция не выглядела «вялой», организаторы экспозиции усилили её экспонатами и исторической информацией о народных традициях, куда входит, конечно же, и чаепитие с бесконечными беседами у самовара.
— Выставка проходит в старинном, здании царицынских времён, чудом уцелевшем во время фашистского нашествия, — рассказывает директор музея, кандидат исторических наук Александр Материкин. – Здесь до Октябрьской революции находился «Волго-камский банк», собирались влиятельные господа Царицына, за «весёлым» столом с самоваром решали деловые вопросы. Прошло столетие, и мы с вами, возможно, в той же комнате продолжаем это чаепитие. Это даже символично, поскольку осенью музей, хранитель истории края, отмечает вековой юбилей.
— О-ох, какой же вкусный чай из самовара на углях! – дегустируя из чашки золотистую жидкость, улыбаясь, продолжает Ирина Талдыкина, куратор и организатор выставки. – В электрическом самоваре такого вкуса не добьёшься, ток убивает не только вкус, но и «душу» чая. А вообще, как известно, этот напиток появился на Руси лет триста назад, потеснивший наши взвары, квасы, медовухи, кислое молоко, соки…
В свою очередь, и мне, автору заметки, захотелось вспомнить самый вкусный чай, который я пил в своей жизни.
Лет десять назад оказался я поздней осенью в Кременско-Вознесенском монастыре, расположившемся среди горбатых хребтов и глубоких оврагов правобережья тихого Дона. В «избушке на курьей ножке» у стен обители жил художник Александр, бежавший со столичного шумного и развратного Арбата, где как художник зарабатывал большие деньги. А за ними последовали пьянки-гулянки… И наступил момент, когда человек для очищения от соблазнов, убивающих и разлагающих личность, поселился в глухомани. Но в монахи его не благословляли – надо было сначала «очиститься» от мирских увлечений. Александр жил скромно, на подаяниях за отреставрированные иконы прихожанам, а в зимние вечера спасался чаем, которым он и нас, троих горожан, угостил. Напиток художника составляли собранные летом и осенью высушенные чабрец, душица, зверобой, липовый цвет и какие-то ещё цветы с травами.
Сначала закипела донская вода в десятилитровом ведре, только что освобождённом от ухи, куда хозяин забросил витаминное богатство донских лугов и степей, скорее всего, в интуитивных пропорциях, и оставил на пару часов для отстаивания. После экскурсии в монастырь слушали лиричные, насыщенные грустью с размышлениями о смысле бытия, стихи гостеприимного художника и, вооружившись подручными кружками и стаканами, до поздней ночи наслаждались вкусным ароматным напитком…
На снимках: открытие выставки прошло в народных традициях – с блинами и чаепитием, «ручейком» и другими забавами.
02 марта 2014 г.
Автор: Витольд Ярмакович
Источник: http://gg34.ru