Чай в Узбекистане: напиток, ставший традицией…

«Чай не пьешь – откуда силы берешь»? Многие слышали эту традиционную на Востоке поговорку. Поговорки создает народ на основе жизненного опыта. Значит, есть в этом выражении своя логика и истина. Из истории нашего края известно, что вода всегда была на вес золота. Ею дорожили, ей посвящали песни, слагали стихи. Издавна существует обычай встречать гостей пиалой чая. Даже если гость нежданный, даже если он незнакомый — обязанность хозяина дать возможность путнику утолить жажду. А что может быть лучше прохладного зеленого чая в самое жаркое время года?
2013_10_02_07_001
Причем, раньше не было холодильников, заваренный чай охлаждался в проточной воде арыков, что протекали из двора во двор. Никогда грязные воды не сбрасывались в арык, для этих целей в дальнем углу двора находились сливные ямы, поэтому без всякой боязни кувшины с чаем ставились в специальное углубление в арыках, и охлаждение проходило натуральным образом. Но чай холодный пили не в любое время суток. По утрам и после приема горячей пищи, особенно после жирной, необходимо было пить горячий чай.
Кроме того, в чайханах старики за беседой предпочитают пить свежезаваренный чай.

«Вы когда-нибудь бывали в чайхане?
Под навесом камышовки, на ковре,
Чай зеленый распивали при луне
Или в полдень, забывая о жаре?»

Уважение к этому дивному напитку было настолько сильным и употребление чая было настолько популярным, что строились специальные летние и зимние помещения, которым торжественно давалось название – «Чойхона». Ни один напиток, а их было немало на нашей древней земле (шербет, кумыс, катик и т.д.) не удостаивался такой чести.

С давних времен чайханы присутствовали в каждой махалле, у базаров, при банях и караван-сараях. Это самое популярное место у местных жителей. Поэтому не случайно и гостей Узбекистана приглашают посетить чайханы.
Сегодня их много, разные по месту расположению и по архитектурному облику, они выполняют единую задачу – объединить людей, дать возможность за ароматным чаем спокойно обсудить последние новости.

А как же заваривали чай?

Это целое ритуальное действо. Сосуд, в котором будет набираться вода, желательно чтобы был керамический. Вода берется не отстоянная, а свежая. Для настоящего чая воду надо кипятить в самоваре на углях или дровах. Тогда от чая будет идти запах дымка. Вода должна хорошенько прокипеть. Затем ополаскивается заварочный чайник. Кладется щедрая щепотка черного или зеленого чая и заваривается крутым кипятком. При заливке водой чайханщик обязательно должен несколько раз приподнять и опустить чайник на разные высотные уровни, чтобы чаинки могли свободно придти в движение и раскрыть свои чайные листочки. При подаче чая на стол, за разлив берется самый младший. Он трижды переливает чайный напиток из чайника в пиалу и обратно, чтобы проявился вкус и цвет. Иногда удивленные приезжие гости спрашивают – он, что полоскает пиалу и опять выливает обратно? И тогда чайханщик, улыбнувшись, ответит: «Первая пиала – это мутный сай (маленькая речка), вторая пиала – аромат встречай, третья пиала – настоящий чай – друзей угощай». Необходимо дать чаю отстояться, а лишь потом разливать. При разливе наливается на три-четыре глотка — и рот не обожжется, и хозяин будет постоянно проявлять внимание – пиала гостя должна быть постоянно наполнена. А вот на севере Узбекистана наоборот, чтобы не смущать гостя, каждому из них, да и всем членам семьи заваривается чай в небольшие чайники и ставятся возле каждого справой стороны. Каждый сам решает, когда и сколько себе наливать. К чаю подается поднос с восточными сладостями, но никогда их не кладут в пиалу, а едят вприкуску, чтобы не испортить вкусовые качества чая.

2013_10_02_07_002

Вкус чая зависит и от посуды, из которой пьешь. Сегодня традиционно наливают в маленькие фарфоровые сосуды, именуемые пиалой. А раньше, когда фарфор был еще неизвестен, пили из керамической посуды. Каждый регион Узбекистана имел традиционный рисунок и характерную цветовую гамму на своем чайном сервизе. Сегодня мастера стараются сохранить эти особенности. Самарканд узнаваем по кобальтовой окраске с позолотой – символа царского величия. Шахрисабз – по теплым желто-зеленым тонам с расплывчатым орнаментом. Хорезмийский сервиз насыщен сине-голубым геометрическим рисунком. Риштан знаменит бело-голубой раскраской и особенной обработкой. Только Риштанская керамика звенит как фарфор или как хрусталь.

За восточным дастарханом, гостям расскажут, как правильно заварить чай, почему нельзя лепешку резать ножом, какие приправы придают незабываемый аромат нашим узбекским блюдам.

Гостям отводят лучшее место за хонтахтой (низенький столик), где можно вытянуть свои уставшие ноги на длинноворсовом ковре и задремать под тихую протяжную музыку, которая перенесет их в далекое прошлое нашего города. При посещении частного дома, молодая невестка поприветствует гостей по-особенному, пригласит к
дастархану и, подаст горячий душистый чай, искусно держа пиалу за горячее донышко всего тремя пальцами, при этом скромно улыбнется, приложив руку к груди, проявляя уважение. Не случайно у нас говорят: «Гость в доме — радость в доме».

 

Автор: Олия Абдунабиева
Опубликовано: 21 октября 2009
Источник: http://www.krasota.uz


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.