Люйшань Ча Юань – самый северный чайный сад Китая

Провинция Ляонин у любителей чая не на слуху: Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян – это северо-восток КНР, который ближе к Владивостоку и Хабаровску, чем к благодатным южным регионам, купающимся в тепле и облачных туманах. Какой уж там чай… В 1956 г. начались эксперименты под девизом «нань ча бэй чжи» (南茶北植) – «сажать южный чай на севере», но они ограничивались Шаньдуном (Тайань, Жичжао, Циндао) и были успешны лишь отчасти. Устоялось представление о том, что 37-38° северной широты – естественная граница чаеводства.

Но несколько лет назад китайский чай шагнул за сорок первую параллель, и в Ляонине теперь выращивают и производят самый северный чай в Китае. Причём произошло это, по сути, благодаря одному-единственному человеку – но очень упрямому.

Жэнь Хуэй (任辉, в некоторых источниках его называют также Жэнь Чжунлун — 任中龙) родился в 1969 г. в Дунго (уезд Паньшань округа Паньцзинь на юго-западе Ляонина). После окончания школы он работал на тростниковой ферме, а затем присоединился к семейному бизнесу – у его матери была аптека и рисовые поля, приносящие неплохую прибыль. Хотя на бизнесмена Жэнь Хуэй походил мало – это был донельзя рассеянный и полностью поглощённый книгами юноша. Сам Хуэй шутит, говоря, что в первой половине жизни пробудился в «красном тереме», а во второй – заблудился в чае. Он имеет в виду «Сон в красном тереме» — одно из величайших произведений китайской литературы, очаровавшее его в молодости. Жэнь Хуэй стал не только преданным читателем «Хунлоумэна», но и страстным исследователем знаменитого романа. В этом он не одинок, существует даже специальный термин – хунсюэ, «красноведение»… Много лет спустя в свет вышли две его книги – «Красноведение господина Дунго» (Хуэй взял себе псевдоним по месту рождения, подобно многим учёным древности) и «Сон в красном тереме родился в Нанкине».

Хотя «Хунлоумэн» — не чайный трактат, а повествование о повседневной жизни и упадке богатой цинской семьи, чай в нём упоминается сотни раз. Герои и героини часто пьют чай, говорят о разных сортах чая, обсуждают чайную утварь и чайные обычаи. И Жэнь Хуэй, уроженец совсем не чайного края, мало-помалу заинтересовался чайной культурой. Начав с посещения плантаций Ханчжоу, он затем объехал множество чайных гор: чжэцзянский Тяньтайшань, сычуаньские Эмэйшань и Цинчэншань, юньнаньский Уляншань, аньхойский Хуаншань… И со временем им овладело желание вырастить чай у себя на родине.

Исторические изыскания придали Хуэю оптимизма. Горы Иулюйшань (医巫闾山, что можно было бы перевести как «Горы селения знахарей», но принято считать, что это звукоподражательная запись маньчжурского слова, означающего изумрудно-зелёные горы) в уезде Бэйчжэнь округа Цзиньчжоу (чуть севернее Паньшаня) считаются не только центром самобытной древней Хуншаньской культуры (红山文化), но и родиной божественного земледельца Шэнь-нуна, первооткрывателя чая. И Жэнь Хуэй нашёл свидетельства о том, что во времена Гуансюя (конец XIX – начало ХХ века) в Иулюйшане жил некий даос, собиравший дикий чай. Значит, чай может расти в Ляонине!

В 2002 г. Жэнь Хуэй впервые попробовал вырастить чайную рассаду на своём рисовом поле, а затем высадил юные кустики во фруктовом саду своего коллеги-красноведа из городка Лолобу (罗罗堡镇, транскрипция дискутабельна) у подножия горы Люйшань (闾山). Первые опыты обескураживали – чай либо не прорастал, либо не переносил пересадку, либо вымерзал зимой. А если даже и переживал зиму, у него оказывался плохой, слабый вкус. Почти десять лет Хуэй пытался решить проблему, высаживая чай в специальный грунт для цветов, обогащённый микроэлементами, удобряя почву ферментированным соевым молоком, то открывая, то закрывая теплицы. Но чай, выращенный в плотно закрытой теплице, оказывался невкусным, а если обеспечить чаю контакт с окружающей средой, он рано или поздно погибал от морозов.

Хуэй пришёл к выводу, что чайные растения, способные выжить на северо-востоке, нужно искать среди дикого чая, и чем более суровыми будут условия, в которых он растёт, тем лучше. И в 2010-х Жэнь Хуэй стал ездить по труднодоступным районам Уишаня и других чайных гор, собирая семена и срезая саженцы дикорастущего чая, а затем скрещивая их друг с другом, чтобы добиться максимальной морозостойкости. При этом он поэтапно перемещал свои посадки на север – сперва Шаньдун, затем Внутренняя Монголия и наконец Ляонин.

Всё это вряд ли осуществилось бы, если бы не поддержка Чао Хунся, жены Жэнь Хуэя. Нет, она не помогала ему в экспедициях и возне с чаем, но зато взяла на себя весь быт. Хуэй был форменным «бытовым инвалидом», не способным самостоятельно позаботиться о себе. Если не скажешь, что мороженое нужно положить в холодильник – он и не догадается, а если скажешь – положит, но не в морозилку, и оно всё равно растает. А если отправится за мороженым на велосипеде – вернётся без велосипеда, забыв его у магазина. Добавьте к этому ещё и тяжёлый характер – в общем, настоящий чокнутый учёный. Устав терпеть всё это, однажды Чао Хунся взяла годовалую дочь и ушла от мужа. Помирились они только полгода спустя. Но всё это было, если я правильно понял, ещё до начала чайной эпопеи.

Семью и друзей Жэнь Хуэя пугала скорость, с которой таяли его сбережения – за десять лет экспериментов с чаем он продал больше половины принадлежавших ему рисовых полей. Родственники на разные лады уговаривали его оставить нелепую затею и предупредили, что не будут ему помогать, если он окончательно разорится. На это Хуэй заявил, что если ему будут мешать выращивать чай, он уйдёт в монахи, и закатил недельную голодовку в подтверждение серьёзности своих намерений. Родня попыталась склонить на свою сторону Чао Хунся, но та твёрдо сказала: «Выйдя замуж за Хуэя, я вышла и за его чай!»

В 2016 г. Жэнь Хуэй заложил оставшиеся рисовые поля и дом матери, продал машину и перебрался с женой и дочерью в Бэйчжэнь, купив около Лолобу землю под чайный сад. Место было выбрано не из-за легенд о даосе-чаеводе. Хотя на северо-востоке Китая преобладает чернозём, почвы у подножия Люйшаня – жёлтые, песчаные, слабокислые, с хорошей водопроницаемостью, именно такие почвы подходят для выращивания чая. Кроме того, на южной стороне Люйшаня сравнительно мягкий климат и много нетронутой природы.

Помимо очевидных проблем, у экстремальных по меркам китайской чайной индустрии широт есть и преимущества. Большие суточные перепады температур и сравнительно медленный рост новых побегов способствуют накоплению полифенолов и аминокислот в чайном сырье. Для многих вредителей чайных кустов в Ляонине слишком холодно, и это позволяет обходиться без пестицидов. Кусты начинают вегетировать позже, но летом флеши не вытягиваются и не грубеют, и можно почти полгода собирать сырьё для высококачественного чая, равномерно используя трудовые ресурсы. Это отличается от «аврального» весеннего сбора чая на юге, и такой режим делает чай привлекательной сельхозкультурой для местных крестьян.

Собственноручно выведенные сорта Жэнь Хуэй назвал Бэй Ча И Хао и Бэй Ча Эр Хао (北茶一号, 北茶二号) – Северный чай номер один и номер два. Они отличаются толстой, плотной, сильно зазубренной листовой пластинкой; при завяливании чайные листья издают сильный цветочный аромат, напоминающий запах гардении. В глаза бросается маленький рост кустов – но это, как я понял, не ботаническая особенность, низкорослыми становятся в ляонинских условиях и другие культивары.

Поначалу площадь сада, получившего название Люйшань Ча Юань (闾山茶园) была всего лишь 50 му (3,3 га), зато практически все кусты успешно перезимовали. Спустя короткое время была сделана первая партия зелёного и красного чая. Тут Хуэй не стал экспериментировать, а обратился к профессионалам – за технологию в его компании Бэйго Чунь Ча Е Чжунчжи (北镇市北国春茶叶种植有限公司) отвечает цимэньский мастер Би Чжаочунь, представитель нематериального наследия навыков обработки чая. Бóльшая часть первых ста пятидесяти килограммов была разослана экспертам для дегустации и использована на различных мероприятиях, но 10 кг были пущены в свободную продажу. Цена на уникальный чай достигла 5000 юаней за цзинь.

Специалисты высоко оценили качество ляонинского чая. Красный чай радует элегантными орхидеевыми и романтическими розовыми тонами, а зелёный чай – сильным бобовым ароматом и необычными хвойными оттенками. Говорят, что как у жителей Северо-Востока есть северо-восточный акцент, так и у северо-восточного чая есть свой северо-восточный вкус.

Зелёный чай продаётся под названием Иулюйшань Пай Люй Ча (医巫闾山牌绿茶) – «Зелёный чай марки Иулюйшань», красный получил имя Ляохун (辽红) – «Ляонинский красный». Встречаются также названия Дунбэй Люй Ча (东北绿茶) и Дунбэй Хун Ча (东北红茶) – Северо-восточный зелёный/красный чай.

Сейчас площадь Люйшаньского чайного сада выросла до 280 му, а объёмы производства – до 10 тонн чая в год. На предприятии Жэнь Хуэя трудятся полторы сотни человек. С 2019 г. проводится весенний чайный фестиваль с обычной для таких ивентов программой: сбор чая с песнями, обработка и дегустация прямо в саду, выступления официальных лиц, фотосессии и т.д. Ляонинский чай становится всё известнее, и находятся люди, которые специально приезжают за ним из других провинций. В 2019 г. Люйшань Ча Юань вошёл в десятку лучших маршрутов чайного туризма КНР. В дальнейших планах – развитие развлекательных активностей, возможностей размещения и питания туристов и превращение Люйшань Ча Юаня в индустриальный парк чайной культуры.

У входа в Люйшаньский чайный сад высечена парная надпись: «С давних времён в прекрасном Люйшане рождались одарённые и незаурядные люди, теперь и изумрудные волны чайного сада изяществом превзошли Цзяннань».

Иулюйшаньский пейзаж.


Ворота Люйшань Ча Юаня.


Люйшань Ча Юань с высоты дроньего полёта.


Жэнь Хуэй и его питомцы.


Фото с весеннего фестиваля. Тут и квадрокоптер, и девушка (возможно, какая-нибудь знаменитость) на фоне чайных кустов, и нарядные сборщицы.


Ляонинский зелёный чай.


Ляонинский красный чай.

Источники — https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MzA3MDMwMzYwMg==.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1706701247015197011.. , https://weibo.com/ttarticle/p/show?id=230935100135409.. , https://www.maxlaw.cn/ln/news/975066338923.shtml , https://xw.qq.com/cmsid/20210812A06U7Z00 , http://k.sina.com.cn/article_1882481753_7034645902000.. , https://www.meipian.cn/26ih7x3i , https://www.meipian.cn/27ut5szz и др.

За наводку следует поблагодарить «Чайные параферналии» Дениса Шумакова (http://blog.teatips.ru/category/paraphernalia/ ).

31 августа 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.