Китайские чайные удовольствия

Чай по четвергам с Шумаковым № 44.

2013_07_24_47_001Милый,
брось слова свои, —
что мне
эти пения?
Мчи
в подарок мне чаи
Чаеуправления.

Владимир Маяковский. Чаеуправление (тексты для вкладок-плакатов).

К тексту отношения не имеют

 

Прошлую колонку, уважаемые читатели, я закончил обещанием рассказать сегодня о гунфу-ча, самой китайской чайной церемонии. Обещание это я с удовольствием выполняю — но с одной хитростью. Сегодня я расскажу о тех удовольствиях, получения которых можно ожидать от китайской чайной церемонии. А о том, как проходит сама церемония, расскажу в следующий четверг. Чтобы интрига была…

Итак. Истинное наслаждение китайской чайной церемонией наступит тогда, когда вы сможете оценить внешний вид чая, удивиться цвету напитка, ощутить, как изменяются его аромат и вкус, понять естественность действий чайного мастера, принять несуетливость чайной сущности и разделить с гостями прелесть вдумчивой беседы. Разберемся по порядку.

Внешний вид чая. Китайская чайная церемония начинается со знакомства с чаем. И первые эмоции, испытываемые участником гунфу-ча, связаны с внешним видом сухой заварки. Если человек участвует в церемонии впервые, то он, чаще всего, изрядно удивляется — причудливо свернутые китайские чаи не могут не восхищать. Опытного же участника церемоний при созерцании сухой заварки, как правило, посещает тихая и спокойная радость — он встречает чай, как старого друга, узнавая его и предчувствуя то удовольствие, что приносит общение с ним. Следующий «визуальный контакт» с чаем происходит, как правило, в конце церемонии, когда развернувшиеся чайные листья извлекают из чайника. И вновь новичок и мастер испытывают разные чувства. Новичка удивляет, что те «чаинки», что он рассматривал в самом начале чаепития — это настоящие чайные флеши — два листочка и почка. И теперь он может видеть их целиком, поражаясь, насколько искусно они были свернуты. Опытному же мастеру вид развернувшихся чайных листьев вновь доставляет спокойное удовольствие предсказуемого чуда, в котором ему посчастливилось принять участие.

Цвет напитка. Изначальный цвет напитка определяется, конечно, сортом чая. Улуны, несмотря на то, что все они являются чаями полуферментированными, радуют участников церемонии целой гаммой желто-коричнево-зелено-янтарных оттенков, передать словами которые просто невозможно. Я отчетливо помню потрясение, которое я испытал, первый раз увидев цвет Дун Дина — тайваньского улуна с Морозного пика. Настолько насыщенной, яркой, провокационной, радостной (но при этом очень естественной и ни разу не кислотной) желтизны я просто не мог ожидать от чая. Но статичный цвет напитка — это не единственное удовольствие. Цвет чая постоянно меняется — в зависимости от освещения, от посуды, из которой пьется чай, и от кучи других причин. Даже будучи налитым в разные чашечки «чайной пары», один и тот же чай выглядит неуловимо по-разному. Цвет чая меняется от заварки к заварке, но самые классные изменения происходят внутри питьевой чашечки. Во-первых, цвет напитка меняется от краев к середине чашки. Меняется градиентно. Во-вторых, он меняется при рассматривании чашечки и поднесении ее ко рту. В-третьих, он меняется в процессе выпивания, потому что чая в чашечке становится все меньше. Но при любом раскладе этот цвет остается исключительно чистым и глубоким. И очень светлым.

Иногда гунфу-ча проводится в полном молчании — дабы не смущать словами вдумчивый процесс. Однако такая церемония возможна только тогда, когда за одним столиком собираются старые знакомцы, знающие церемонию. Да и им не всегда сидится в тишине. А если вы угощаете чаем гостей, никогда участие в гунфу-ча не принимавших, или пробуете новый чай, или у вас появилась новая посуда — сидеть молча просто не получится. Но темы для разговоров возникнут сами собой. Это сама церемония, обсуждение утвари, чая, нюансов вкуса и аромата. Если хотите, можете гадать на «Книге перемен» или читать буддийские коаны — но это уже будет несколько неорганично. Лучше для беседы выбирать темы простые и ненапряжные — такие, в которых ценно мнение каждого участника разговора. Только тогда беседа получится вдумчивой и приятной.

Вкус и аромат напитка — это, конечно, гвоздь церемонии. Вернее, не столько вкус и аромат, сколько их синхронное изменение. Дело в том, что с чистым вкусом и ароматом хорошего улунского чая может выйти порядочный казус. Для того чтобы оценить их по полной программе, часто нужна хорошая тренировка. То есть, попросту говоря, таких чаев нужно изрядно попить, а это условие не всегда и не всем удается соблюсти. А вот проникнуться гармонией изменяющихся вкуса и аромата может каждый. Итак. Сначала приходит аромат — при знакомстве с сухим чаем он, как правило, имеет легкие и «сухие» оттенки, которые резко меняются при выдохе-вдохе в заварку. При втором знакомстве — с омытым чаем — «сухие» нотки вдруг свежеют и чай приобретает настолько сильный и непривычный травяной-цветочный-фруктовый-еще какой-нибудь аромат, что к нему даже не подобрать правильных эпитетов. Вернее — эпитеты и ассоциации уже зависят не только от сорта чая, но и от человека. Не забывайте, что при знакомствах с сухим и омытым чаем делается два вдоха — и ароматы первого и второго вдохов тоже различаются, и эту разницу нужно попытаться уловить.

После того, как начинается собственно чаепитие, начинается и самый кайф. Техника вдыхания аромата не меняется — с выдохом, но в сочетании со вкусом она дает совершенно неожиданный эффект. Первая заварка всегда используется для омовения посуды — но аромат-то чай уже начал отдавать. И после этого омовения церемониальный столик начинает источать едва уловимый чайный запах. Во второй, уже питьевой заварке, аромат проявляется на полную катушку, а вкус еще едва уловим и неотделим от обонятельных ощущений. На третьей заварке аромат начинает слабеть, а вкус — усиливаться, на четвертой они примерно сравниваются (если вкус и аромат вообще можно сравнивать), начиная с пятой заварки вкус начинает доминировать над ароматом. Причем от заварки к заварке меняются не только количественные характеристики вкуса и аромата (сильнее — слабее), меняются и сами вкус с ароматом.

Самое интересное, что в случае с улунскими чаями ассоциативный ряд, возникающий у участников церемонии при встрече с вкусом-ароматом, бывает самым разнообразным. Тыквенные семечки, свежее сено, жженый сахар, цветы, конфеты — люди вспоминают все, что угодно, и ощущения эти не формализовать. После пятой заварки (четвертой питьевой) начинает угасать и вкус (аромат уже почти неощутим) — но тут начинается одна забавная штука. Начинает работать чайное послевкусие, и, выпивая и вынюхивая очередные чашечки с чаем, ты не понимаешь, откуда берутся вкус и аромат — из чашек или они уже «живут» в тебе. Эти тонкие, почти неуловимые ощущения — одна из самых больших приятностей гунфу-ча.

Еще один источник наслаждения церемонией скрыт в наблюдении за действиями чайного мастера. Все действия чайного мастера, на первый взгляд вычурные, сложные и противоестественные, на самом деле удивительно просты и потрясающе гармонируют с основной целью гунфу-ча — раскрытием аромата и вкуса чая. Наблюдая за действиями мастера, в какой-то момент понимаешь, что они идеально сочетаются с сущностью чая, начинаешь любоваться ими и хочешь научиться делать все то же самое…

Но это еще не все. В какой-то момент, после неоднократного наблюдения за действиями чайного матера, понимаешь, в чем основа его мастерства. Оно — в понимании пауз. Техническая сторона гунфу-ча — это набор простых действий, которые очень просто воспроизвести. Распечатать страницу из интернета, собрать все причинадалы, купить чаю — и вперед. И вот когда этот «вперед» начнется, перед вами встанет ряд неразрешимых, на первый взгляд, вопросов, и все они будут связаны с этими самыми паузами — сколько настаивать чай в чайнике, когда переворачивать чайные пары и т. д. Чувство «правильного чайного времени» приходит с опытом, и с опытом немалым. И потому правильные паузы в исполнении чайного мастера не могут не восхищать.

10.02.2005
Денис Шумаков


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.