Доставка чая в Россию. От Китая до Кяхты

В русской чайной истории есть несколько страниц, достойных более подробного описания, нежели достаточно сухой перечень дат и фактов. Начнем с рассказа о том, как доставляли чай в Россию до появления Суэцкого канала и активизации морских перевозок из Азии в Европу.
2013_11_21_01_002
Внутри гостиного двора. Артель савошников принимает чай. При каждой торговой фирме работала своя артель савошников. Они принимали чай и передавали его ширельным артелям, которые упаковывали чай. Фотография из Кяхтинского краеведческого музея.

Чай, естественно, доставляли посуху. Естественно, из северного Китая. Большей частью через Сибирь. В общем и в целом, все было очень просто. А в деталях — очень интересно. Большинство этих деталей мы почерпнули из статьи М. В. Кривокурцевой «Чай в Сибири».

Итак. Посуху чай везли на всем, что ходит — на верблюдах, лошадях, мулах, быках. Большей частью, конечно, на верблюдах. При этом весь чайный путь разбивался на два этапа: Китай — Сибирь и Сибирь — Европейская Россия.

(Часть чая попадала в Россию через ханства Средней Азии. Туда он шел по Великому Шелковому Пути, а оттуда — в Оренбург. Часть чая попадала в Семипалатинск, а оттуда — в Тобольск, но все-таки большая часть — через Сибирь, так что дальше речь только рб этом пути).

Сначала, естественно, чай везли из Китая в Сибирь (около 4 000 км). По Китаю чай путешествовал самыми разными способами, часто — по рекам. По Монголии (которая, вроде как, находится между Россией и Китаем) — на вьючных животных. Китайско-монгольская часть чайного путешествия длилась около пяти месяцев и, естественно, не обходилась безо всяческих приключений — то разбойники нападут, то реки разольются.

Китайская часть пути была такой: Ханькоу (центр китайского чаеводства) — Пекин — Калган (это уже у Китайской стены) — и уже оттуда, через Монголию, к нам.

2013_11_21_01_001Конечным пунктом путешествия чая из Китая в Сибирь была Кяхта — торговая слобода, основанная в 1728 году между рекой Кяхтой и горой Оротогой (на территории современной Бурятии). С другой стороны границы стояла монгольская слобода — Маймачен, которая выполняла функции торгового форпоста другой стороны. Естественно, что через Кяхту шел в Россию не только чая — это вообще была основная база русско-китайской торговли.

В Кяхту чай приходил в двух видах — в зависимости от сорта. Кирпичный прессованный чай, бывший достаточно популярным в Сибири, привозили в ящиках. Кирпичи прессованного чая соединялись в одну «доску» на манер известных всем долек шоколада. Количество и размер таких досок в ящике могло быть различным.

Рассыпной чай, который как раз с начала Кяхтинской торговли начали называть байховым, паковали в деревянные ящики, несколько раз оплетенные камышом. Такие ящики называли цибиками (слово, скорее всего, является производным от монгольского слова, обозначающего плетеную емкость). Цибики были квадратные и полуторные. В квадратные помещалось около 25 кг чая, в полуторные — 34-36 кг. Лучшие сорта чая часто упаковывались в металлические ящики (оловянные или свинцовые). Эта упаковка могла еще усугубляться кожей. Ну и цибиком, конечно. Один верблюд (если везли на верблюдах) вез 4 цибика. Чувствуете ритм слов… Один верблюд — четыре цибика ;)

В Кяхте…

Прибывший в Кяхту чай досматривали, переупаковывали и маркировали в соответствии с принятыми стандартами. Развьючивание верблюдов, снятие наружной упаковки с цибиков и осмотр чая производили специальные люди — савошники. Их так называли по основному инструменту их работы — савку. Это была такая штуковина, которой можно было пробить цибик и достать из самой его середины немного чая на проверку. Короче говоря, полый ломик. Савошники проверяли две вещи. Наличие чая внутри цибика и его качество. Изначально такой проверкой (как ее назвать — непонятно… «савошничество», что ли) занимались купеческие приказчики или казенная артель инвалидов, однако с 1861 года начали появляться частные савошные артели.

2013_11_21_01_004
Работа двора. Сфотографировано с башни западного проезда.

После проверки савошники доставляли чай на переупаковку. Этим уже занимались другие артели — ширельные (к ширянию они не имеют никакого отношения). Они «ширили», то есть зашивали в кожу (по другим источникам — в шкуры, шерстью внутрь), упаковки с чаем для дальнейшей транспортировке по Сибири. Где, как известно, случается зима и снег. Цибик с чаем обвертывали кожей, которую, в свою очередь, стягивали и сшивали ремнями.

Переупакованный чай снова возвращался к савошникам, которые маркировали его. На коже вырезались инициалы хозяина и маркировку чая. Например, «Т.Н.» — «торговый нетоварный».

Напомним, что в цибиках доставлялся байховый (рассыпной чай). Кирпичный чай (который маркировался, например, «К.Ч.» — «кирпичный черный») требовал более муторной обработки. Его раскупоривали полностью — до кирпичей. После чего счищали с них пыль и плесень и упаковывали по новому — сначала в бумагу, потом в кожу.

Работа у савошников и ширельщиков была незавидная. Особенно у ширельщиков. Это в напитке чай — штука исключительно полезная. А как сырье, которое надо обрабатывать — штука для здоровья весьма неприятная. По меньшей мере, тогда был. В артелях работали по 12 часов (тогда так было принято — трудоголики все были), в полумраке, задыхаясь от запаха сырых кож и чайной пыли. А еще при прошивании кож очень часто ранились руки — нежно кожу не проколоть. Однако работа эта все равно была очень престижной. Во-первых, она обеспечивала постоянным заработком. Во-вторых — давала определенные социальные льготы. Такие, например, как пособие в случае женитьбы или в случае смерти родственников.

Из Сибири — в центр

Еще одним постоянным источником заработка для жителей Иркутской губернии была перевозка чая сначала из Кяхты в Иркутск, а потом — далее по России. Как указано в статье «Чай в Сибири» (М. В. Кривокурцева), извозы были дальними и ближними. Дальние были распространены больше, поэтому о них и расскажем (тем более, что ближние от них отличались только расстоянием).

2013_11_21_01_009
Караван с чаем

К XIX веку окончательно устоялись две формы извоза: бесконная и связка. В первом случае перевозчик не имел собственных лошадей (такой перевозчик назывался «ноготь») и вынужден был нанимать их. Как правило, на небольшие расстояния, между двумя населенными пунктами. На каждом этапе ноготь искал новых извозчиков м, как правило, ехал перед своим грузом, чтобы к его прибытию в «пункт А» уже успеть договориться. При прибытии товара «в пункт А» чай перегружался и ехал дальше. Естественно, при таком способе доставки, были очень часты задержки (иногда до нескольких недель) — из-за погоды, состояния дорог, отсутствия извозчиков. Часто к складированному на постоялом дворе чаю нанимали караульных.

Что мешала ногтю нанять одного ямщика на весь путь, в статье не написано. Возможно, нежелание ямщика уезжать далеко от дома. Или эти ногти трудности любили. Хотя, конечно, если бы они наняли ямщика на весь путь — это уже был бы второй способ извоза. А ногти возили первым ;)

Этот самый второй способ извоза — связка — заключался в том, что несколько владельцев лошадей образовывали артель и брались доставить груз до места назначения. Артель выбирала объездного, который занимался решением всех административных и хозяйственных вопросов.

Как бы чай ни ехал из Иркутска в Европейскую Россию, длилось это веселое путешествие дней 70-80. Выезжали, обычно, поздней осенью, после установки санного пути. Приезжали, соответственно, к февралю. Естественно, таким способом доставлялся из Сибири не только чай, но и многие другие товары.

Как это всегда бывает с любым видом хозяйственной деятельности, вокруг доставки чая возникало большое количество видов деятельности околохозяйственной. Торговые поезда, например, грабили. А в Иркутске подрядчики брались доставить чай за одну цену, а потом нанимали других подрядчиков — за более низкую. Короче, как всегда — один дело делает, десяток — кормится…

Конечным пунктом всех этих путешествий был Тобольск. А вот до него чай мог дойти не только по санному пути, но и по водным путям. Из Иркутской губернии это можно было сделать по Селенге, потом по Байкалу и Ангаре до Енисейска, оттуда до Кети (тоже река) — посуху. По Кети до Колпашева (это на Оби). По Оби и Иртышу — до Тобольска.

2013_11_21_01_003Ну, а из Тобольска — до реки Чусовой, оттуда — на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки. Откуда уж в Москву…

Вот, собственно, и все о доставке чая. Заметим лишь, что через Кяхту в Россию до конца XIX века попадал почти весь чай — но не весь. Часть чая попадала к нам через Европу, куда, в свою очередь, он завозился из Китая морем — из Кантона. Такой чай, соответственно, назывался кантонским. Ну а кяхтинский, конечно, кяхтинским.

Конечно, такая многотрудная доставка чая (около 11 000 км от Китая до Москвы, полгода в пути), не могла не сказываться на стоимости напитка. По данным, приводимым Ю. Ивановым, транспортные расходы при доставке чая равнялись его цене на границе. Плюс пошлины. Короче говоря, все это сильно ограничивало потребление чая России, делая его до конца XIX века напитком скорее элитным, чем народным. Кстати, розничная цена на чай в России была в 10-12 раз больше, чем в Европе.

Ну и совсем последнее. Именно с доставкой чая из Китая в Россию связано появление в Европе группы купажей, именуемых «Русский караван». Чай под этим названием скрывается разный, чаще всего — с сушонговскими дымными нотками. И традиционно считается очень качественным. Все дело в том, что Европа чай большей частью получала из-за моря — и он порядком портился при перевозке. А если чай доходил в Европу из России — то это был чай, привезенный посуху — значительно более высокого качества. Так что было время, когда чаи из России ценились в Европе очень высоко. Ну а сейчас «Русский караван» — это просто привлекательное для маркетологов название, чаще всего сопровождаемое рассказами о чае, страшно популярном среди русской аристократии…

2013_11_21_01_006
Над западным проездом была башенка со шпилем. Общая высота — 35,4 м.

2013_11_21_01_007
Открытка XIX века.

2013_11_21_01_005
Очередь на сдачу чая на русскую фабрику «Токмаков, Молотков и Ко».

2013_11_21_01_008
Удунгинский купеческий тракт – самая короткая дорога от Кяхты до Иркутска. Фотография Н. А. Чарушина

 

Источник: http://teatips.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.