Происхождение пуэра. Часть 3. Исторический вальс Сымао и Пуэра. Пантайское восстание

Одна из причин, почему в китайской географии, а значит, и истории бывает непросто разобраться – в том, что один и тот же топоним может означать и населённый пункт, и территорию. В русском языке благодаря его синтаксическому богатству проще: Воронеж – это одно, а Воронежская область или, скажем, губерния – другое. А вот встретившийся в тексте Пуэр может быть и городом, и уездом, и округом. Вдобавок административно-территориальное деление Поднебесной часто менялось: области, управы, комиссариаты, губернаторства – чего там только не было! Русских слов явно меньше, чем использовавшихся для всего этого китайских, так что они начинают повторяться, что тоже добавляет путаницы… В России, конечно, тоже случаются переименования, объединения и разъединения, но всё же мы привыкли, что топонимы означают что-то определённое: Воронеж – это Воронеж, а Тамбов – это Тамбов, и это не одно и то же. Русским сложно понять, что в китайских реалиях Воронеж может входить в состав Тамбова, а через век-другой, наоборот, Тамбов становится одной из частей Воронежа. То есть тьфу, какие Воронеж и Тамбов? Пуэр и Сымао, конечно же.

На протяжении эпохи Мин и начала эпохи Цин крайним юго-западом Юньнани продолжали управлять местные вожди, власть которых чаще всего передавалась по наследству. У этой системы были свои плюсы: привычное течение жизни на окраинах не менялось, и у народов, населявших приграничные районы империи, не возникало ощущения, что их подчинили и притесняют чужаки, а у центральных властей не было необходимости держать там большой штат бюрократов и войсковые гарнизоны. Но были и минусы: местные вожди не всегда могли гарантировать порядок в своих владениях и порой использовали своё положение для личного обогащения, собирая с населения гораздо больше налогов, чем та дань, которую они перечисляли в центр. Поэтому шаг за шагом, начиная с более близких к столицам регионов, имперские власти проводили политику «гайту гуйлю» (改土归流), что можно перевести как «исправление земель и возвращение окраин», то есть замену наследственных вождей на чиновников, назначаемых из центра. Говоря нынешним языком – укрепление вертикали власти.

В местах, о которых мы с вами беседуем, это проявилось в том, что вновь создаваемые области-фу (府) в северной части нынешнего округа Пуэр (Цзиндун в 1384 г., Чжэньюань в 1406 г. и т.д.), а также его западная часть – т.н. управление Мэнлянь (сейчас это уезды Мэнлянь, Симэн и Ланьцан) – подчинялись юньнаньскому бучжэншисы (布政使司), управлению по гражданским и финансовым делам, или управлению главного правительственного посланника. Бучжэншисы пришли на смену синчжуншушэнам (行中书省), региональным секретариатам империи Юань – совсем уж по-простому говоря, это были новые провинциальные администрации. Вместе с тем, бучжэнши выполняли функции полномочных представителей императора в регионах. Чжу Юаньчжан, основатель династии Мин называл их «несокрушимой опорой государства».

Однако юго-восток современного округа Пуэр оставался под юрисдикцией чэлийского сюаньвэйши (宣慰使), комиссара по умиротворению окраин – иными словами, дайского царя; отсюда и тесные связи будущих Пуэра и Сымао с находившимся южнее районом Шести Великих Чайных Гор. Отношения чэлийских вождей с империей Мин поначалу складывались не очень гладко, но они выступили на стороне Мин в войнах с дайским государством Мэнмаолун (勐卯龙), которое китайские историки называют также Лучуанем (麓川) – оно возникло в конце эпохи Юань, когда власть монголов ослабла, и располагалось западнее, на территории нынешней Мьянмы. На пике агрессии воинственные западные дайцы захватывали и Цзиндун, и Чжэньюань, и Цзингу; почти сто лет ушло на их усмирение (см. https://baijiahao.baidu.com/s?id=1760868981191594265.. ).

При третьем цинском императоре Юнчжэне, правившем в 1722-1735 гг., реформы продолжились: в 1729 году была основана область-фу Пуэр (普洱府) – в российских источниках её также называют Пуэрской управой – и под её контроль были переданы шесть «баньна» к востоку от реки Ланьцан: Сымао (思茅), Путэн (普腾), Мэнъу (勐乌), Удэ (乌得), Чжэндун (整董) и Ганьланьба (橄榄坝). Чэлийское управление по умиротворению, сохраняя юрисдикцию над шестью «баньна» к западу от Ланьцана, также переходило в подчинение администрации Пуэра. В 1735 г. Сымао получил статус района-тин (厅), тогда же был образован уезд Нинъэр. В XVIII и XIX веках детали административно-территориального деления не раз менялись, при этом значение города Пуэр и контролируемая им область постепенно росли.

Итак, ещё раз для ясности: во второй половине эпохи Цин Сымао входил в состав Пуэра: Пуэр был центром одноимённой области-фу, а лежащий немного южнее Сымао – одним из её районов. Интересно, что территория этой области-фу не совпадала с современным округом Пуэр, а состояла из нынешнего округа Сишуанбаньна плюс небольшие районы к северу и к востоку от него.

Минуточку! – скажете вы. – Но к востоку от Сишуанбаньна лежит… Лаос! Совершенно верно. Два из двенадцати старых «баньна» – Мэнъу и Удэ – теперь относятся к Лаосу. В 1895 г. империя Цин позорно проиграла войну с Японией и должна была поплатиться за это Тайванем (итогом чего стало, среди прочего, развитие научно-технической базы тайваньского чаеводства – так, именно при японцах там были заложены основы производства красных чаёв), архипелагом Пэнху и Ляодунским полуостровом. Но в отношении последнего заявили протест Россия, Франция и Германия – они были не заинтересованы в таком усилении Японии. Их дипломатические усилия были не бескорыстными: Франция потребовала взамен небольшой кусочек южных гор. Она незадолго до этого отобрала у Сиама прилегающие к Юньнани территории и пожелала спрямить границу. Китай не мог отказать, и это стало трагедией для дайцев и ханьцев, живших в Мэнъу и Удэ; их выступления были жестоко подавлены французскими войсками, многие из них были убиты, покончили с собой или навсегда оставили родные края (см. https://baijiahao.baidu.com/s?id=1794192621745813658.. , https://baike.baidu.com/item/勐乌事.. ). А когда французы ушли из Индокитая, присоединённые ими «баньна» достались Лаосу вместе с сиамским наследием. Сейчас это часть провинции Пхонгсали.

После Синьхайской революции области-фу были упразднены, и была образована новая область-дао Дяньнань (滇南道), в которую вошли Нинъэр, Сымао, Моцзян, Юаньцзян, Синьпин, Цзиндун, Чжэньюань, Цзингу, Ланьцан и Мяньнин (это уже гораздо ближе к современным границам Пуэра, правда?); дайский комиссариат по умиротворению был переименован в административный комитет (行政委员) и тоже подчинялся Дяньнаньдао. И уже через год Дяньнань была переименована в Пуэр. Затем последовало ещё несколько преобразований.

1 августа 1949 года (до провозглашения КНР оставалось ещё два месяца, но фактически коммунистические силы уже победили) в Нинъэре был создан Временный народный административный комитет Сыпу (思普临时人民行政委员会), власть которого распространялась на двадцать уездов, среди которых были не только юньнаньские, но и гуйчжоуские. Названия «Сымао» и «Пуэр» слились!

В 1951 г. был сформирован специальный район Нинъэр (宁洱专区) с центром в одноимённом уезде, в 1953 г. и специальный район, и его центр были переименованы в Пуэр (普洱专区), а в 1954 г. администрация была перенесена южнее, в Сымао, и весь специальный район стал называться Сымао (思茅专区). С этого момента Пуэр стал частью Сымао!

Тогда же Сишуанбаньна-Дайский автономный район окружного уровня был выделен из состава Сымао. Далее Сымао расформировывался, воссоздавался и в конце концов в 1970 г. стал округом Сымао со знакомыми нам границами и центром в уезде Сымао, позже ставшем районом Цуйюнь.

И вот наступают 2000-е, возникает пуэрный бум, пуэр внезапно превращается в драйвер чайной индустрии, в визитную карточку китайской чайной культуры на международном рынке. И власти решают поднять статус топонима «Пуэр», а статус топонима «Сымао» — опустить. Округ переименовывают в Пуэр, уезду Пуэр возвращают название Нинъэр, а району Цуйюнь – название Сымао. Теперь Сымао – снова часть Пуэра!

Это можно назвать восстановлением исторической справедливости: как-никак, такой расклад существовал более двухсот лет, а противоположный – всего пятьдесят. Но получается, что хотя изначально чай пуэр был назван в честь города Пуэр, нынешний округ Пуэр получил своё название из-за чая пуэр. А уезд Пуэр своё название из-за пуэра потерял!..

***

Область-фу Пуэр, в юрисдикцию которой входил район Шести Великих Чайных Гор, была создана почти одновременно с присвоением пуэру статуса податного чая. Если бы административно-территориальное деление было другим, то и пути этого чая стали бы иными, его первичное распределение и контроль над ним осуществлялись бы в каком-нибудь другом крупном городе. И очень может быть, что этот чай сейчас был бы известен нам под другим названием. И юные российские любители чая просили бы не «пуэрчика покрепче», а «моцзянчика» или «цзиндунчика»…

И корни многих других черт современного чайного мира тоже следует искать в истории, в судьбах населяющих Китай народов, в их переселениях, восстаниях, войнах.

Например, по общему мнению, в XVIII и начале XIX века выше всего ценилось сырьё с Ибана, именно оно в первую очередь шло на высококлассный податный чай (правда, знаменитые чайные дома концентрировались в Иу, но Иу был прежде всего производственным и торговым центром, там работали не только на местном сырье, более того – в основном не на местном сырье, в Иу свозили лучшее сырьё со всех соседних чайных гор – см. https://baijiahao.baidu.com/s?id=1716034803256426451.. ). Однако в конце XIX и начале XX века Ибан ушёл в тень. Почему?

В 1840-х годах отношения между юньнаньскими ханьцами и мусульманами-хуэй накалились до предела. Постоянно вспыхивали споры из-за серебряных рудников и свинцовых шахт, а местные чиновники не только не способствовали разрешению конфликтов, но наоборот, устраивали провокации, чтобы ослабить обе противоборствующие стороны. Часто это приводило к кровопролитным стычкам.

Ду Вэньсю, уроженец Баошаня, по происхождению был ханьцем, но из семьи, принявшей ислам. Он рано столкнулся с несправедливостью: когда ему было семнадцать, в ходе одного из жестоких нападений на хуэй его родню перебили, а невесту похитили; видя, что помощи от местных властей ждать не стоит, он отправился искать правду через всю страну, в столицу, но вернулся ни с чем. После этого Вэньсю стал готовить восстание и ждать подходящего момента.

В 1856 г. вспыхнул очередной конфликт между ханьцами из Линьаня (ныне уезд Цзяньшуй Хунхэ-Хани-Ийского автономного округа) и хуэй из Чусюна (ныне Чусюн-Ийский автономный округ). Власти сначала подстрекали ханьцев к более активным действиям, а потом обвинили защищающихся хуэй в мятеже и призвали убивать мусульман без пощады – и мятеж в самом деле начался сразу в нескольких местах. В западной историографии он известен как Пантайское восстание – пантаями в Бирме называли торговцев-мусульман, приводивших караваны из Юньнани. Ду Вэньсю быстро выдвинулся в его лидеры.

Не прошло и месяца, как мятежники взяли Дали и закрепились там. Затем они осадили Куньмин; взять его не удалось, но вся западная Юньнань оказалась под надёжным контролем повстанцев. Среди них были не только хуэй – в правительстве Ду Вэньсю равными правами пользовались люди разных национальностей и вероисповедания, и народ горячо его поддерживал. Понимая, что силы слишком неравны, Вэньсю обращался за помощью к руководителям Тайпинского восстания и отправлял посольство к англичанам и французам – но безуспешно. Здраво оценивая перспективы, на сторону Цин перешли даже собратья по вере – лидеры южных хуэй Ма Цзюйлун и Ма Дэсинь. Тем не менее, мятежники продержались целых шестнадцать лет. В 1872 году Ду Вэньсю совершил самоубийство в осаждённом цинскими войсками Дали.

Для понимания масштабов событий: историки считают, что с 1855 по 1874 г. население Юньнани сократилось с восьми миллионов человек до трёх. Разумеется, потерянные пять миллионов – не только погибшие, но и беженцы, и тем не менее…

Так вот, именно по горе Ибан долгое время пролегала линия фронта, склоны Ибана были политы слезами и кровью, а леса и сады то и дело горели. В этих условиях район Иу, лежащий восточнее, получил преимущество – и не упускает его уже полтора века.

Город Пуэр в 1882 г.


Изменение южной границы Юньнани в 1895 г.


Ду Вэньсю.


Штурм Дали цинскими войсками, 1872 г.

14 августа 2024 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.