Индийский чай исчез с рынка

По сообщениям новостного агентства Russia and India Report, к 2011 году дефицит чая в России может составить 100 000 тонн. Такие нерадужные прогнозы были сделаны на фоне бедного урожая, собранного в прошлом году в Индии и Китае. Тем не менее, производитель индийского чая компания J.V.Gokal надеется расширить свои производственные мощности в России, которая является одним из главных экспортеров индийского чая. Эта фирма готовится выпустить новые бренды в надежде увеличить свою долю на российском рынке. Радхакришнан Баскаран (Radhakrishnan Baskaran), директор производства J.V.Gokal в СНГ, рассказал в интервью агентству Russia and India Report о ситуации на российском рынке чая и об истории своей компании в РФ.
2013_10_22_04_001
Машина для производства пакетированного чая и башня для смешивания чая

— Индийский чай является частью российской истории. Существовали времена, когда в СССР импортировался только индийский чай. Ваша компания должна помнить тот период, ведь вы занимаетесь продажами чая в России еще в эпоху СССР. Как это было?

— Мы начали осуществлять поставки чая в Советский Союз еще в конце 1950-х годов. Первые поставки состоялись в 1958-м, а сотрудничество на регулярной основе наладилось с 1960 года. В те дни, как вы знаете, вся торговля была централизованной. Нашими первыми партнерами являлись государственные экспортеры «Внешпосылторг» и «Союзплодоимпорт». До 90-х среди наших клиентов были только государственные предприятия. При этом мы оставались среди ведущих импортеров индийского чая. В 1980-х годах доля нашего чая на российском рынке импорта составляла 30-32%. В то время все чайные фабрики снабжались рассыпчатыми чайными листьями. Только в начале 80-х мы начали продавать чай, расфасованный в жестяные подарочные коробки.

— Что произошло после распада СССР? Как вам удалось удержаться на рынке?

— После распада Советского Союза к нам перестали поступать государственные заказы. Как и другие поставщики, мы переключились на фасованный чай. Начали продажи чая под собственными торговыми марками, однако продажи были нестабильными. Тем не менее, после 1998 года мы нашли российского партнера и подписали соглашение о создании совместного предприятия. Сейчас у нас есть один российский клиент — компания Avalon. Мы совместно владеем нашими брендами, включая марку «Золотая чаша». Не говоря уже о современном заводе по производству чая в подмосковном Серпухове. Более того, мы вместе разрабатываем планы по распространению продукции. В настоящий момент наша компания владеет 4% российского рынка.

— Как много вы вложили в строительство предприятия по расфасовке чая?

— Вместе с нашим российским партнером мы разделили капиталовложения в размере почти 30 миллионов долларов пополам. И это не секрет. Мы приобрели самое последнее оборудование. И это позволило нам получить самые современные производственные мощности не только в России, но и во всей Европе. Насколько я знаю — хотя, конечно, могу и ошибаться, — это самое крупное капиталовложение Индии в российскую пищевую промышленность.

— Благодаря вашим производственным мощностям, вы поддерживаете и другие бренды. Не могли бы вы назвать их?

— С самого начала мы сфокусировались на упаковке. В планах было использовать 60% наших мощностей для упаковки собственного чая, а остальные 30-40% — для упаковки других брендов. Работа поделена между несколькими компаниями: производителями, экспортерами и продавцами чая. Не у всех компаний есть свои собственные заводы, и это соответствует последним мировым тенденциям. Сегодня нам принадлежит лучший в России завод по производству чая со всеми необходимыми сертификатами. Мы упаковываем чай для компании Unilever — Lipton, Brook Bond и «Беседа», реализуемый в России. Кроме того, занимаемся упаковкой чая Milford и Pickwick. Это так называемые частные торговые марки, которые составляют около 40% всех европейских брендов. Эти компании не выращивают чай, они просто маркируют и продают его. Сейчас данная тенденция наблюдается и в России: так поступают крупные сети «Ашан», «Перекресток» и «Седьмой Континент». У всех у них есть свои собственные торговые марки. Мы производим упаковку для некоторых их них. И здесь опять же нечего скрывать, поскольку все соответствует российскому законодательству. Мы указываем место происхождения чая на упаковках. И не считаем, что таким образом помогаем своим конкурентам. Конкуренция в данном случае осуществляется на других уровнях, включая маркетинг, стимулирование сбыта, рекламу и продажи.

2013_10_22_04_002
Чай в подарочной упаковке производства J.V.Gokal

— Говоря о конкуренции в сфере продаж, кого вы считаете наиболее опасными конкурентами — большие транснациональные холдинги или компании из Китая и Шри-Ланки?

— Все дело в том, что конкуренция на рынке чая сегодня существует между брендами, а не между регионами производства. Чай в этом плане похож на вино: купажирование здесь главное. Вообще, купажирование — это что с чем можно смешивать. Многие торговые марки смешивают многочисленные сорта чая, включая чай из Индии, Шри-Ланки и других регионов. Конкуренция существует среди брендов. Если вы спросите меня, кого я считаю конкурентами нашей компании, я отвечу, что наш чай рассчитан на сегмент рынка «экономичный +». Компании, предлагающие продукцию той же ценовой категории, например чай «Беседа» (Unilever), «Принцесса Нури» и «Принцесса Гита» (оба бренда принадлежат российскому производителю «Орими Трэйд»), «Лисма» (компания «Май»), и являются нашими конкурентами.

2013_10_22_04_003
Чайная фабрика в Коломбо, столице Шри-Ланки

— Как в России распределяется спрос между сегментами?

— После 2000 года, когда в России отмечался экономический бум, люди начали переходить с экономичной продукции на продукцию премиум-класса. Лишь в последние два года можно говорить об обратной тенденции. Знаете, снижение объемов продаж товаров класса люкс сейчас является тенденцией во всем мире. При этом общий объем продаж вырос, включая продажи в экономичном секторе. Глядя на рынок чая, могу сказать, что в целом ситуация стабилизировалась. И премиум-сегмент начинает приходить в себя.

2013_10_22_04_004
Фабрика J.V.Gokal в России

— На какие сорта чая быстрее всего растет спрос? А какой чай наименее популярен?

— Вы будете удивлены, как и я был удивлен, поскольку согласно последним опросам, фасованный чай составляет 55-60% продаж в объемном выражении на внутреннем рынке. Это очень высокие показатели. В стоимостном выражении показатели еще выше — 65%.

— Отличается ли ситуация в Индии?

— В Индии в течение последних двух лет наблюдается та же тенденция. Однако самым популярным в Индии до сих пор остается листовой чай.

— Какой процент импортируемого индийского чая приходится на листовой чай, и какой — на фасованный?

— 95% или даже больше импортируемого из Индии чая — листовой чай. Это вызвано большой разницей таможенных сборов при ввозе листового чая и фасованного чая. В то время как таможенная пошлина на листовой чай равна нулю, с фасованного чая из Индии, если у поставщика есть сертификат происхождения, взимается сбор в размере 15%. Плюс НДС в размере 18%. Вы сами можете подсчитать, что это очень высокие пошлины. В результате, сейчас импортируется очень небольшое количество листового чая. До 1990-х годов импорт чая из Индии составлял 100-120 тысяч тонн в год. Сейчас эта цифра упала до 35 тысяч тонн. Фактически индийский чай исчез с рынка. Он уступил дорогу поставкам из Шри-Ланки.

— Как вы считаете, существуют ли в России возможности для увеличения общих объемов продаж чая? Другими словами, будут ли россияне пить больше чая?

— Не думаю. По нашим оценкам, российский рынок чая составляет 160-170 тысяч тонн в год. Эти же показатели были характерны для советских времен. И в будущем значительного роста не ожидается. Примечательно, что продажи кофе в России растут значительно быстрее, чем продажи чая. Однако пока чай удерживает свои позиции. Спрос будет перемещаться от сегмента к сегменту. Сейчас ожидается рост спроса на чай в пакетиках, ароматизированный и травяной чай.

— Вызовут ли подобные тенденции какие-либо изменения в вашей стратегии продвижения своей продукции на рынке? К примеру, выпуск новых брендов или организацию рекламных компаний?

— Мы прекрасно знаем, что обслуживаем экономичный сегмент рынка. Поэтому не будем пытаться выйти на средний или премиум-сегмент рынка. Сейчас мы рассматриваем другие сценарии. Возможно, предпримем какие-то действия в следующем году.

— Как изменятся цены на чай в следующем году? Какие факторы будут влиять на цены?

— Это довольно сложный вопрос. Чай — это специфический продукт, который произрастает лишь в некоторых странах. Я даже не знаю, хорошо это или плохо. Вы можете пересчитать эти страны по пальцам: Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Вьетнам, Китай и некоторые другие. Выращивание чая также зависит от климатических условий: на каком склоне он растет, на какой высоте над уровнем моря находится этот склон и т.д. Индия сама является одним из крупнейших потребителей чая. С населением более одного миллиарда человек, Индия ежегодно потребляет 750 тысяч тонн чая из 900 тысяч тонн произведенного чая. Потребление внутри страны постепенно увеличивается. Это является результатом демографического роста. Чай для нас очень важен — ведь это часть нашей культуры. В прошлом году все страны-производители чая, в том числе Кения, Шри-Ланка и Индия серьезно пострадали в результате наводнений. Урожаи оказались невысокими. Именно поэтому сейчас наблюдается рост цен. Несмотря на все это, чашка среднего чая до сих пор дешевле для конечного потребителя, чем бутылка минеральной воды. Высокие цены на чай вряд ли серьезно ударят по кошелькам потребителей. К сожалению, производители чая пока не могут донести эту идею до потребителей. Конечно, я не оправдываю повышение цен на чай. Но вы должны знать, что во всех странах, кроме Китая, чай продается с аукциона. Это самый справедливый способ, поскольку он не позволяет производителям устанавливать слишком высокие цены.

2013_10_22_04_005

 

Радхакришнан Баскаран окончил Российский Университет Дружбы Народов и остался в России. Он живет здесь уже 37 лет. У него два сына, которые окончили Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и сейчас проживают в Лондоне.

J.V.Gokal — крупный индийский холдинг. Помимо производства чая компания осуществляет деятельность в области авиации, высоких технологий и текстильной промышленности. Ее подразделение по производству чая является одним из крупнейших в Индии экспортеров. Ежегодные поступления от экспорта превышают 13 миллионов долларов. Основными рынками компании являются Россия и Казахстан. В Казахстане доля компании на рынке чая составляет 35%, в то время как в России ее доля не превышает 4%.

 

 

 

29 октября 2010 г.
Источник: http://www.upakovano.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.