Немного о Тянь Цин Ни

Дисклеймер: исинская глина – не моя тема. Я ни в коем случае не считаю себя сколько-нибудь компетентным в этой области. Работая с китайскими источниками, я могу ошибиться в оценке достоверности и качества информации в них, что-то неправильно понять или неверно интерпретировать. Поэтому я призываю воспринимать нижеследующее критически и сверяться с первоисточниками. И буду признателен за возражения, дополнения и уточнения.

Я бы вообще не брался за эту тему, но, к огромному сожалению, я вижу, что многие до сих пор не понимают, что чайники с ценой в несколько тысяч рублей в российской рознице делают не из редких и ценных разновидностей ископаемых исинских глин, имеющих собственные имена. Так что приходится вновь и вновь говорить об этом.

Ситуация с Тянь Цин Ни (天青泥) очень похожа на ситуацию с Да Хун Пао Ни: да, это легендарное название, да, была такая разновидность глины, да, у неё были свои особенности, и они подробно описаны, но… нет, не так – НО!!! То, что сейчас продаётся на рынке под таким названием по цене в считанные сотни (а в случае с Тянь Цин Ни бывает, что и десятки) юаней за предмет, никакого отношения к этой знаменитой глине не имеет! Вообще никакого, кроме названия. Не совпадает ни происхождение, ни состав, ни цвет, ни прочие свойства.

В отличие от Да Хун Пао Ни, пик известности которой пришёлся на конец эпохи Цин и начало периода Республики (т.е. Миньго), упоминание о Тянь Цин Ни, превратившее её в легенду мира цзыша, содержится в «Янсянь Мин Ху Си» (阳羡茗壶系) – «Родословной янсяньских чайников» (Янсянь – изначальное, ещё циньское название уезда Исин), написанной Чжоу Гаоци в конце девиза Чунчжэнь (ориентировочно 1640 г.) – это самый конец эпохи Мин. Известность этот труд получил уже при Канси и сейчас считается первой монографией, посвящённой исинской керамике. Он многократно «переиздавался», включаясь в различные сборники текстов. Следующая подобная книга – «Яньсянь Мин Тао Лу» (阳羡名陶录), «Записи о знаменитой янсяньской керамике» У Цяня – появилась лишь полтора века спустя, в 1785 г.

Бóльшую часть «Янсянь Мин Ху Си» занимают доказательства превосходства глиняных чайников над серебряными, оловянными и фарфоровыми, детали биографии и описание особенностей стиля трёх десятков прославившихся на момент написания монографии мастеров, а также сведения о технологии изготовления чайников. Материалу уделено сравнительно немного места – 174 иероглифа из 3500. И 74 из них – о Тянь Цин Ни, больше, чем о любой другой глине. Говорится, в частности, что Тянь Цин Ни имеет глубокий цвет свиной печени, и что происходит она из Лишу. Сейчас это так называемый горнорудный район Лишу-Дашуйтань (蠡墅大水潭矿区) у юго-восточного подножия знаменитой глиняной горы Хуанлуншань (黄龙山) в городе Диншу, «керамической столице мира» – по сути, озеро, образовавшееся на месте карьера после того, как в процессе работ были вскрыты подземные водоносные слои. Произошло это в конце эпохи Цин, и одного этого должно быть достаточно для того, чтобы понять, что появление современных чайников из Тянь Цин Ни, описанной Чжоу Гаоци, скажем мягко, крайне маловероятно. Конечно, нельзя исключить, что когда-нибудь будет обнаружено месторождение похожей глины, но и в этом случае она будет редкой и дорогой. Так утверждают Сюй Сютан и Шань Гу в книге «Пять веков исинской цзыша» (宜兴紫砂五百年).

В цинские времена Тянь Цин Ни неизменно считалась одной из лучших разновидностей глины. Так, в хрониках уезда Исин в восьмой год девиза Гуансюй (1878 г.) записано: «Тянь Цин Ни – самая дорогая, её особенно ценят те, кто делает чайники».

Происхождение названия этой глины не совсем ясно. 天 тянь – небо, а 青 цин – голубой, синий или зелёный (но также и просто яркий, глубокий, в том числе тёмный), и можно подумать, что речь о небесно-голубом цвете. Но слово «тяньцин» означает не только «лазурный», но и «тёмно-лиловый», «сливовый», и, вероятно, в данном случае имеется в виду цвет необработанной глины – в природном виде Тянь Цин Ни действительно имеет лиловый оттенок. Но есть и другие версии. Иногда можно встретить предположение, что голубоватый цвет изделия из Тянь Цин Ни имели при низкой температуре обжига – считается, что во времена Мин невозможно было создать температуру выше 1100°С. А на китайских форумах популярна байка о том, что дело не в цвете чайника, а в оттенке бликов на нём – якобы блики от белой или жёлтой лампы на поверхности коричневых чайников из Тянь Цин Ни по загадочной причине кажутся голубыми, как если бы лампа была синей. И китайские юзернеймы увлечённо фотографируют свои чайники, пытаясь добиться голубоватых бликов… Но, пожалуй, самая экстравагантная и романтическая версия – о цвете неба Диншу, который дым от драконьих печей превращал из лазурного в лиловый.

Как бы то ни было, найти что-то небесно-голубое или синее в старых чайниках из Тянь Цин Ни трудно. Да и сохранилось их совсем немного. Достоверно из «той самой» лишуской Тянь Цин Ни сделаны два чайника выдающейся керамистки Ян Фэннянь, жившей в период Цзяцин (1796-1820 гг.). Один – «Цветы под порывом ветра» (эту оригинальную, исключительно красивую форму, кстати, часто копируют) — хранится в Исинском музее керамики, второй – «Сливовое бревно» — в Нанкинском музее. Относительно третьего, «Бамбукового бревна» из коллекции Исинского музея керамики долгое время были сомнения, но в конце концов и он был отнесён к Тянь Цин Ни. Предполагают, что из Тянь Цин Ни сделано и одно из «Оснований столба» Ян Баоняня, брата Ян Фэннянь. Это не всё, есть, конечно, и другие чайники, менее знаменитые, но в их материале нет полной уверенности… Цвета у всех этих чайников разные – красноватые, коричневые, иногда слегка сероватые, и удивляться этому не следует – цвет чистых глин сильно зависит от температуры обжига, и изменение её даже на 10°С нередко приводит к заметному изменению цвета. Но это в любом случае спокойный, естественный и благородный, не кричащий цвет.

В то же время, по запросу «天青泥» вы легко найдёте множество дешёвых чайников дичайших синих и зелёных расцветок, на которые больно смотреть. Разумеется, материал этих чайников подкрашен минеральными пигментами – оксидом кобальта и т.п. Бояться этого глупо – при температуре обжига выше 1000°С все тяжёлые металлы переходят в нерастворимые соединения, которые смогут принести вам вред, только если вы расколете чайник, истолчёте его в порошок и будете есть этот порошок. Да и то не факт. Поэтому если вам нравится эта клоунада – пользуйтесь на здоровье! Только не надо думать, что это Тянь Цин Ни. Это даже не «лоукост косплей», потому что это вообще не косплей – на настоящую Тянь Цин Ни это совершенно не похоже. И китайский интернет пестрит статьями, в которых эти синие уродцы перечёркнуты и большими красными иероглифами написано «это НЕ Тянь Цин Ни!», «не покупайте это!» эт цетера, эт цетера.

Но верующие в эту расплескавшуюся синеву не переводятся ни в Китае, ни в России.

Тянь Цин Ни как она есть.


Упоминание о Тянь Цин Ни в «Янсянь Мин Ху Си», середина XVII века.


Схема района Хуанлуншань.


Дашуйтань в наши дни.


«Цветы под порывом ветра» Ян Фэннянь, Исинский музей керамики.


«Сливовое бревно» Ян Фэннянь, Нанкинский музей.


«Бамбуковое бревно» Ян Фэннянь, Исинский музей керамики.


Чайник из Тянь Цин Ни, обжиг при 1190 градусах.


А это — НЕ Тянь Цин Ни. Надеюсь, разница видна?


И это, представьте себе — тоже НЕ Тянь Цин Ни.

Источники — https://baijiahao.baidu.com/s?id=1652333597071083278.. , https://zhuanlan.zhihu.com/p/70322428 , https://tieba.baidu.com/p/5945132366?red_tag=3533336798 , https://www.sohu.com/a/142774459_447519 , http://www.360doc.com/content/19/1108/22/41100889_871.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1646907654870945200.. , https://www.sohu.com/a/277485659_660658 и др.

11 августа 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.