От Гун Чуня к Сюй Сютану
Гун Чунь (供春, также 龚春) – один из величайших исинских гончаров. Его можно поставить в один ряд с Ши Дабинем, Чэнь Минъюанем, Чэнь Маньшэном и Хуэй Мэнчэном. В каком-то смысле, он открыл путь им всем, поскольку жил в то время, когда глиняные чайники не рассматривались как произведения искусства, были утилитарными и грубыми. Его талант и внезапно вспыхнувшая страсть к керамике изменили многое, стали тем фундаментом, на котором два века спустя возникло великолепное здание цзыша из Исина.
Точные даты рождения и смерти Гун Чуня неизвестны; считается, что он жил и работал в периоды Чжэндэ (1506-1521) и Цзяцзин (1522-1566) эпохи Мин. Он получил воспитание в семье У Ишаня, образованного и культурного чиновника из Исина, знавшего толк в чае и чайной посуде. В 1514 году У Ишань готовился к экзамену на степень цзиньши (который затем успешно выдержал) в храме Цзиньша; с ним был и его юный служка. Один из старых монахов делал удивительно нежные, тонкостенные чайники, а Гун Чунь внимательно наблюдал за ним. Стащив немного глины, подросток принялся подражать старику. Обнаружив это, опекун Гун Чуня не стал его бранить, а велел сделать ещё один чайник и показал его знатокам – и те были впечатлены.
Гун Чунь обладал поразительным умением примирять эстетику с практичностью. Его изделия не превращались в нечто сугубо декоративное или вычурное, оставаясь удобными и хорошо выполняющими свои функции вещами – но неизменно радовали глаз и пробуждали стремление к прекрасному. Больше всего он известен чайниками природных форм – геометрически не совсем правильными, изображающими плоды или, чаще, древесные наросты со сложной, морщинистой текстурой, так называемыми «шуин ху» (树瘿壶). Позже такой стиль стали называть по имени автора – «гунчунь».
***
Сюй Сютан (徐秀棠) родился в 1937 году в семье мастеров цзыша из Шушана, древнего сердца Исина. Ещё до совершеннолетия он учился у резчика по глине Жэнь Гантина, а в восемнадцать лет начал работать в местном производственном кооперативе. Затем он изучал народную глиняную скульптуру в специальном исследовательском классе Центральной академии искусств и ремёсел.
Сюй Сютан больше прославился скульптурными произведениями, нежели посудой: в 1950-х и 1960-х он создавал памятники бойцам, павшим в Хуайхайской битве, и гигантские изображения Председателя Мао, а когда самый мрачный период новейшей истории Китая остался позади – статуи Восьми Бессмертных, героев «Троецарствия», «Путешествия на Запад» и т.п. В 1977 г. он в составе группы скульпторов скопировал статуи восемнадцати архатов в храме Цзыцзинь в Дуншане близ Сучжоу; много позже он переосмыслил их образы в модернистском, ироническом ключе. Работы Сюй Сютана не раз удостаивались высоких наград, и многие из них заняли места в музеях Шанхая, Лондона и т.д.
Но чайники он делал тоже, тяготея при этом к сложным, авторским формам. Сютан любит животные мотивы; его чайники обычно не изображают леопардов, черепах и птиц напрямую (хотя случается и такое), но в них угадываются глаза, клювы, крутые лбы хищников, как будто в глину вселился звериный или птичий дух. Он работал бок о бок с Гу Цзинчжоу, и одна из его книг посвящена великому мастеру ХХ века; вообще же Сюй Сютан написал около десяти книг о цзыша. Он занимает пост вице-президента Ассоциации исследований чайной культуры округа Уси, является приглашённым профессором Университета Цзяннань и Профессионально-технического технологического колледжа Уси. Сюй Сютан – мастер китайского декоративно-прикладного искусства и представитель национального нематериального культурного наследия.
Сюй Сютан продолжает работать и на девятом десятке – ежедневно в шесть утра он в студии, и за каждым его движением внимательно следят молодые керамисты; это – обучение делом. Но не менее важно и обучение словом: главный совет, который Сютан даёт начинающим – больше читать, особенно классическую литературу. Одних только гончарных навыков недостаточно; поэзия, каллиграфия, живопись – художник по глине должен быть всесторонне образованным человеком, и тогда у него не будет недостатка в идеях.
А ещё Сюй Сютан говорит: «На протяжении всей жизни рядом с гончаром пригоршня земли, ковшик с водой и немного огня. И он должен учиться простоте у земли, мягкости у воды, а мужеству – у огня. Это и есть истинный дух гончарного ремесла».
В 1990 г. (в некоторых источниках указан 1994 или 1996 год) Сюй Сютан создал скульптуру Гун Чуня, пристально вглядывающегося в «шуин ху» — то ли раздумывая, что ещё можно в нём улучшить, то ли просто любуясь. Сочетание самозабвенной сосредоточенности и полного отсутствия напряжения очаровывает – возможно, поэтому статуэтка превратилась в каноническое изображение Гун Чуня, такое же, как фигурка Лу Юя с поднятой чашей и лежащей рядом книгой. Многие статьи о мастере эпохи Мин проиллюстрированы ею. Существует множество её копий – больших и маленьких, искусных и простецких.
Будет забавно, если через век или два новый наследник исинского искусства вылепит Сюй Сютана.
«Мастерство Гун Чуня» (《供春学艺》). Скульптура Сюй Сютана.
«Мастерство Гун Чуня» (《供春学艺》). Скульптура Сюй Сютана.
«Мастерство Гун Чуня» (《供春学艺》). Скульптура Сюй Сютана.
«Шуин ху» Гун Чуня из Музея истории Китая.
Источники — https://baike.baidu.com/item/徐秀棠.. , http://www.zisha123.com/shop/authorshow/179_3.shtml , https://news.gmw.cn/2021-03/04/content_34658281.htm , https://www.jiangrenbaike.com/baike/20180546121.html , http://www.360doc.com/content/17/1230/22/7872436_7177.. , http://www.360doc.com/content/14/1109/02/19505693_423.. , https://baike.baidu.com/item/供春/3660996.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1744452476125536668.. и др.
05 апреля 2024 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038