Три легенды происхождения чая

С чего начинается история чая? Кто его первым стал употреблять в пищу? Где его впервые обнаружили? В какой форме его готовили?, — на большинство этих вопросов историки так и не знают ответов. История появления чая окутана множеством мифов и легенд и уходит корнями в глубокую древность. Но и в Мифе есть доля правды! Попробуем разобраться в легендарных истоках чая и смысле, которым наделяют чай предания.
2013_09_06_05_001

1. Император Шен Нун — открытие чая

Одна из легенд гласит, что тонизирующие свойства чая были открыты почти 5000 тыс. лет назад (только представьте!…) — в 2737 году до н.э. Божественным императором Шен Нуном («Пахарь Духа»)

(Shen Nong (神農, s 神农), также известный как Ян Ди или Шен Нонг Ши – (2,852-2737 до н.э.), второй из трех китайских Императоров Периода Сан Хуаня, (3 000 — 2 700 до н.э.). Был ученым, отцом сельского хозяйства и основоположником Китайской медицины. Ходили слухи, что император имел тело «будто из прозрачного нефрита», отчего пробовал травы и их отвары на себе, так как мог видеть сквозь кожу все происходящее в его организме. Именно он начал создавать медицинскую энциклопедию лечебных трав «Шен Нун Бэнь Цао», где описывал их воздействие на организм человека. Позже эта энциклопедия дописывалась не одним поколением последующих ученых и целителей. Так что китайские боги вполне реальны.

Указы Императора требовали, чтобы вся питьевая вода при дворе кипятилась в целях гигиены. Однажды летним днем, посещая отдаленную провинцию, во время привала слуги кипятили воду для утоления жажды. С кустарника близ кипящих котлов, попадали высушенные листья (Вы уже догадываетесь, что это были за листья?), от чего вода в котлах приобрела характерный красноватый оттенок. Как ученый, Император заинтересовался ароматом неизвестного доселе отвара, отпил немного, и почувствовал прилив бодрости и свежести от чего пришел в восторг — «Напиток, который стимулирует и расслабляет одновременно». Этот момент можно считать моментом появления чая.

Другой вариант происхождения чая в легендах и Мифах древнего Китая также повествует об императоре Шен Нуне (Shen Nong), но уже немного в ином образе. Однажды Шен Нун попробовал траву, оказавшуюся ядовитой. Действие ее яда оказалось настолько сильным, что император обессиленным упал на землю. С неизвестного доселе дерева (как Вы уже догадываетесь, это было чайное дерево) ему в рот скатилась росинка, нагретая на Солнце. Он проглотил ее, почувствовал прилив силы и бодрости, действие яда прошло. С тех пор Шен Нун начал употреблять чай, как противоядие.

2. Необычное поведение овец

2013_09_06_05_002

Второй вариант появления чая таков. В глубокой древности пастухи заметили одну странную особенность в поведении овец и коз своего стада после того, когда они поедят листья какого-то вечнозеленого деревца, — животные становились резвыми, бойкими и легко взбирались на гору. Пастухи, удивленные подобным явлением, решили попробовать действие этих листьев на себе. Они собрали и приготовили их так, как обычно поступали с лекарственными травами — высушили и заварили в кипятке. Получился на редкость ароматный, вкусный и бодрящий настой. Так, гласит легенда, была открыта «божественная трава», названная впоследствии чаем.

Как видите, легендарных историй о появлении чая много и «исток» окутан неизвестностью. Но первые исторически подтвержденные записи о чае встречаются в первом тысячелетии до н.э. Китайский словарь «Пэнь Цао Цзин» имеет записи датируемы 3 веком до н.э об использовании неких сушеных листьев при дворе династии Чжоу (1046–256 гг. до н.э.). Подробнее об этом смотрите в материале об истории чая в Китае.

3. Святой Дарма (Бодхидрама) и дзэн-буддистская версия появления чая

2013_09_06_05_003

Буддисты смотрят на появление чая по-своему. Это красивая метафоричная притча о божественном происхождении и высоком назначении чая принадлежит традиции буддистов Китая. Эта история связана с именем святого Дармы (Бодхидрама), буддийского монаха из Индии, который считается основателем дзен-буддизма. Путешествуя в Китай, в молитве, в воздержании и самоотвержении он день и ночь проводил в созерцании Бога. Наконец, Дарма изнемогши от всех трудов заснул он негодовал на то, что нарушил свой обет и в боязни, снова пасть, подверг себя наказанию: отрезал веки и бросил их на землю. Небо не оставило без награды, на земле, где брошены были веки, вырос чайный куст. Он употребил чайные листья, и напиток подкрепил его. Чай стали изображать бровями Дармы. Буддисты пили много чая, чтобы продлить часы благочестивых размышлений, ясности ума и созерцания.

Легенд происхождения чая много, но начало одно, так и неизвестное историкам. Может стоит принять позицию «божественного происхождения» чая, испить из чашки и окунуться в таинство, скрываемое им, почувствовать бодрость Шен Нуна или созерцательную ясность Дармы?

 

Источник: http://daochai.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.