Новость для расширения чайно-ботанического кругозора
Китайские ученые опубликовали отчет о генетическом изучении Camellia tetracocca. Растет она, в основном, в округе Пуань, что в китайской провинции Гуйчжоу. В диком виде растет в горах, на высотах 1700-1950 метров над уровням моря. Только старых и диких деревьев этого вида там что-то около 20000. И растут они там давно.
В 1980 году (или, по другим данным, в 1963 году) в тех краях было найдено окаменевшее семечко Camellia tetracocca, возраст которого был определен в миллион лет. Хронологически это совпадает с Хомо эректусом. Я не знаю, бродили ли наши далекие предки по территории современного округа Пуань. Но, если хотите, можете рассказывать всем, что миллион лет назад древние люди — еще совсем-совсем не сапиенсы — обнаружили дерево, поедание семян и листьев которого дарило им небывалый прилив бодрости и стойкий интерес к жизни. Поэтому древние люди, постоянно употреблявшие эти листья и семена, стали называть сами себя эректусами…
Со стариной, кстати, в тех краях и у этих камелий вообще все хорошо. В окрестностях поселка Сюэпу, например, растет чайное дерево, которое называют самым старым чайным деревом в Китае. Что вы говорите? Самые старые чайные деревья, вроде как, всю жизнь росли в Юньнани? Ну да, росли. И сейчас растут. Но тут есть нюанс. Самые старые чайные деревья в Китае из Юньнани — это Camellia sinensis. А самое старое чайное дерево в Китае из Гуйчжоу — это Camellia tetracocca. Формально это разные биологические виды. И формально это — чайные деревья. Потому что из собранных с них листьев можно сделать чай. Ну то есть и в Юньнани есть самое старое чайное дерево в Китае, и в Гуйчжоу есть самое старое чайное дерево в Китае. Очень удобно. Это как раз тот случай, про который Степанцов говорил «все счастливы, никто не виноват».
Из листьев Camellia tetracocca делают чай. Самый разный — но в каноническом варианте зеленый чай Пуань Сы Цю (普安四球茶, https://baike.baidu.com/item/普安四..). Этот чай входит в список китайских чаев, защищенных по наименованию. И он, конечно, совсем не обязательно производится из сырья, собранного со старых и диких деревьев — Camellia tetracocca отлично растет и на плантациях.
Ну а теперь самое любопытное. Название чая Пуань Сы Цю переводится как «Четыре шарика из Пуаня». А слово tetracocca в видовом названии Camellia tetracocca означает «четырехзернышковая» — скорее всего, такое название связано с тем, что в коробочке этой камелии четыре зернышка. С уверенностью можно утверждать, что видовое название этой камелии появилось позже названия чая — Camellia tetracocca как отдельный вид была описана в 1981 году. И, выходит, что в качестве видового названия был использован перевод китайских слов 四球 (Сы Цю, четыре шарика) на, скажем так, греческий ботанический язык.
Обратите, кстати, внимание, что как отдельный вид Camellia tetracocca была описана позже, чем было найдено его окаменевшее зернышко. Это нормально, но любопытно.
А еще можно вот что нафантазировать. Своими листьями Camellia tetracocca очень похожа на ту же камелию китайскую. И на некоторые другие виды камелий, например на Camellia gymnogyna. Если предположить, что для производства чая жителям округа Пуань нужно было выбирать именно Camellia tetracocca, то сделать это, ориентируясь только на листья, было бы крайне сложно. А вот ориентируясь на количество семян в коробочке — запросто. И чайный фермер, отправляя в лес стайку девственниц для сбора чайного листа, мог говорить им что-то типа «Берите листья только с тех деревьев, у которых по четыре шарика в коробочке. Как у двух мужчин». Чисто теоретически такое внимание к специфическому морфологическому признаку могло даже стать причиной народной селекции Camellia tetracocca. Но это уже совсем фантазия — официально считается, что Camellia tetracocca селекции не подвергалась.
Короче говоря, чайные деревья, обладающие конкретным морфологическим признаком, запросто могли получить сырьевую привязку к конкретному чаю Пуань Сы Цю задолго до того, как кому-то пришла в голову мысль о том, что Camellia tetracocca является отдельным видом камелии. Ну а потом к этому растению подтянулись сначала ботаники — и описали ее красиво. А потом и генетики — и всячески ее расшифровали. Генетические подробности и картинки с кустами и листьями — под ссылкой (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/pmc11000617/).
Замечу, кстати, что в последнее время мне заметно чаще стали попадаться на глаза научные новости, связанные с изучением камелий чайных, но не китайских. Ну вот, например, совсем недавно была опубликована работа (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC10999827/), в которой сенсорно и лабораторно изучались черные чаи, произведенные из листьев Camellia pubescens и Camellia pubilimba, да еще и растущих в разных провинциях, в Хунани, в Гуандуне и в Гуанси. Там, кстати, по ходу исследования выяснилось, что хунаньский и гуандунский чаи, произведенные из камелий разных видов, намного ближе друг дружке сенсорно, чем чаи из Гуандуна и Гуанси, произведенные из одного вида камелии. Что могло бы стать основанием для вывода о том, что терруар влияет на характеристики готового чая больше, чем вид чайного растения — но увы, участвовавшие в исследовании образцы не были зафиксированы технологически. Ну или я не нашел упоминания об этом.
Впрочем, это не очень важно по сравнению с тем, что исследование разных чайных камелий идет достаточно активно. Во-первых, потому что у тех чайных камелий, которые не Camellia sinensis, неплохой, хоть и специфический, маркетинговый потенциал. Во-вторых (и это главное) потому что сообщество чайных камелий — это совершенно чумовая естественная лаборатория и уникальный генетический банк.
Чай, напомню, это одна из немногих массовых сельскохозяйственных культур, которая в больших масштабах и огромном разнообразии растет в диком виде. И, что пожалуй, не менее важно, которая в диком виде не очень сильно отличается от культурного вида с хозяйственной и с потребительской точек зрения. Грубо говоря, из дикого сырья можно делать чай по более или менее стандартным чайным технологиям — и он будет вкусным. Не, разница между работой с плантациями и дикими лесами, конечно, есть — и она существенная. Но по сравнению, например, с разницей между дикими и сортовыми яблонями чайную дико-культурную разницу можно считать ничтожной.
Автор: Денис Шумаков
https://vk.com/id191202334