Чайный путь через Кяхту и Иркутск
Чайный путь из Китая через Иркутск по территории России начинался в Кяхте.
Фото №1. С Троицкосавском-Кяхтой, городом с уникальной судьбой, своеобразной экономикой и культурой, связаны жизнь и деятельность многих замечательных людей. О Кяхте писали В. Обручев, К. Назимов, А. Деспот-Зенович, В. Птицын, И. Носков, И. Багашев, И. Попов, Е. Петряев и другие.
В 1728 г. С. Л. Владиславич-Рагузинский основал кяхтинский форпост как опорный пункт русско-китайской торговли, который с годами превратился в известную всему деловому миру торговую слободу. Тогда же была заложена Троицкосавская крепость. Во второй половине XIX в., в силу объективных социально-экономических условий, этот городок стал одним из крупных культурных центров Забайкалья. Через Кяхту-Троицкославск до пуска в эксплуатацию в 1869 г. Суэцкого канала осуществлялся транзит чая из Китая в Россию и Западную Европу. К 70-м гг. XVIII в. Кяхта была единственным пунктом, через который совершалась льготная русско-китайская торговля. Особую известность слобода приобрела в конце XVIII — середине XIX вв., во время возраставшего интереса к чаю у населения европейских стран и России. В России употребление чая начинается в 1640-х гг., но широких размеров оно достигает только в начале XIX в. А приход его из Китая закономерен уже потому, что эта страна — древний центр культуры чая.
Чай, постепенно завоевывая российский и сибирский рынки, стал главным предметом китайской торговли.
Прибыль, принесенная казне караванами первых «чаепроходцев» Ф. Байкова, И. Перфильева, С. Аблина, толкала правительство на более широкие торговые контакты с южными соседями. Китай стали рассматривать как выгодный рынок сбыта сибирской пушнины и поставщика шелка и чая. А так как путь от Тобольска до Пекина через степи Прииртышья и пустыню Гоби был долгим и опасным, российские подданные — посол Н. Спафарий и торговый человек Г. Никитин — проложили новый путь — через Забайкалье и Иркутск. Частная торговля запрещалась, а государственная караванная торговля не была стабильной, она неоднократно прерывалась. 11 караванов в 1693-1728 гг. вывезли и ввезли товаров на сумму около 1170 тыс. рублей.
Фото №2. Кяхта, склад чая. Две трети поступавшего из Китая чая приходилась на байховый, а треть — на кирпичный. По утверждениям современников, китайский чай принадлежал к числу самых общенародных предметов потребления в России.
Рагузинский в 1727 г. удалось заключить Буринский, а в 1728 г. — Кяхтинский договоры, в результате которых открывалась новая эпоха во взаимоотношениях России и Китая. К октябрю 1728 г. из Пекина прибыл русский караван. Так начиналась кяхтинская торговля.
Китайцы отдавали предпочтение пушнине, другие российские товары их интересовали меньше.
К середине XVIII в. караванный торг пришел в упадок, прежде всего, из-за контрабандной продажи пушнины китайцам. Мощный стимул развитию кяхтинской торговли дали проведенные на государственном уровне мероприятия: отмена казенной монополии на торговлю пушниной и внутренних таможен; введение вексельной системы расчетов с таможней, сначала для европейских, а с 1781 г. – и для сибирских купцов.
Из Китая вывозились товары широкого потребления: хлопчатобумажные ткани, шелк, шелк-сырец, сахар, табак, чай, ревень. Большая доля экспорта долгое время составляла пушнина, где соболя постепенно оттесняли белка и горностай. Постепенно, с увеличением объемов ввоза китайского чая, в номенклатуре российских товаров все большее место стало отводиться сибирским кожам, прежде всего – юфти. Сибирская юфть по качеству уступала европейской, но здесь ее выделывалось достаточно много, а доставка обходилась дешевле.
Фото №3. Караван с чаем. Дорога от Кяхты до Москвы составляла в середине XIX в. 5555 верст. Три месяца пути чайного обоза стоили от 4 до 8 руб. с пуда.
С конца XVIII в. мелкий сибирский капитал «питался» кяхтинской торговлей. Купцы 2-й и 3-й гильдий, мещане, крестьяне, казаки, буряты, жившие в приграничных районах, имели возможность вести небольшую торговлю продуктами скотоводства и земледелия. Дополнительный доход они получали за счет извозного промысла, извозчики купеческой клади уходили после Нового года до Иркутска на санях, в пути продавали сани, покупали телеги и уже с китайскими товарами возвращались домой к осени.
До проведения железной дороги извозный промысел составлял главное занятие крестьянского населения Сибири и для значительной его части являлся действительным источником благосостояния.
Извозом занимались почти все притрактовые селения, образовывались артели и товарищества. Многие составили на этом крупные состояния.
Задействованы были сотни тысяч лошадей, чаем загружались десятки тысяч подвод. Загрузка, перегрузка, разгрузка, ремонт и проведение дорог, постой, содержание и смена лошадей, обеспечение сеном, фуражом и прочие услуги обеспечивали работой и средствами к существованию огромную массу людей. Даже с проведением железной дороги извоз не прекратил своего существования, хотя значительно сократился, понизилась его доходность.
Кяхтинская торговля оказала благоприятное влияние на экономику России, Китая, а также стран Ближнего Востока и Западной Европы. В 1757-1762 гг. Россия променяла в Кяхте своих и иностранных товаров на 2,85 млн. руб., в 1796-1800 гг. – на 1,55 млн. руб., в 50-х гг. XIX в. торговый оборот достиг 16 млн., а в 60-е гг. – 30 млн. руб. в год. Продавая товары промышленного производства и ввозя преимущественно сырьевые товары, Россия в кяхтинской торговле выступала как страна с более развитым производством. В 1875 г. она ввезла товаров на 0,13 млн. руб. и экспортировала на 5 млн. руб. К 1880 гг. при общем ежегодном ввозе в страну 2 млн. пудов кирпичного чая, через Иркутскую таможню проходило около 0,8 млн. пудов.
Фото №1. С Троицкосавском-Кяхтой, городом с уникальной судьбой, своеобразной экономикой и культурой, связаны жизнь и деятельность многих замечательных людей: ученых, купцов-меценатов, талантливых предпринимателей-торговцев, деятелей политики, литературы и искусства.
О Кяхте писали В. Обручев, К. Назимов, А. Деспот-Зенович, В. Птицын, И. Носков, И. Багашев, И. Попов, Е. Петряев и другие.
Фото №2. Две трети поступавшего из Китая чая приходилась на байховый, а треть — на кирпичный. Были и другие сорта: цветочный, зеленый. Два первых получили у нас большую популярность, и к середине ХIX в. практически в любой российской семье без чая за стол не садились. Байховый, дорогих сортов, продавался преимущественно в Центральной России и крупных сибирских городах. Кирпичный, представлявший из себя прессованную чайную крошку, наибольшее распространение получил в Средней Азии и Сибири, и потреблялся не только людьми состоятельными. По утверждениям современников, китайский чай принадлежал к числу самых общенародных предметов потребления в России.
Фото №3. Дорога от Кяхты до Москвы составляла в середине XIX в. 5555 верст. Три месяца пути чайного обоза стоили от 4 до 8 руб. с пуда. Существовала дифференцированная плата: от Кяхты до Иркутска – от 1,5 до 3,5, от Иркутска до Томска зимой – 4-7 (к весне – 12-24), от Томска до Тюмени (сухим путем) – 3-4 рубля за пуд груза. Средняя провозная плата от Кяхты до Нижнего Новгорода составляла 4 рубля за пуд.
Иркутск. Чайный магазин Н. П. Полякова на углу Ивановской и Большой улиц. Фото В. В. Дегтярева. 1890-е. Собрание НБ ИГУ
Иркутск. Владелец магазина со своими служащими. ФОТО В. В. Дегтярева. 1890-е. Собрание НБ ИГУ
Текст: Сергей Иванович Медведев (филокартист, сотрудник журнала «Земля Иркутская»)
Фотографии предоставлены Сергеем Ивановичем Медведевым
Источник: http://www.pribaikal.ru