Современная дайская керамика
Гончарное дело известно народу дай с неолита – примерно 4000 лет, и дайская керамика дошла до ХХ века, почти не изменившись. Её называют «живым ископаемым культуры» (см. https://baijiahao.baidu.com/s?id=1711748949020898539.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1719723218941864465.. , первые два фото). Среди котлов, горшков и ваз иногда попадаются чайные чашки и чайники, но выглядят они, гм, довольно неолитически и не вызывают желания помещать в них качественный чай.
В последние десятилетия мастеров, практикующих традиционную дайскую лепку на «медленном круге», становится всё меньше. Этот способ сложен, трудоёмок, и производительность невелика. К тому же изделия, изготовленные на быстро вращающемся круге, ровнее, и стенки у них тоньше.
С другой стороны, появляются люди, которые не только пытаются сохранить традиции, но и выводят дайскую керамику на новый художественный уровень. К ним можно отнести Юй Чжанфэн и Цю Ишэна, представителей нематериального культурного наследия (https://www.yunnanji.com/news/5078.html ).
Предки Юй Чжанфэн из деревни Маньлэ изготавливали глиняную посуду для дайских правителей на протяжении многих поколений. Но после образования КНР дайские вожди потеряли свой статус, а земельные угодья Маньлэ были экспроприировны, дайцам пришлось переселяться, и многие из них перестали заниматься гончарным делом. Нашли себе новую работу и родители Чжанфэн. Девочку воспитывали бабушка и дедушка – у них она и научилась работе с глиной. Чтобы создать рентабельное производство, Юй Чжанфэн пришлось пойти на компромисс, освоив быстрый круг и экспериментируя с обжигом; в то же время она учит своих сотрудников и традиционной технологии, а также проводит курсы для детей. Ей удалось сохранить и древние дайские орнаменты, которые помнили только старики, переступив через ещё одно табу: некоторые из этих рисунков считаются сакральными, и они, по дайским верованиям, не для женских рук.
Цю Ишэн окончил факультет изящных искусств Художественного института Юньнани и специализировался в области живописи, но приехав в Сишуанбаньну и начав преподавать в местном профессионально-техническом колледже, он увлёкся дайским гончарным искусством. Вместе с помощниками он посетил сотни дайских деревень и собрал внушительную коллекцию керамики, а затем, объединив несколько десятков дайских ремесленников и художников, основал образовательный и экспериментально-производственный центр под названием Тайсянтао. Его продукция – это переосмысление традиций народа дай с использованием современных методик и инструментов. Кое-что визуально напоминает шаньдунскую Сюэцзяяо Хэй Тао и хэнаньскую Циньян Хэй Тао, о которых мы писали ранее (https://vk.com/wall-47905050_21152 , https://vk.com/wall-47905050_21220 ), хэбэйскую Гуань Тао и т.п.
Среди продукции студий Юй Чжанфэн и Цю Ишэна заметное место занимает чайная посуда – заварочные кружки, чашки, гайвани, глиняные чабани и т.д. Стоят они не слишком дёшево – набор посуды может обойтись вам в 1000-5000 юаней и более.
Утверждают, что дайская керамика идеально подходит для заваривания пуэра – ведь и эта посуда, и пуэр в буквальном смысле происходят из одной и той же земли.
Работы Юй Чжанфэн – на фото 2-6, чуть подробнее узнать о ней можно здесь: https://www.yunnanji.com/news/2504.html , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1715532345384206433.. .
Работы Цю Ишэна – на фото 7-10, дополнительные источники — https://baijiahao.baidu.com/s?id=1609104105140151603.. , https://www.163.com/dy/article/GM19TQ1C05149AIR.html .
08 июля 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038