Пакетики или непакетики
Чай по четвергам с Шумаковым № 24.
Скользите, но не бегайте. Передвигайтесь, выдаваясь вперед тазом и ужав ягодицы.
Из рекомендаций Джин Броук-Смит по поведению леди во время салонного чаепития.
К тексту отношения не имеет
Следуя сложившейся уже в чайной колонке традиции, я решил отвлечься от последовательного описания чайных традиций. И это (не совсем, правда, лирическое) отступление я хочу посвятить чайным пакетикам. Повод для этого есть — и повод более чем достаточный.
В 1904 году Томас Салливан, американский чаеторговец, стал расфасовывать образцы чая в шелковые пакетики, которые покупатели по незнанию стали опускать в кипяток, не распаковывая. По другой версии, он сделал это в 1908 году. Еще по одной версии, никакого «незнания покупателей» не было — заваривание «маканием» было умышленным. Ну и, наконец, по последней версии, чай в пакетиках и вовсе изобрели на фронтах Первой Мировой войны (в 1914 году) бравые английские солдаты, страдающие без привычного напитка. Они насыпали чай в некое подобие носка (термин «чайный носок» существует до сих пор) и заваривали его в котелках.
Как это часто бывает с историей, правду выяснить очень сложно — да и не нужна она. Будем считать, что чайный пакетик появился в 1904 году — и тогда в этом году ему исполняется ровно сто лет.
За эти сто лет чайный пакетик претерпел изрядные изменения. Уже очень давно шелковые пакетики стали редкостью — их заменили пакетики бумажные. Сначала бумагу для этих пакетиков делали из манильской конопли — такая бумага не имеет ни вкуса, ни запаха. Из какой бумаги пакетики делают сейчас, я не знаю.
У пакетиков появились ниточки и ярлычки, их стали вкладывать в особенные конвертики, появились пакетики «без капель» и разные пакетики для чайников и для чашек — одним словом, «чайнопакетиковый» прогресс идет полным ходом.
Доля пакетированного чая на чайных рынках всех стран постоянно растет — о том, что в старой доброй Англии она составляет около 90%, я уже как-то писал. Пакетированный чай стал обязательным атрибутом многих офисов и почти неотъемлемым элементом деловой жизни. Постепенно пакетированный чай проникает на семейные столы и в рестораны — даже многие чайные комнаты все той же Англии не напрягаются уже на заваривание листового чая — и заваривают чай пакетированный.
Одним словом, уделить некоторое внимание пакетированному чаю просто необходимо — хотя бы для того, чтобы разобраться с его достоинствами и недостатками. И начать эти «чайные разборки» следует с одной совершенно очевидной декларации.
Пакетированный чай бывает хорошим и плохим. Это совершенно банально — но именно осознание этого факта позволяет воздерживаться от категоричных заявлений типа: «Чай в пакетиках пьет только тот, кто ничего не понимает в чае».
Выпуская хороший чай в пакетиках, производители стараются заработать на создании комфорта для потребителей. И тогда на свет появляются шикарные пакетики для чайников с крупнолистовым чаем от Ronnefeldt или Whittard — они не только позволяют заварить хороший чай, но и доставляют известное эстетическое наслаждение. Почти так же хороши и чайные пакетики для чашек от Ahmad, Newby и Twinings (хотя, конечно, под этими торговыми марками иногда продаются и неудачные чаи).
Выпуская плохой чай в пакетиках, производители стараются заработать на продаже продукта, изготовленного из некачественного и дешевого сырья — и именно реализация таких желаний приводит к появлению на рынке чая, который не назовешь иначе как продуктом подметания пола чайного склада. В этой шутке есть только доля шутки — для производства пакетированного чая часто используется чайный лист стандарта D (dust) — то есть, фактически, все те обломки чайного листа и вся та пыль, что остается после того, как приличный чайный лист пошел в дело.
Одним словом, пакетированный чай не является по определению плохим или хорошим — но он обладает вполне объективными достоинствами и недостатками.
Достоинств у пакетированного чая не очень много, но они существенные. Его удобно заваривать. Уменьшается количество необходимой для приготовления чая посуды, нет никаких проблем с дозировкой, использованный пакетированный чай удобно выбрасывать (избавляться от спитой заварки в офисе, например, не всегда удобно), в рамках одного чаепития можно пробовать разные чаи, просто заваривая разные пакетики. Пакетированный чай не дает чаинок (хотя лично мне чаинки нравятся) и удобен в дороге. Пакетированный чай дает определенную гарантию качества напитка — когда вы завариваете чай непосредственно в чашке, вам трудно подмешать в заварку какую-либо гадость — а уж заварить чай повторно и выдать его за свежий и вовсе невозможно. Именно пакетированные чаи в поездах начисто изжили такую весьма распространенную в прошлом практику, как заваривание чая с содой (проводники, бывало, на этом экономили изрядное количество заварки).
Недостатков у пакетированного чая тоже несколько — и они тоже весьма существенные. Во-первых, 80% денег, потраченных на покупку пакетированного чая, отправляется в помойку. Потому что примерно 80% от стоимости чайного пакетика составляет стоимость упаковки — самого пакетика, веревочки, ярлычка и прочих разрисованных мелочей.
Во-вторых, пакетированный чай менее ароматен, чем чай листовой. Исключение, конечно, составляют ароматизированные чаи — их запах часто можно учуять за версту — но именно такие чаи принимать в расчет не следует.
Ну и, наконец, в третьих, пакетированный чай суетлив — потому что он исключает из чайной жизни определенное количество неспешных и очень милых действий, в основном — связанных с заварочным чайником.
Именно эта, последняя причина, является для меня определяющей — и я пью пакетированный чай крайне редко…
Завершая эту, банальную, в общем-то, колонку, я не могу не пересказать забавную историю, которую услышал в минувшие выходные от одной старой знакомой. Она шведка, но замужем за англичанином — и десять лет прожила в Великобритании. Перебравшись вместе с мужем в Великобританию, моя шведская знакомая, осознавая, что попала в страну с богатыми и щепетильными чайными традициями, попросила свекровь поделиться с ней рецептом настоящего английского чая. И та ей сказала…
«Это же очень просто! Берешь чашку, кладешь в нее чайный пакетик, заливаешь его кипятком и немного ждешь — тогда у чая будет хороший цвет. Но слишком долго ждать не следует — иначе чай остынет. И не наливай чашку до краев — чтобы можно было добавить молока».
09.09.2004
Денис Шумаков