Классификация чайной группы растений. Историческая ретроспектива и анализ
Так можно перевести название (茶组植物的分类历史与思考) статьи Ян Шисюна (杨世雄), опубликованной в 2021 г. в журнале «Наука о чае» (茶叶科学). Ян Шисюн – специалист Ключевой лаборатории восточноазиатского растительного разнообразия и биогеографии Куньминского института ботаники Китайской академии наук. Он возглавляет исследовательскую работу в рамках программы Государственного фонда естественных наук КНР «Пересмотр международной классификации чайных растений», а также отвечает за пересмотр классификации рода Camellia в масштабном китайско-американском проекте «Флора Китая». Иными словами, Ян Шисюн – высшая инстанция по вопросам таксономии чайных камелий, более компетентного в этой области человека попросту не существует.
Содержание статьи изложено, например, в постах m.thepaper.cn/baijiahao_… и m.thepaper.cn/baijiahao_… . Ниже – мой пересказ с некоторыми сокращениями, дополнениями и комментариями.
***
Первое описание чая как биологического вида дал в 1753 году в своём труде «Виды растений» (Species plantarum) великий шведский естествоиспытатель Карл Линней, создатель биноминальной (род + вид) биологической номенклатуры. Название Линнея было простым и логичным – Thea sinensis L., Чай китайский.
Однако довольно быстро стало очевидно, что чайные растения – близкая родня другим, нечайным камелиям. И в 1877 г. Отто Кунце, немецкий ботаник, выдающийся реформатор ботанической таксономии, классифицировал чай как Camellia sinensis (L.) Kuntze, Камелия китайская. Это название является наиболее употребительным и в наши дни.
Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что в ботанике до сих пор нет единой номенклатуры, и один и тот же вид может иметь несколько разных названий, данных разными учёными (и быть отнесённым ими к разным родам и т.д.). Буквы или фамилии после названия – L. (то есть Линней), Kuntze и др. – показывают, кем оно дано. В скобочках при этом указывают автора базионима – первоначального, позже изменённого названия, из которого заимствован видовой эпитет. Который может быть «повышен» в ранге до рода… Ладно, не будем сейчас углубляться в это, захотите – погуглите и разберётесь.
Первые европейские исследователи описывали культивируемые разновидности чая, которые порой имели значительные морфологические различия – как по причине различных условий выращивания, так и в результате селекции. И учёные нередко расценивали их как разные биологические виды – например, довольно долго рассматривали как отдельный вид уишаньский чай (Thea bohea L., позже Camellia bohea (L.) Sweet; «bohea» — транскрипция «Уи»). Затем к ним прибавилось многообразие дикорастущих прямоствольных камелий юго-западного Китая и соседних регионов других стран. Всё это создавало путаницу и неразбериху.
Попытки упорядочить представления о систематике чайных растений предпринимались не раз. И Ян Шисюн выделяет две основных концепции.
Первая – узкое понимание термина «чайное растение», при котором все чайные растения объявляются относящимися к одному биологическому виду. И вторая концепция – широкое понимание этого термина, с выделением в роде Камелия чайной группы, насчитывающей от двух-трёх до нескольких десятков видов.
И хотя типологии чайных камелий появились ещё в XIX веке, первая, «узкая» концепция долго цеплялась за жизнь, причём не только в западном мире, но и в самом Китае – так, даже в 1981 г. Чжуан Ваньфан (庄晚芳), отец современной китайской чайной агротехники и автор множества фундаментальных книг о чае, утверждал в «Обсуждении классификации разновидностей чайных растений» (论茶树变种分类), что все чайные растения принадлежат к одному виду. Но по мере углубления знаний вторая, «широкая» концепция становилась всё более общепринятой.
Лично я рискну предположить, что на это повлиял рост практического значения юньнаньского чая, прежде всего пуэра, а с ним – рост интереса к дикорастущим чайным деревьям Юньнани и активное изучение их морфологии, биохимии, а затем и генетики. Но это, подчеркну, моё мнение – в статье Ян Шисюна такого утверждения нет.
Так что если вы встречаете в рунете заявления типа «весь чай делают из растений одного вида – камелии китайской», то это означает лишь, что российские контент-менеджеры продолжают жить в прошлом, транслируя воззрения, устаревшие как минимум лет тридцать назад. В России это обычное дело: несколько дней назад лента была полна поздравлений с так называемым Международным днём чая, хотя он ещё пять лет назад был перенесён с декабря на май…
***
Далее Ян Шисюн рассматривает эволюцию представлений о чайной группе растений, деля классификации на ранние и поздние.
К ранним он относит системы Гриффита (1854), Дайера (1874), Пьера (1877), Коэн-Стюарта (1916) и Мельхиора (1925). К поздним – системы Сили (1958), Чжан Хунда (1998) и Минь Тяньлу (2000).
Британский ботаник Сили (Joseph Robert Sealy) утверждал, что первым, кто выделил в роде Камелия чайную группу, был Дайер (William Turner Thiselton-Dyer), и эта точка зрения широко распространилась в академическом сообществе. Однако Сили заблуждался – типология Дайера вторична по отношению к системе Гриффита (William Griffith), созданной на двадцать лет раньше.
В «Заметках об азиатских растениях» (Notulae ad plantas Asiaticas), опубликованных в 1854 г., уже после смерти Гриффита, молодой британский врач и натуралист разделил род Камелия на две секции – Камелия (Sect. Camellia) и Чай (Sect. Thea), которые соответствовали одноимённым линнеевским родам. Отличительными особенностями секции Чай были названы маленькая чашечка цветка и маленькие, рыхлые прицветники; к ней Гриффит отнёс три вида – C. bohea, C. theifera и C. mastersia. К секции Камелия – два вида: C. caudata и C. simplicifolia (в современной типологии C. bohea и C. theifera классифицируются как C. sinensis и C. sinensis var. assamica; C. mastersia и C. simplicifolia – как C. kissi; C. caudata обычно входит в секцию Eriandria). Исследования Гриффита охватывали лишь те виды камелий, которые были распространенные либо культивировались в индийском Ассаме – отсюда и небольшой масштаб.
В 1874 г. Дайер во «Флоре Британской Индии» (The Flora of British India) фактически повторил типологию Гриффита, отнеся к секции Чай, характеризующейся «поникшими цветками и стойкими чашелистиками», только два вида – C. theifera и C. caudata.
В 1877 г. французский ботаник Пьер (Jean Baptiste Louis Pierre) в «Лесной флоре Кохинхины» (Flore forestière de la Cochinchine) использовал родовое название Thea. Пьер разделил шестнадцать видов рода Чай на шесть секций: Euthea (то есть «настоящий чай»), Piquetia, Stereocarpus, Camelliopsis, Camellia и Calpandria. Признаки «настоящего чая», по Пьеру, — «на цветоножке 2-3 маленьких прицветника, расположенных сравнительно далеко друг от друга и рано опадающих; цветки одиночные или собраны в группы; чашелистики стойкие; пыльники овальные или почти овальные; плодолистики сросшиеся; столбики свободные или сросшиеся; семяпочек от двух до пяти; плоды трескающиеся» (оговорюсь – я не ботаник, так что в моём переводе возможны неточности). Пьер отнёс к секции Euthea только один вид – Thea chinensis, но под этим названием он объединил несколько ранее описанных видов – T. bohea, T. viridis, T. cantonensis, T. cochinchinensis, T. japonica, T. assamica, T. stricta и C. theifera.
В 1916 г. нидерландский биолог Коэн-Стюарт (Combertus Pieter Cohen Stuart), работавший в Богорском ботаническом саду, основанном Голландской Ост-Индской компанией на острове Ява, опубликовал в журнале «Известия экспериментальной чайной станции» (Mededeelingen van het Proefstation voor Thee) статью «Подготовительные исследования по выбору чайного растения» (Voorbereidende Onderzoekingen ten dienste van de Selektie der Theeplant). В ней Коэн-Стюарт выделил пять секций рода Camellia: Eriandria, Calpandria, Eucamellia, Theopsis и Thea. Растения секции Thea описаны следующим образом: «тычинки почти свободные, без ворса; завязи слегка покрыты ворсом; столбики без ворса; чашечки цветков стойкие; у цветков есть черенки». Из 37 упомянутых нидерландским учёным видов к Thea отнесены три – C. amplexicaulis, C. theifera и C. megacarpa.
В 1925 г. в Лейпциге вышла в свет книга маститого таксономиста Адольфа Энглера (Heinrich Gustav Adolf Engler) с замечательно лаконичным названием «Природные семейства растений, их роды и важнейшие виды, в частности полезные, описанные при участии многих выдающихся специалистов» (Die Natürlichen Pflanzenfamilien nebst ihren Gattungen und wichtigeren Arten, insbesondere den Nutzpflanzen, unter Mitwirkung zahlreicher hervorragender Fachgelehrten begründet). Раздел «Theaceae» — «Чайные» был подготовлен для этого издания молодым Гансом Мельхиором (Reinhold Franz Hans Melchior), который стал впоследствии продолжателем трудов Энглера. Мельхиор взял за основу систему Коэна-Стюарта, дополнив секцию Thea ещё двумя видами – C. taliensis (входит в большинство современных типологий чайных растений) и C. podogyna (в настоящее время этот вид относят обычно к секции Paracamellia); название C. theifera изменено у Мельхиора на C. sinensis. Общее число видов рода Camellia превысило 40.
Итак, Гриффит и Дайер отнесли линнеевские Thea и Camellia к одному роду, разделив внутри него камелии на чайные и нечайные. Однако их системы включали только индийские камелии. Исследования Пьера, Коэн-Стюарта и Мельхиора были более обширными и охватывали 16, 37 и 40-45 видов соответственно. Но даже в то время эти классификации не были всеобъемлющими – было описано намного больше различных камелий. Сейчас же в базе данных Plant List зарегистрировано уже около трёхсот видов и разновидностей рода Камелия, не считая синонимов и отвергнутых названий – см. www.theplantlist.org/tpl1.1/sea… .
Первой современной классификацией следует считать систему британского ботаника Джозефа Роберта Сили (Joseph Robert Sealy), большого специалиста по роду Камелия. «Пересмотр рода Камелия» (A Revision of the Genus Camellia), изданный в 1958 г. – самый известный из его трудов. Система Сили включала 82 вида (и ещё 24 вида были отмечены как сомнительные), разделённые на 12 секций. В секцию Thea Сили поместил 5 видов, у одного из которых 2 разновидности (varietas):
1. C. gracilipes(狭叶长柄茶)
2. C. irrawadiensis(滇缅茶)
3. C. pubicosta(毛肋茶)
4a. C. sinensis var. sinensis(茶)
4b. C. sinensis var. assamica(普洱茶)
5. C. taliensis(大理茶)
В последующие двадцать лет к ним был добавлен ещё только один вид — C. waldenae (长叶茶). Но в 1980-х в Китае начались масштабные исследования природных чайных ресурсов, значительно расширившие представления учёных о многообразии чайных растений, и с 1980 по 1990 г. было описано ещё несколько десятков новых таксонов. Разумеется, потребовались новые классификации.
Первый вариант системы Чжан Хунда (张宏达), ботаника и эколога, заведующего кафедрой биологии Университета Чжуншань (Гуанчжоу), был представлен в статье «Таксономия чайных растений» (茶树的系统分类), опубликованной в 1981 г. в вестнике этого университета. Позже из этого выросла монография «Исследование систематики растений, относящихся к камелиям» (山茶属植物的系统研究). В ней род Камелия разделён на 4 подрода и 19 секций, содержащих 196 видов. В 1998 г. в 49-м томе «Флоры Китая» (中国植物志) Чжан Хунда провёл последнюю ревизию секции Thea, и результат выглядел следующим образом:
Серия I. Quinquelocularis(五室茶系)
1. C. remotiserrata(疏齿茶)
2. C. kwangsiensis(广西茶)
3. C. grandibracteata(大苞茶)
4. C. kwangnanica(广南茶)
5. C. tachangensis(大厂茶)
—— C. quinquelocularis(五室茶)
—— C. tetracocca(四球茶)
6. C. nanchuanica(南川茶)
Серия II. Pentastylae(五柱茶系)
7. C. crassicolumna(厚轴茶)
8. C. rotundata(圆基茶)
9. C. crispula(皱叶茶)
10. C. atrothea(老黑茶)
11. C. makuanica(马关茶)
—— C. haaniensis(哈尼茶)
—— C. multiplex(多瓣茶)
12. C. pentastyla(五柱茶)
13. C. taliensis(大理茶)
14. C. irrawadiensis(滇缅茶)
Серия III. Gymnogynae(秃房茶系)
15. C. dehungensis(德宏茶)
—— C. gymnogynoides(假秃房茶)
16. C. leptophylla(膜叶茶)
17. C. gymnogyna(秃房茶)
18. C. costata(突肋茶)
19. C. jingyunshanica(缙云山茶)
20. C. parvisepaloides(拟细萼茶)
21. C. yungkiangensis(榕江茶)
Серия IV. Sinenses(茶系)
22. C. angustifolia(狭叶茶)
23. C. arborescens(大树茶)
24. C. purpurea(紫果茶)
25a. C. sinensis(茶)
25b. C. sinensis var. pubilimba(白毛茶)
25c. C. sinensis var. waldenae(香花茶)
26. C. ptilophylla(毛叶茶)
27. C. pubescens(汝城毛叶茶)
28. C. fangchengensis(防城茶)
29a. C. assamica(普洱茶)
29b. C. assamica var. polyneura(多脉茶)
29c. C. assamica var. kucha(苦茶)
30. C. multisepala(多萼茶)
31. C. parvisepala(细萼茶)
32. C. pubicosta(毛肋茶)
Знаком «—-» здесь и далее обозначены синонимы названия под вышележащим номером.
В систему Чжан Хунда не были включены C. quinquebracteata (五苞茶), C. dishiensis (底墟茶), C. changningensis (昌宁茶) и C. longlingescens (龙陵茶).
В 2000 г. вышла в свет монография Минь Тяньлу (闵天禄), руководителя Куньминского института ботаники Китайской академии наук, под названием «Исследование мирового рода Камелия» (世界山茶属的研究). Согласно ей, род Камелия насчитывает 14 секций и 119 видов. В секции Thea – 12 видов:
1a. C. tachangensis(大厂茶)
—— C. quinquelocularis(五室茶)
—— C. tetracocca(四球茶)
1b. C.tachangensis var. remotiserrata(疏齿大厂茶)
—— C. remotiserrata(疏齿茶)
—— C. gymnogynoides(假秃房茶)
—— C. nanchuanica(南川茶)
—— C. jingyunshanica(缙云山茶)
2. C. grandibracteata(大苞茶)
3a. C. kwangsiensis(广西茶)
3b. C.kwangsiensis var. kwangnanica(毛萼广西茶)
—— C. kwangnanica(广南茶)
4. C. taliensis(大理茶)
—— C. irrawadiensis(滇缅茶)
—— C. pentastyla(五柱茶)
—— C.quinquebracteata(五苞茶)
—— C. changningensis(昌宁茶)
5a. C. crassicolumna(厚轴茶)
—— C. crispula(皱叶茶)
—— C. rotundata(圆基茶)
—— C. makuanica(马关茶)
—— C. haaniensis(哈尼茶)
—— C. purpurea(紫果茶)
—— C. dehungensis
—— C. parvisepaloides(拟细萼茶)
—— C. manglaensis(勐腊茶)
—— C. crassicolumna var. shangbaensis(上坝厚轴茶)
5b. C. crassicolumna var. multiplex(光萼厚轴茶)
—— C. multiplex(多瓣茶)
6. C. sealyana(老挝茶)
7. C. gymnogyna(秃房茶)
—— C. glaberrima(秃山茶)
8. C. costata(突肋茶)
—— C. yungkiangensis(榕江茶)
—— C. kwangtungensis(广东山茶)
—— C. danzaiensis(丹寨茶)
9. C. leptophylla(膜叶茶)
10. C. fangchengensis(防城茶)
11. C. ptilophylla(毛叶茶)
—— C. pubescens(汝城毛叶茶)
12a. C. sinensis(茶)
—— C. waldenae(长叶茶)
—— C. arborescens(大树茶)
—— C. longlingescens(龙陵茶)
12b. C. sinensis var. assamica(普洱茶)
—— C. assamica(普洱茶)
—— C. polyneura(多脉茶)
—— C. multisepala(多萼茶)
—— C. sinensis var. kucha(苦茶)
12c. C. sinensis var. dehungensis(德宏茶)
—— C. parvisepala(细萼茶)
—— C. angustifolia(狭叶茶)
—— C. yankiangcha(元江茶)
12d. C. sinensis var. pubilimba(白毛茶)
В XXI веке темпы открытия новых таксонов снизились, но систематика чайных растений продолжает развиваться и совершенствоваться. В том числе и благодаря успехам сравнительной генетики: расшифровка генома становится всё более простым делом, и всё легче определять, насколько разные чайные деревья близки генетически.
***
Замечу, что эта статья не претендует на полноту – учёных, занимавшихся чайной таксономией, было гораздо больше, и вариантов классификации – тоже. Не упомянуты, например, Земан (Berthold Carl Seemann) и Бартоломью (Bruce Bartholomew) – а ведь Бартоломью принимал непосредственное участие в исследованиях Чжан Хунда и Минь Тяньлу и является соавтором их работ. Кроме того, в статье встречаются неточности – так, Мельхиор разделил на пять секций не род Камелия, а одноимённый подрод (см. vestnik.nvsu.ru/2311-1402/… ). Были и опечатки – «sealyama» вместо «sealyana», «waldensae» вместо «waldenae» и т.п., я постарался их исправить, но мог что-то и пропустить.
***
Небольшой пример того, чем порой приходится заниматься таксономистам. Долгое время было принято считать, что название Camellia sinensis var. assamica восходит к названию Thea assamica, данному Мастерсом (John White Masters) в 1844 г. Поэтому когда Чжан Хунда рассматривал эту разновидность как отдельный вид, его название записывалось как Camellia assamica (J.W.Mast.) H.T.Chang, а когда Китамура Сиро (Siro Kitamura) понизил ранг этой разновидности, оно превратилась в Camellia sinensis var. assamica (J.W.Mast.) Kitamura.
Однако Чжао Дунвэй с соавторами обнаружили (см. www.researchgate.net/publicatio… ), что хотя Мастерс и использовал название «Thea assamica», он рассматривал его не как номенклатурное, а как тривиальное, обиходное – мол, ассамский чай. Для лучшего понимания, о чём речь. И называл он так Thea viridis. Поэтому приоритет в открытии крупнолистной разновидности принадлежит Шуази (Jacques Denys Choisy), выделившему в 1855 г. её под названием Thea viridis var. assamica. И таким образом, полное название того, что в рунете обзывают «пуэрными деревьями», должно звучать так: Camellia sinensis (L.) Kuntze var. assamica (Choisy) Kitamura.
Если вам кажется, что я слишком много копаюсь в не имеющих практического смысла мелочах – подержите пиво Чжао Дунвэя.
***
Какие выводы стоит сделать?
Мне бы хотелось, чтобы вы уяснили: виды и разновидности чайных (да и любых других) растений – это не что-то, существующее объективно. Это лишь способы описать разнообразие растительного мира, придать упорядоченность своим представлениям о нём – так же, как деление радуги на семь цветов… И эти способы меняются в зависимости от целей и от возможностей, которыми располагают исследователи. Поэтому вопросы типа «так сколько же видов чайных растений – один, пять, тридцать два или двенадцать?», кажущиеся обывателям разумными, на самом деле лишены смысла. Учёные вообще не мыслят так. Учёные мыслят так, как Ян Шисюн – они могут рассказать, какие воззрения доминировали сто, какие – пятьдесят, а какие – двадцать лет назад, на чём они были основаны, и как и почему менялись.
Стоит помнить, что большинство перечисленных здесь видов – дикорастущие камелии юго-западных регионов КНР и соседних с ними стран (Мьянма, Вьетнам, Лаос, Таиланд, северо-восточная Индия). Они вполне могли быть в прошлом (а некоторые из них и сейчас остаются) источниками сырья для производства чая, но всё же бóльшая часть чая делается, конечно же, из сырья культиваров или популяционных сортов, относящихся к разновидности, которую Джозеф Сили называл Camellia sinensis var. sinensis, а Чжан Хунда и Минь Тяньлу – просто Camellia sinensis. А также её гибридов с другими видами и разновидностями, прежде всего Camellia sinensis var. assamica.
Но даже с учётом этого, такие заявления, как «весь чай делают из одного растения – Камелии китайской» — некорректны, и им не должно быть места в 2020-х.
Корректно: «Чай делают из сырья, собранного с растений чайной секции рода Камелия, которая насчитывает, по разным версиям, от нескольких до нескольких десятков видов и разновидностей. Эти виды и разновидности неравнозначны – многие из них не культивируются чаеводами и интересуют только ботаников и генетиков. Или, по крайней мере, культивируются редко. Для чайной индустрии значение имеют в первую очередь Camellia sinensis, Camellia sinensis var. assamica и Camellia taliensis».
За наводку на статью Ян Шисюна следует поблагодарить Дениса Шумакова и его «Чайные параферналии» (blog.teatips.ru/category/p… ).
Ещё почитать на эту тему — www.sohu.com/a/66792683… .
25 декабря 2024 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038