Казахстан. Рынок чая и чайной продукции

У Казахстана новое достижение — самый высокий показатель потребления чая на душу населения. Эксперты посчитали, на одного казахстанца приходится около 1,5 килограммов чая в год или 6 кружек в день. Чай пьют после завтрака, обеда и ужина. Чай пьют в промежутках между завтраком, обедом и ужином. Чай пью вместо завтрака, обеда и ужина. Да и вообще, питье чая не зависит от приема пищи. Можно также сказать, что чай это «компанейский напиток» — именно им сопровождается общение в кругу близких и родных. Ему дают место в перерывах между работой, чтобы перевести дух и собраться с мыслями или наоборот, распустить их, и предаться мечтам. Емкость казахстанского рынка чая составляет около 24,5 миллиона килограммов в год, а его потребление — одно из самых высоких в мире. В весовом отношении чайный рынок Казахстана стабилен уже несколько лет. Это является косвенным свидетельством насыщения рынка.
2013_07_18_10_001
Размер рынка в денежном выражении продолжает расти, что обусловлено изменением в структуре продаж. Увеличением потребления пакетированного и ароматизированного чая, травяных сборов и чая премиум-класса. А, так же подорожанием чайного сырья и инфляционными процессами. Черный чай по-прежнему занимает больше 90% отечественного рынка (в зависимости от сезона, например, в холодное время года его доля выше). Эксперты в подтверждение своих слов приводят цифры. Так с 2003 по 2011 годы средняя стоимость килограмма чая выросла с 797 тенге до 1 800 тенге. При этом доля дешевого чая за этот период упала 66 до 40 процентов.

Вообще, как говорят участники рынка, в чае казахстанцы разбираются очень хорошо. Более того, наши пристрастия являются эталоном для потребителей соседних стран. Сегодня индийские производители чая занимают 25 процентов мирового производства и 12 процентов мирового экспорта. По данным чайного совета Индии, страна экспортирует 193 миллиона килограммов чая в год, из них более 85 процентов приходится на гранулированный чай, и почти 11 процентов – листовой. В Казахстане растет потребление пакетированного чая. За 10 лет доля пакетированного чая увеличилась с 3 до 11 процентов. Это произошло, как говорят участники рынка, за счет снижения потребления гранулированного чая. Кроме того, стоит упомянуть о фито- и ароматизированных черных чаях, доля которых на рынке сегодня увеличивается. В денежном выражении сегмент ароматизированного и фруктово-травяного чая уже превысил четверть объема всего чайного рынка Казахстана. Тем не менее, чистый (не ароматизированный) чай все еще занимает лидирующие позиции.

Согласно опросу, проведенному одной из крупнейших маркетинговых компаний страны, чаще всего казахстанцы выбирая чай ориентируются на его качество — 79,3% респондентов указали именно на этот фактор, как определяющий. И только 20,5% потребителей чая, при покупке ориентируются на его цену. В республику сырье завозится из Индии, Шри-Ланки и Кении. Но по-прежнему, лидирующие позиции сохраняют поставщики из Индии, покрывая 45-50% рынка. Хотя в последнее время наблюдается рост популярности кенийского чая, который и явился главным «заменителем» чая из Индии. Сегодня на рынке работают около 10 крупных компаний, которые занимаются производством чая из поставляемого сырья, его обработкой и фасовкой. В целях поддержки местных производителей, государство отменило все пошлины на ввоз сырья. Впрочем, это не единственная мера стимулирования местного производства.

Сегодня казахстанские компании настолько освоили местный рынок, что не скрывают своих намерений в завоевании рынков соседних стран. Что же касается местных потребителей чая, то большая часть из них предпочитают покупать его в магазинах или супермаркетах. Такие данные приводятся в маркетинговом исследовании. Достаточно большая группа потребителей старается покупать чай на рынке, и все реже люди прибегают к услугам киосков — в таких местах продукт приобретают только 1,5% потребителей.

 

27 мая 2013 г.
Источник: http://www.kazakh-tv.kz


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.