Замок Мёйдерслот – колыбель европейской чайной культуры

Мёйдерслот – замок XIII века в Мёйдене, неподалёку от Амстердама, довольно крупный и неплохо сохранившийся, точнее, хорошо отреставрированный. В первые века своей жизни он использовался по прямому назначению, переходил из рук в руки, разрушался и восстанавливался, а позже, сохранив внешнюю простоту и суровость, стал выполнять, скорее, дворцовые функции.

В начале XVII века хозяином замка стал Питер Хофт, сын амстердамского бургомистра, писатель, поэт и драматург. Он прожил в Мёйдерслоте без малого сорок лет, разбил вокруг замка сады и часто принимал у себя гостей, относящихся, как сейчас сказали бы, к творческой интеллигенции. Среди них были такие видные деятели нидерландского Возрождения, как поэт и композитор Константин Хёйгенс (здесь и далее транскрипция имён собственных в разных источниках расходится – так, сына упомянутого поэта Христиана, выдающегося механика, физика, математика, астронома и изобретателя, одного из основоположников теоретической механики и теории вероятностей, принято называть не Хёйгенсом, а Гюйгенсом), блестящий латинист Каспар ван Барле, негоциант и учёный Румер Фисшер, видный филолог, теолог и историк Геррит Фоссий, юрист и писатель Гуго Гроций, поэт, драматург и ритор Гербранд Адрианс Бредеро, поэтессы и художницы Мария Тессельшаде Фисшер и Анна Фисшер. В замке устраивались поэтические вечера, концерты, театральные постановки; словом, бывшая крепость превратилась в нечто вроде литературного салона, проникнутого духом вольного творчества и светского гуманизма, тяготеющего скорее к языческой свободе, нежели к христианской аскезе и оказавшего заметное влияние на европейские нравы, что неудивительно, поскольку многие гости Мёйдерслота были аристократами, политиками и высокопоставленными чиновниками. Возникшее вокруг Хофта сообщество единомышленников получило название «Мёйденский кружок», или Мёйдеркринг, и просуществовало до середины 1640-х.

В первой половине XIX века Мёйдеркринг превратился в романтический образ, нашедший отражение в литературе и живописи. В стихах и на полотнах Мёйденский кружок предстаёт как чудесная община творцов, отрекшихся от мирской суеты и черпающих вдохновение в дружбе. Считается, что миф о Мёйдеркринге стал ответом на потребность в объединяющей идее: по окончании наполеоновской эпохи в 1815 г. Нидерланды вернули себе статус независимой страны, и в новом Объединённом королевстве должны были найти общий язык свободные Соединённые провинции и бывшие испанские владения, торговый Север и индустриальный Юг. Приукрашенный воображением художников и писателей Мёйдеркринг был желанным примером мирного сосуществования мужчин и женщин, католиков и протестантов, внешне различных людей, связанных общими устремлениями.

В действительности же, как считают историки, друзья Хофта посещали замок в разное время, а коллективные встречи, которые так любили изображать нидерландские живописцы, были нечасты и едва ли походили на многолюдные фестивали. Но «ощущение круга мёйденских друзей» существовало на самом деле, и участники Мёйдеркринга дорожили им.

Позже Мёйдерслот стал тюрьмой, а в годы французской оккупации – казармой, сады были уничтожены, а замок стал разрушаться. В начале XIX века его даже выставили на продажу – на слом, и только вмешательство общественности и самого короля Вильгельма II спасло историческое здание от гибели, хотя средств на его восстановление ещё долго не находилось. Отреставрирован Мёйдерслот был только в 1890-х.

В наше время древнему замку ничто не угрожает. Он является популярным туристическим объектом (см. https://masterok.livejournal.com/2875541.html , там много интересных фото), а также выполняет функции филиала Национального музея Нидерландов. В 1954 г. был даже возрождён Мёйдеркринг. Теперь это официальная организация с семью департаментами (литература и поэзия, история, театр, музыка, пластические искусства, правительство, бизнес), по семь членов в каждом, и конференциями в Рыцарском зале Мёйдерслота дважды в год.

Какое отношение всё это имеет к чаю? Сейчас расскажу.

Как известно, первыми (хронологически) чаеманами в Европе были вовсе не англичане. Это звание оспаривают португальцы и нидерландцы – и те, и другие познакомились с чаем почти на век раньше англичан. Не исключено, что у британцев интерес к чаю мог и вовсе не возникнуть, если бы не стремительно растущая его популярность у их соперников по дележу азиатских колоний.

Нидерландцы утверждают, что первый в истории чай был привезён в Европу в 1610 году на голландском корабле «Де Роде Лёуф мит Пийлен» («Красный лев со стрелами» — в честь эмблемы войск Соединённых провинций), причём не из Китая, а из Японии; впрочем, вскоре за ним последовал и китайский чай. В конце XVI века профессор Питер Пауф из Лейденского университета создал Анатомический театр, быстро превратившийся в музей различных природных диковин, и в 1620 г. в число его экспонатов вошёл и чай. Упоминания о чае встречаются в нидерландских документах 1620-х гг., но чай оставался экзотическим, почти никому не знакомым товаром и заметного значения для Голландской Ост-Индской компании не имел.

Ситуация начала меняться, когда чай вошёл в обиход членов двора стадтхаудера Соединённых провинций в Гааге. Но Мёйденский кружок сделал для популяризации чая гораздо больше, чем правительственные чиновники и их родня. Встречи в Мёйдерслоте не обходились без чая, чай отлично вписался в творческую атмосферу, царившую в замке, и основательно потеснил там вино.

Очень показательно письмо Константина Хёйгенса, написанное в 1640 г. и адресованное Каспару ван Барле, которое приведено в книге лингвиста и большого любителя чая Георга ван Дрима «Сказка чая: всеобъемлющая история чая с доисторических времен до наших дней» (см. https://books.google.ru/books?id=Z6WODwAAQBAJ&pg=.. ). Бóльшая часть письма посвящена восхвалению «благородного листа», «божественного чая», спасающего от сонливости и дарующего вдохновение, и воспоминаниям о счастливых моментах совместных чаепитий. Заканчивается письмо так: «Передаю также привет прославленным чаепивцам Хофту, Фоссию, Карпентериусу и Спексу, пьющим чай, когда наступает день, пьющим чай, когда садится солнце, между чаем и чаем привет им от меня» (или, скорее, «между чаем и тобой» — письмо написано на латыни, и Хёйгенс блестяще обыгрывает омонимию te – «чай» и te – «тобой, тебя»).

Приводит ван Дрим и целую оду чаю, написанную всё тем же Хёйгенсом:

«Чай, появившийся недавно из долины Ганга,
Чай благоразумный, чай чудесный, чай красноречивый,
Чай приятный, чай нежный, чай мудрый,
Чай великолепный, чай благороднейший, чай…
С тобой, божественным, небесной пищей
Становится и завтрак, и закуски, и главное блюдо.
Чай крепок, что не подходит капризным,
И источает томные пары, что не подходит серьёзным.
Священные напитки Бахуса ищут ради вдохновения,
Но вдохновлять прорицателей – дело чая.
Нечего искать – все склоняются над роскошным чаем.
Чтобы развить талант, питьё чая действенно вдвойне.
Трезвый человек полон сил и бодрости лишь для того, чтобы одурманиться чаем,
И тогда возможно всё, чего не достигнешь ни искусством, ни хитроумием».

Прошло совсем немного времени, и мода на чай распространилась среди нидерландской элиты, подражавшей членам Мёйдеркринга, и спрос на чай стал стремительно расти. Кроме всего прочего, этому поспособствовала высокая оценка полезных свойств чая, данная доктором Якобом де Бондтом, посланником Голландской Ост-Индской компании в Батавии, заложившим основы медицины тропических болезней, и Николасом Тульпом, великолепным хирургом и бургомистром Амстердама. Кстати, Николас Тульп тоже не раз бывал в Мёйдерслоте.

До самого конца XVII века – своего Золотого века! – Голландия доминировала в европейской чайной торговле, после чего уступила лидерство Англии. Но и сейчас Нидерланды остаются одной из самых «чайных» стран Европы.

Всё это не может не навести на мысли, что отношение к чаю сильно зависит от того, кто и как проповедует любовь к нему, и что уважение к чаю и развитая массовая чайная культура возникают прежде всего в тех странах, где увлечение чаем начинается с элиты общества, с наиболее образованных, богатых, уважаемых и влиятельных людей.

Поразмыслить над тем, можно ли отнести нынешних российских «проводников чайной культуры» к элите в каком бы то ни было смысле, и над тем, каковы в связи с этим чайные перспективы в нашей стране, я предлагаю самостоятельно.

Мёйдерслот.


Мёйдерслот.


Рыцарский зал Мёйдерслота.


Собрание в Мёйдерслоте, как его вообразил Лиу Мориц, 1847 г. На картине изображено, как Мария Тессельшаде преподносит стеклянную чашу с гравировкой в дар супруге Гуго Гроциуса, сопровождая это поэтическим посвящением. Мария Тессельшаде действительно была поэтессой и великолепным гравером.


Ещё одна фантазия на тему Мёйдеркринга. Ян Адам Круземан, 1852 г.


А этот шедевр (без малейшей иронии — сравните его хотя бы с предыдущими картинами) вы наверняка видели хотя бы раз. Урок анатомии доктора Тульпа. Рембрандт, 1632 г.

Источники — https://masterstalk.online/2020/05/25/three-kilos-of-.. , https://muiderslot.nl/en/stories/muiderkring/ , https://www.rulit.me/books/istoriya-vsemirnoj-literat.. , https://nl.wikipedia.org/wiki/Muiderkring и др.

27 июля 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.