Русское предпринимательство: чаеторговцы Перловы
Образ русского предпринимателя часто оставался в тени культурных интересов и современников, и потомков. И сегодня нередко можно слышать, что русским не свойственна деловая жилка. Так ли это? Не является ли данное утверждение очередным мифом о русских?
Во второй половине XIX — начале XX века центром экономической жизни Российской империи являлась Москва. Именно московская буржуазия, имеющая за плечами опыт двух, трех, а то и четырех поколений предков-коммерсантов, задавала тон деятельности всего русского купечества. У ее представителей перенимали новейшие идеи, на них равнялись, им завидовали. Подсмеивались над соперничеством, которое вели между собою представители разных ветвей одного рода. А оно отнюдь не было редкостью! Особо острым было соперничество двух ветвей текстильной династии Морозовых — Тимофеевичей и Викуловичей. Они старались превзойти друг друга и в способах управления мануфактурным производством, и в обеспечении хороших бытовых условий для своих рабочих. Соревновались между собою за первенство и члены двух ветвей рода Перловых.
Династия московских чаеторговцев Перловых восходит к 1700 году, когда в Москве появился на свет основатель рода — Иван Михайлов сын (1700-1759), еще не носивший фамилию Перлов. В материалах первой ревизии (1725) он числился тяглецом Сретенской сотни, имевшим собственные торги, а в 1752 году упоминался в исповедной ведомости церкви Алексия Митрополита в Рогожской слободе как московский купец. Правда, к торговле чаем Иван Михайлович не имел никакого отношения, но именно он накопил капитал, который впоследствии так удачно пустили в дело его потомки.
Сын Ивана Михайловича, Алексей Иванович (1751-1813), в 1787 году начал в Москве розничную торговлю чаем. А в 1807 году распоряжением Сената ему было позволено принять фамильное прозвище «Перлов» в качестве официальной фамилии. Прозвище происходило от слова «перл» — жемчуг. Согласно семейной легенде Перловых, в древности вода в реке Яузе была достаточно чиста, и в районе Алексеевской слободы, где проживал Иван Михайлович, можно было выловить раковины с жемчугом. Возможно, предки Перловых занимались таким ремеслом, как добыча и переработка жемчуга.
Дела А. И. Перлова шли успешно. По объявленному капиталу — пять тысяч 20 рублей — купец состоял во второй гильдии. Это давало ему право оптовой и розничной торговли по всей России. Именно Алексей Иванович сделал первые шаги в области популяризации чая в среде городских «обывателей». В этом непростом предприятии энергичному и смекалистому торговцу удалось добиться немалых успехов. А. И. Перлов стал продавать чай только в розницу, к тому же — по более низкой цене, чем конкуренты. Снизить цены ему позволил отказ от услуг посредников: купец открыл в забайкальской Кяхте собственную контору по закупке чая и сахара у китайцев. По тем временам это был смелый, небывало рискованный шаг! Но уже вскоре он полностью себя оправдал, принеся Александру Ивановичу хорошую прибыль и добрую репутацию.
Семейное дело Алексей Иванович передал своим сыновьям. По деловым качествам один из них, Василий Алексеевич Перлов, выделялся среди прочих. Вместе с братьями он открывал все новые лавки, продолжая завоевывать столичные и провинциальные рынки. В 1823 году в Москве было открыто сразу несколько фирменных магазинов Перловых, первый из них — на Ильинке. В 1830 году Василий Перлов перешел в первую, высшую, купеческую гильдию. Это дало ему возможность вести оптовую торговлю не только по России, но и за границей. А в 1836 году он вместе с братом Иваном был удостоен звания потомственного почетного гражданина.
К середине XIX века Перловы стали весьма крупными коммерсантами. Им принадлежало множество магазинов и в Москве, и за ее пределами. Но конкуренция в области чайной торговли была высока. С одной стороны, В. А. Перлов привлекал покупателя в свои магазины более низкой, чем у других чаеторговцев, ценой. С другой стороны, он никогда не экономил на качестве. Напротив, тот, кто покупал чай в перловском магазине, мог быть уверен: он приобрел товар высокого качества! В. А. Перлов использовал прием одного из наиболее крупных конкурентов, чаеторговца А. С. Губкина — нормировку чая, то есть его продажу только по сортам, когда для каждого сорта была установлена своя цена. Таким образом, потребитель уже больше не покупал кота в мешке, точно зная, за какой товар он отдает деньги.
В 1860 году Василий Алексеевич открыл под своим именем фирму — Товарищество чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями». Фирма принесла семейству не только российскую, но и европейскую известность: сыновья Василия Алексеевича, Семен и Сергей Перловы, развивая дело отца, открыли магазины торгового дома в Вене, Берлине, Париже и Варшаве. Среди российских фирм, торгующих чаем и сопутствующими товарами в Европе, товарищество Перловых занимало лидирующие позиции. Одна из причин его популярности в том, что в качестве основного метода доставки чая из Китая Перловы использовали сухопутный метод. Это позволяло сохранить все ароматические и вкусовые свойства чайного листа. Другой, гораздо более распространенный метод доставки чая — перевозка морским путем был плох тем, что большая часть полезных свойств продукта утрачивалась. Из России в Европу Перловы доставляли чай через территорию Царства Польского, где было открыто несколько магазинов фирмы «Василий Перлов с сыновьями».
Важнейшей заслугой династии Перловых было превращение столь дорогого и «аристократического» напитка, как чай, не просто в продукт массового потребления, а в национальный напиток, в своего рода символ традиционной бытовой культуры. Более того, именно в XIX веке чай был намеренно противопоставлен водке. Это произошло благодаря усилиям крупнейших чаеторговцев и при деятельной поддержке властей.
После смерти Василия Алексеевича Перлова (1869) семейная фирма перешла к его сыновьям, купцам первой гильдии Семену (1821-1879) и Сергею (около 1835-1811). Она просуществовала под названием «Товарищество чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями Семеном и Сергеем» до 1891 года. В 1887 году состоялось важнейшее в истории рода событие — Перловы были пожалованы в потомственное дворянское достоинство. Это была высшая награда для всего семейства. Потомственное дворянство чаеторговцы получили с формулировкой: «Во внимание к столетней деятельности рода Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг». В знак перехода из купечества в дворянство Перловы получили фамильный герб: на лазоревом фоне помещались чайный куст, шесть крупных жемчужин и девиз: «Честь в труде». Кроме того, династии было присвоено звание поставщиков императорского двора. Оно дало Перловым право помещать на фирменных этикетках изображение государственного герба. Немногие купеческие фамилии удостаивались такой чести!
В 1879 году умер старший из братьев, Семен Васильевич. Его доля в семейном предприятии перешла к сыновьям — Василию, Ивану и Николаю. А через два года, в 1891-м, Сергей Васильевич вышел из состава фирмы. Тогда же появилась на свет его собственная фирма — «Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко».
После раздела за представителями старшей ветви рода, Василием, Иваном и Николаем Семеновичами, осталось не только название дедовской фирмы, но и оставшийся после деда дом на 1-й Мещанской улице, 5, в стенах которого располагалась чаеразвесочная фабрика. Фирма «Василий Перлов с сыновьями» вела активную торговлю как по России, так и на территории Европы.
В отличие от них, фирма Сергея Перлова занималась главным образом внутренней торговлей. Отделения Товарищества «Сергей Васильевич Перлов и Ко» были разбросаны по различным городам Российской империи (к 1915 году их насчитывалось более сорока); только на главных улицах Москвы располагалось до десятка магазинов. Основная часть паев принадлежала самому С. В. Перлову, его жене Анне Яковлевне (урожденной Прохоровой), трем дочерям и зятьям. Главный офис фирмы располагался в доме на Мясницкой, 19 — теперь здесь находится известный всем москвичам магазин «Чай-кофе». В этом же доме находилась чаеразвесочная фабрика. С 1891 года обе перловские фирмы существовали параллельно, рассматривая друг друга в качестве конкурентов.
Основной ареной, в которой проявлялось соперничество двух ветвей одной династии, являлась, конечно, торговля. Вернее — рынок колониальных товаров. По словам исследователя В. Б. Исхакова, главы фирм сделали ставку на разные категории потребителей. Сыновья Семена Васильевича рассчитывали на массового покупателя, продавая чай в бумажных или картонных упаковках. В отличие от племянников, Сергей Васильевич Перлов держал марку за счет состоятельной части городского населения: гильдейского купечества и аристократии. В его магазинах впервые стали продавать чай в красиво оформленных жестяных баночках с надписями, сообщающими о пользе чайного напитка. Для наиболее состоятельных покупателей выпускались хрустальные чайницы. Ставка на зажиточные слои общества выручила Сергея Васильевича в начале XX века, когда фирма «В. Перлов с сыновьями» переживала продолжительный кризис, закончившийся лишь к 1917 году. Но соперничество двух ветвей династии выходило далеко за пределы собственно торговой сферы, затрагивая и другие области жизни.
Сергей Васильевич Перлов получил лишь домашнее образование, представлявшее собой суммированный жизненный и деловой опыт их дедов и отцов. Тем не менее, купец на протяжении всей жизни ощущал искреннюю тягу к культуре. Он коллекционировал китайскую живопись и фарфор, являлся членом Московского художественно-фотографического общества, но главное — в его доме на Мясницкой имелся собственный театр. Это был один из наиболее ранних любительских театров, возникших по инициативе коммерсанта. Судя по дневнику купеческой дочери В. А. Хлудовой (в замужестве — Морозовой, крупной меценатки), перловский театр существовал уже в 1861 году, т. е. за полтора десятилетия до того, как в купеческой среде распространилась мода на частные театры. На его сцене выступали артисты-любители, а также устраивались музыкальные вечера: Сергей Васильевич очень любил музыку, как светскую (особенно произведения П. И. Чайковского), так и церковную.
Племянники Сергея Васильевича также стремились проявить себя в культурной сфере. Впрочем, им далеко не всегда удавалось достичь сколько-нибудь высокого уровня. Так, Николай Семенович, как и его дядя, занимался коллекционированием. Купец П. И. Щукин отмечал, что тот был завсегдатаем рынка у Сухаревой башни, «…где покупал всевозможные вещи, старые и новые». Другой купец, Сергей Александрович Попов, оценивал страсть Н. С. Перлова к собирательству с нескрываемой иронией: «Это был… одетый по-европейски кавалер, по-видимому, малокультурный, любивший как будто коллекционировать, а попросту он постоянно посещал Сухаревский рынок и покупал всякую дрянь. У него до того доходила страсть отправляться в воскресенье «на Сухаревку», что он даже летом из Перловки считал долгом каждое воскресенье ездить туда».
Перловка — дачный поселок по Ярославской железной дороге, принадлежавший племянникам Сергея Васильевича, к началу 1880-х годов считался одним из самых модных дачных мест. Сюда каждое лето съезжались богатые коммерсанты со своими семьями. В русле охватившей купеческий мир «театральной моды», здесь был устроен летний театр для отдыхающих. По словам С. А. Попова, «в 1882 году театр… представлял собою здание, с боков открытое, с деревянным полом и небольшой сценой. Дачники-любители ставили там спектакли и устраивали танцевальные вечера». Позднее братья Перловы стали приглашать профессиональных артистов. Как бы то ни было, в культурной сфере Сергей Васильевич ненамного обогнал своих племянников: коллекции в доме на Мясницкой включали множество ценных экспонатов, зато его «театральная» деятельность так и не поднялась над уровнем любительских спектаклей.
В 1896 году соперничество двух ветвей семейства, двух фирм предельно обострилось. Москва готовилась к коронации будущего императора Николая II. Ожидали приезда множества почетных гостей, в том числе чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи Ли-Хунь-Чжана. Целью визита китайского сановника было подписание союзного оборонительного договора между Китаем и Россией. Кроме того, министр финансов С. Ю. Витте провел с Ли-Хун-Чжаном успешные переговоры, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Что касается чаеторговцев, то для них приезд китайского посла таил в себе возможность заключения новых выгодных контрактов на поставки чая из Китая. Поэтому каждый стремился принять посла в своем доме.
Сергею Васильевичу Перлову пришла в голову оригинальная мысль: переделать фасад принадлежавшего ему здания на Мясницкой улице в традиционном китайском стиле. Для осуществления этой затеи коммерсант пригласил известного архитектора Карла Гиппиуса, который блестяще справился с поставленной перед ним задачей, украсив фасад драконами, змеями и китайскими фонариками. Общий эффект был дополнен восточным оформлением магазинного интерьера. В результате переделок дом стал напоминать китайскую пагоду. Сыновья же Семена Васильевича подошли к делу значительно проще. Они не стали перестраивать дом, где размещалась их контора, лишь украсили здание в китайском стиле. На стенах развесили шелковые панно с китайскими надписями и красные бумажные фонарики, расставили по всему дому китайские растения.
В итоге приезжий сановник остановился в доме на 1-й Мещанской, у представителей старшей ветви Перловых. Гостя встретили по русской традиции — хлебом-солью, поднесли ему в дар серебряное блюдо с гравюрой дома Василия Перлова и фигурную солонку. Таким образом, формально победа осталась за «Семеновичами». Зато «чайный домик» Сергея Перлова украшает Москву и в наши дни, привлекая покупателей ярким, необычным обликом. Но на этом соперничество между представителями двух ветвей одного рода не окончилось.
В 1895-1897 годах Иван и Николай Семеновичи возвели в Перловке деревянный храм Донской иконы Божией Матери с колокольней. Храм был освящен 6 мая 1897-го, в день рождения Николая II, о чем было немедленно сообщено императору. В те же 1890-е годы Сергей Васильевич совершил гораздо более масштабное благое деяние, о котором, впрочем, не спешил распространяться — добрый христианин С. В. Перлов точно следовал заповеди: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф. 6:3). Но прежде, чем достичь этой высоты, Сергей Васильевич прошел долгую дорогу.
Судя по дошедшим до наших дней документам, благотворительная деятельность С. В. Перлова велика и разнообразна. В 1870-1877 годах он состоял агентом Московского комитета о просящих милостыни, то есть занимался приисканием рабочих мест для нищих и неимущих. По-видимому, эта должность в наибольшей мере отвечала отличительной черте характера С. В. Перлова — его уважению к труду, как своему, так и чужому. Перлов всегда старался помогать окружающим, если это было в его силах, но людей праздных не любил. Везде, где мог — в своих имениях, в торговых домах, а позже и в Шамордино — Перлов старался пристроить к делу как можно больше народа, иногда даже специально придумывая особые «общественные» работы. Сергея Васильевича часто попрекали тем, что он набирает рабочих больше, чем требуется для дела. В разговоре с людьми посторонними он отшучивался, а на попреки близких отвечал: «Как вы не хотите понять, что я стараюсь бедным людям дать кусок хлеба».
С 1880 года Сергей Васильевич Перлов числился почетным членом благотворительного Санкт-Петербургского Дома милосердия — учреждения, оказывавшего материальную и психологическую помощь «жертвам распутства» и раскаявшимся «публичным женщинам», в том числе несовершеннолетним; средствами их исправления были религиозно-нравственные беседы, занятия домохозяйством и рукоделием, обучение грамоте и общеобразовательным предметам.
Начиная, по крайней мере, с 1884 года и до конца жизни, Сергей Васильевич ежегодно жертвовал по 25 рублей на нужды существовавшего в Москве Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей. Вероятно, в действительности его вклад был более серьезным: в отчете о деятельности этого учебного заведения за 1899 год Перлов числится как член попечительного комитета при училище, обладающий правом голоса. Список благих деяний коммерсанта можно было бы продолжить, но, думается, в этом нет нужды. Пусть они были регулярными, но все же лишь отдельными ступенями, ведущими его к главному деянию жизни.
Сергей Васильевич пожертвовал колоссальные средства на строительство монастырского комплекса — Казанской Амвросиевской женской пустыни. На его средства был достроен центральный храм монастыря — 15-главый собор Казанской иконы Божией Матери, а также трапезная палата, храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, богаделенный и больничный корпуса, водонапорная башня… Кроме того, потомственный купец обеспечил монастырю хозяйственную независимость: обучил монахинь различным ремеслам и завел здесь целый ряд мастерских — живописную, чеканную, переплетную, коверную, а также фотографию и типографию. Фактически, усилиями одного только Сергея Васильевича Шамординская обитель менее чем за четверть века превратилась из малозаметной пустыньки неподалеку от старинного города Козельска (ныне Калужская область) в значительный по размерам хозяйства монастырь и крупный духовный центр. Здесь к началу XX века подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения.
С. В. Перлов не просто помог однажды избранному монастырю и на том успокоился. Нет, он трудился на благо Шамординской обители на протяжении двух десятилетий — с конца 1891 года вплоть до своей кончины в 1911 году. По словам шамординских монахинь, помощь обители Перлов совершал с поистине христианским смирением, не афишируя ни своих трат, ни самого участия в судьбах обители. На слезы умиления и благодарственные слова игуменьи Сергей Васильевич отвечал следующим образом: «Что вы, матушка, я вас должен благодарить, что вы принимаете мою жертву».
В шестьдесят с лишним лет купец осознал: все предыдущие победы и поражения, все честолюбивые устремления рассыпались в прах перед мыслью о вечности. А строительство обители, эта величайшая жертва расчетливого купца, стала главнейшим и единственным настоящим достижением Сергея Васильевича, его истинной победой в длительном соперничестве с членами старшей ветви рода. Сам же Сергей Васильевич оказался драгоценной жемчужиной, которую подарил миру род известных чаеторговцев.
Жестяная коробка для чая торгового дома «Сергей Васильевич Перлов». Начало XX века
Жестяная коробка товарищества чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями». Конец XIX века
Крышка жестяной банки Товарищества чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями». Конец XIX века
Рекламная жестяная табличка торгового дома «Сергей Васильевич Перлов». Начало XX века
Коробка из-под чая Торгового дома «С.В.Перлов. Москва». Нач. XX в. (из фондов СОИКМ)
Источник: http://vrns.ru