Провинция Юньнань — родина чайного растения

Провинция Юньнань расположена на юго-западе КНР и занимает горное плато, пересеченное многочисленными долинами рек и горными хребтами, высота которых в некоторых местах превышает 4 тыс. и над уровнем моря. Центр провинции — г. Куньмин. Культура чая и провинции Юньнань имеет многовековую историю. В летописях «Тайцу» встречаются указания на то, что жители провинции были знакомы культурой чая еще-в III в. н. э.
2014_01_15_04_001
Долгое время провинция Юньнань считалась родиной чайного растения. Однако в начале прошлого века в связи с обнаружением дикорастущего чая в Ассаме (Индия) возникли разногласия по вопросу первоначальной родины чайного растения.

В настоящее время высказаны многие предположения о первоначальной родине чайного растения. Одни считают родиной чая Восточно-Тибетскую возвышенность, где берут свое начало Янцзыцзян, Салуэн, Меконг, Иравади, и другие реки. Сторонники этого мнения предполагают, что по течению указанных рек семена чая переносились из очага возникновения в другие места. Другие считают родиной чая Ассам, так как именно там были впервые обнаружены дикорастущие чайные растения. Третьи думают, что родиной чая является Индокитай, так как позже и здесь были найдены чайные растения в диком виде. Словом, в настоящее время не существует единого мнения об истинной родине чайного растения. Больше того, в последнее время, с 1954 г., ботаниками КНР обнаружены дикорастущие чайные растения на юге страны на острове Хайнань, в провинциях Гуйчжоу, Сычуань и Юньнань.

2014_01_15_04_002В частности, в провинции Юньнань в лесах камелии обнаружены заросли дикорастущего чая. На высоте 1500-1700 м над уровнем моря в горах Наньноншань в уезде Сишуанбаньна имеются огромные массивы дикого чая. Здесь найдено чайное дерево, возраст которого превышает 880 лет, высота его 5,5 м, ствол с трудом могут охватить два человека. Дерево имеет мощную густо облиствленную крону. Листья крупные, мясистые, тёмно-зеленого цвета. Дерево хорошо вегетирует и дает крупные тяжелые флеши.
Урожай за вегетационный период нередко превышает 300 кг зеленого листа.

Дикорастущие чайные растения обнаружены также в уездах Цзиндун, Линьшуап, Гуйшан и Сянон. Здесь найдены отдельные экземпляры чайного дерева высотой 8-10 м, более чем 200-300-летнего возраста. Большая часть деревьев (дикорастущего чая, обнаруженных н провинции Юньнань, принадлежит к крупнолистным растениям и нередко причисляется к разновидностям Тhеа аssamiса. Вместе с тем такое определение основывается .лишь на внешнем сходстве юньнаньского крупнолистного чая с разновидностями ассамского чая. Что же касается других данных по этим растениям, то их, к сожалению, пока пет. Это и понятно, так как провинция Юньнань была малодоступна как для китайских исследователей, так и иностранных ученых. После освобождения страны и создания КНР в провинции Юньнань широким фронтом развернулись работы по изучению дикорастущей и культурной флоры. Работа эта проводится под руководством Юньнаньcкого Института ботаники Академии наук КНР. Институт имеет филиалы в разных экологических зонах провинции, в том числе и в Сишуанбаньна, где были обнаружены массивы дикорастущего чая. Кроме того, по дикорастущему чаю работает Всекитайский институт чая. Нет сомнения в том, что в ближайшие годы будут подробно изучены все массивы дикорастущего чая провинции Юньнань. В настоящее время установлено, что из листьев дикорастущего чая получается превосходного качества черный байховый чай, и сейчас ведутся работы по использованию зарослей дикорастущего чая как сырьевой базы для производства черного байхового чая. Семена и саженцы с этих растений используются для закладки новых чайных плантаций. Жители провинции Юньнань, видимо, давно занимались окулътуриванием дикорастущего чая. Об этом говорит тот факт, что культура чая в этой провинции представлена в основном древовидными крупнолистными формами чайного растения. Однако и культурные древовидные крупнолистные формы чайного растения, распространенные в провинции Юньнань, нередко относят к разновидности Тhea аssamiса. Но такое онределение чисто субъективно.

Находясь в Гуанчжоу, мы имели возможность ознакомиться с работами по чаю, которые ведутся в Институте южного земледелия Академии сельскохозяйственных наук КНР. На сорто-испытательном участке Института нам показали насаждения крупнолистного юньнаньского и ассамского чая. Оказалось, что в условиях Гуанчжоу очень хорошо развивались растения крупнолистного юньнаньского чая, а ассамские чайные растения выглядели угнетенно. Это нам кажется говорит о том, что существуют глубокие различия между этими формами растений. Справедливость сказанного подтверждается данными, которые получены нами по химическому составу крупнолистного юньнаньского чая. В литературе отсутствуют данные по химическому составу юньнаньского чайного растения. Лишь в последнее время в связи с развитием культуры чая в провинции Юньнань и организацией лабораторий биохимического контроля чайного производства удалось показать, что листья крупнолистного юньнаньского чая весьма богаты дубильными веществами. Наши исследования вполне подтвердили это положение. Оказалось, что двухлистные флеши этого растения содержат 31-35% ду6ильных веществ, определяемых суммарно методом титрования.

Находясь в провинции Юньнань в декабре 1959 г, мы имели возможность не только ознакомиться с культурой крупнолист-ного юньнаньского чая, но и заготовить образцы для исследований. Нами были собраны растущие верхушечные почки, первые и вторые листья, нежная часть стебля молодого побега, а также двухлистные флеши. Материал быстро фиксировался паром, а затем сушился в чаесушильной печи при температуре 60-70°. Одним из основных особенностей обмена веществ чайного растения, как уже указывалось не раз, является синтез в больших количествах дубильных веществ и катехинов. Дубильные вещества, и особенно катехины, претерпевают значительные качественные и количественные изменения в зависимости от особенностей разновидности и сорта чайного растения, а также от условий произрастания. Поэтому представляет исключительный интерес изучения этих соединений в образцах юньнаньского чая. Первые же анализы показали, что по содержанию дубильных веществ, и особенно по синтезу катехинов, крупнолистные юньнаньские чайные растения резко отличаются от других разновидностей чая. Двухлистные флеши, собранные в середине декабря, содержали свыше 16% катехинов (см. табл.).

Содержание катехннов в двухлистных флешах крупнолистного юньнаньского чая

Катехин мг на 1 г сухого веса % от суммы катехинов
l-эпигаллокатехин 17,35 10,51
d,l-галлокатехин 10,76 6,52
l-эпикатехин и d,l-катехин 21,19 12,84
l-эпигаллокатехингаллат 57,57 34,89
l-эпикатехингаллат 56,13 35,23
Сумма катехинов 163,00

Следует отметить, что в этот период года в условиях провинции Юньнань растения вегетируют нормально.

Оказалось, что двухлистные флеши крупнолистного юньнаньского чая содержат значительно больше 1-эпикатехина, чем l-эпигаллокатехина. Такое соотношение этих катехинов в двухлистных флешах чайного растения обнаружено впервые.

Исследованиями, которые проводились на отечественном чае разновидности Тhеа sinensis, селекционном материале Тhеа аssamiса, а также листьях чая из Демократической Республики Вьетнам было установлено, что в молодых листьях чая в составе простых катехинов l-эпигаллокатехин преобладает над l-эпикатехином (Джемухадзе, 1957; Джемухадзе, Милешко, 1959; Запрометов, 1952). Следует отметить, что аналогичные результаты получены и другими исследователями, которые работали с чайными растениями Цейлона, Индии и Японии (Bradfield, 1946; Roberts, Wood, 1950; Oshima и др., 1954). Следовательно, в двухлистных флешах крупнолистного юньнаньского чайного растения, в отличие от других разновидностей, идет наиболее интен-сивный синтез l-эпикатехина и d,l-катехина. Об этом же свидетельствуют данные и по галловым эфирам. Оказалось, что двухлистные флеши крупнолистного юньнаньского чая содержат в больших количествах l-эпикатехингаллат. Это, видимо, также является особенностью обмена веществ юньнаньского чая. Еще более разительные в этом отношении результаты были получены при изучении первого и второго листа двухлистного флеша. Установлено, что основным местом синтеза катехинов являются молодые листья чая (Джемухадзе и Шальнова, 1954; Запрометов, 1958).

Как показывают данные таблицы,
Содержание катехинов в листьях двухлистного флеша крупнолистного юньнаньского чая

Катехин мг на 1 г сухого веса % от суммы катехинов
l-эпигаллокатехин 14,32 8,53
d,l-галлокатехин 6,12 3,65
l-эпикатехин и d,l-катехин 27,69 16,50
l-эпигаллокатехингаллат 48,14 28,69
l-эпикатехингаллат 71,51 42,61
Сумма катехинов 167,78

в листьях юньнаньского чая синтез l-эпикатехина протекает почти вдвое интенсивнее, чем синтез l-эпигаллокатехина. Соответственно и образование l-эпикатехингаллата осуществляется более энергично, чем l-эпигаллокатехингаллата.

Таким образом, можно сказать, что характерной особенностью крупнолистного юньнаньского чайного растения является синтез в больших количествах l-эпикатехина и его галлового эфира l-эпикатехингаллата. Этим, собственно, и отличается юньнаньский чай от разновидностей Тhea sinensis и Thea assamica, в листьях которых наиболее интенсивно синтезируется 1-эпигаллокатехин и его галловый эфир 1-эпигаллокатехингаллат. Следовательно, существуют глубокие физиолого-биохимические различия между крупнолистным юньнаньским растением и указанными разновидностями чая. Характерной особенностью обмена веществ одних является интенсивный синтез l-эпикатехина и его галлового эфира, для других — 1-эпигаллокатехина и его галлового эфира.

Тот факт, что крупнолистные юньнаньские чайные растения наиболее интенсивно синтезируют l-эпикатехин, а не 1-эпигаллокатехин, заставляет думать, что именно эта форма чайного растения является наиболее древней. В пользу этого говорят также данные, полученные нами по изучению катехинов камелии — растения, которое, как и чайное растение, входит в семейство Тhеасеае. Оказалось, что листья Camellia sasangua содержат только 1-эпикатехин в количестве 0,2-0,4%. Анализ листьев Camellia japonica показал, что они синтезируют не только l-эпикатехин, но и 1-эпигаллокатехин и даже незначительное количество l-эпикатехингаллата. Оказалось, что четырехлистные побеги Camelia japonica содержат 1-эпикатехина 0,86%, l-эпигаллокатехина 0,13% и следы l-эпикатехингаллата.

Робертс и Вуд (Roberts a. Wood, 1951) нашли, что в листьях камелии (разновидность которой не была установлена) из северной Бирмы содержатся только 1-эпикатехин и l-эпикатехингаллат. На основании приведенных данных можно сказать, что камелии также отличаются по составу катехинов. Одни из них синтезируют только l-эпикатехин, другие наряду с этим веществом образуют и l-эпигаллокатехин, а третьи в незначительных количествах и 2-эпикатехингаллат.

К сожалению, наши познания по составу катехинов, в камелии ограничиваются приведенными данными. Однако, несмотря на это, уже сейчас с полной очевидностью можно сказать, что набор катехинов в этом растении весьма несложен.

Если допустить, что чайное растение возникло в результате длительной эволюции камелии, то преимущественный синтез l-эпикатехина и l-эпикатехингаллата в крупнолистном юньнаньском чае говорит о его более древнем происхождении, чем разновидностей Тhеа sinensis и Тhеа аssamica.

Нет сомнения, что юньнаньскнй чай возник в районе его естественного распространения в условиях мягкого климата провинции Юньнань. По меткому выражению юньнаньцев, в этой провинции весна бывает четыре раза в году. Ниже приводим данные по температуре воздуха в важнейших чаеводческих провинциях КНР, включая и провинцию Юньнань. Материал заимствован из книги Чжуан Вань-фана (1959).

Средняя температура (в °С) по сезонам года в важнейших чаеводческих районах КНР

Провинция и уезд Зима Весна Лето Осень Самый холодный месяц (январь) Самый тёплый месяц (июль) Средняя годовая температура
Хубэй, Пуци 5,7 16,3 27,2 16,7 3,6 28,1 16,5
Аньхой, Цимень 6,4 16,3 27,4 17,8 4,0 28,0 16,9
Чжецзян, Пиншуй 5,7 16,6 28,7 19,2 3,1 30,5 17,5
Фуцзянь, Фуань 12,1 18,4 27,2 20,1 11,5 28,2 19,4
Гуандун, Фаньюи 14,3 21,5 28,5 23,2 10,2 28,9 22,0
Сычуань, Ибин 9,3 18,7 27,8 22,2 5,3 30,5 18,5
Юньнань, Фухай, гора Наньшань 11,9 19,8 23,1 17,2 10,4 23,2 18,0
Юньнань, Куньмин 11,0 16,9 19,6 15,9 10,6 20,1 15,9
Гуйчжоу, Мэйтань 5,4 15,1 23,9 16,0 5,0 25,1 15,1

 

Источник: К. М. Джемухадзе. Культура и производство чая в Китайской Народной Республике.
Издательство Академии Наук СССР, М.: 1961 г.

Источник: http://www.chaigorod.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.