Легенды пуэрных коллекций. Часть 5
8. Юнчансян (永昌祥). В отличие от ранее перечисленных брендов, чай Юнчансяна едва ли можно встретить в коллекциях, на аукционах, да и вообще где бы то ни было. Но эта марка сыграла огромную роль в истории пуэра.
В 1870 г. в небольшом байском городке Сичжоу в округе Дали, в семье мелкого чиновника Ян Цзи родился сын, имени которого история не сохранила. Отец скоропостижно умер, и мальчику пришлось с ранних лет искать заработок, чтобы помочь матери. Начал он с торговли водой – продавцам овощей на рынке нужно было много воды, и они охотно давали несколько монеток тому, кто её принесёт. Трудно было представить, что маленький водонос с деревянным ведром за плечами однажды станет миллиардером. Но как-то раз главе богатой сичжоуской семьи Янь приснился сон, в котором чёрный тигр обнимал столб, что, по представлениям народа бай, сулило богатство. А на следующий день в их дом пришла женщина, продававшая пряжу, с ней был маленький сын, и он, заинтересовавшись столбом, на котором были вырезаны драконы и фениксы, решительно схватился за него. Глава дома был поражён таким совпадением и быстро нашёл, кого из родственников женить на этой бедной женщине, чтобы не упускать ребёнка, с которым связано доброе предзнаменование. В новой семье мальчик получил имя Янь Цзычжэнь. После этого он перестал торговать водой и начал торговать на том же рынке «иноземным дымом и заморским огнём» — сигаретами и спичками, а потом открыл собственную лавку. Затем он познакомился с Пэн Юнчаном, бизнесменом из Цзянси, у которого была большая торговая фирма на юге Сычуани, в Сичане и филиалы в Юньнани. Оценив предприимчивость и честность Янь Цзычжэня, Пэн Юнчан взял его в помощники и нашёл верного товарища в его лице, а Янь смог многому научиться у опытного торговца. Вместе с Ян Хунчунем, родственником Янь Цзычжэня в 1903 г. они организовали компанию «Юнчансян» (по имени Пэна; «Юнчансян» можно также перевести как «долгий благовест») с двумя хорошо выстроенными каналами поставок – северным (Дали-Чэнду-Сичан-Тибет) и южным (Мьянма и Вьетнам). Получился устойчивый треугольник: из Сычуани в Мьянму отправлялся шёлк-сырец, из Мьянмы в Юньнань – хлопчатобумажная пряжа, а из Юньнани в Сычуань – чай, табак и лекарственные средства. А ключевым звеном этой цепи стал Сягуань.
Российские любители чая думают, что Сягуань – название знаменитой пуэрной фабрики, но изначально так назывался город примерно в десяти километрах от города Дали. Сейчас они слились и вместе с окрестностями составляют городской уезд Дали, административный центр одноимённого округа. Заботливо сохранённый и привлекающий множество туристов древний городок Дали называют Старым Дали, а превратившийся в современный крупный город Сягуань – Новым Дали. А в начале ХХ века Сягуань был совсем невелик – около 30 тысяч жителей. Но Дали и Сягуань с давних времён лежали на важнейших торговых путях. Город Дали был столицей байских царств Наньчжао (VII-IX вв. н.э.) и Дали (X-XIII вв.) и оплотом восстания Ду Вэньсю в конце эпохи Цин. После его жестокого подавления предприятия, поддерживавшие Ду Вэньсю, перешли в руки победителей, но на торговых традициях Дали это не слишком сказалось.
Первоначально три компаньона закупали чай в Вэйшане (это соседний с Дали уезд того же округа), но позже наладили поставки из Сымао, Мэнку и Цзингу, а также разбили плантации в Фэнцине, поспособствовав развитию фэнцинского чаеводства. В 1908 г. они открыли в Сягуане фабрику по прессовке чая. В 1911 г. Ян Хунчунь продал свою долю Янь Цзычжэню, а в 1916 г. отошёл от дел состарившийся Пэн Юнчан, и Янь Цзычжэнь стал единолично управлять компанией. Считается, что именно в это время он разработал новую форму прессованного чая – ему не нравилось, что углы кирпичей и края блинов травмируются при перевозке, и он начал прессовать чай, предназначенный для продажи в Сычуани и Тибете, в форме круглой выпуклой пампушки. Сейчас мы знаем такой чай под названием «точа» (沱茶), и многие думают, что это значит «чай-чаша» или «чай-гнездо». Но 沱 — это не чаша и не гнездо, а речной поток, рукав реки или протока. Происхождение названия не совсем ясно, но предполагают, что оно восходит к выражению «沱江水,下关茶,香高味醇品质佳» — «тоцзянская вода, сягуаньский чай – аромат высок и густ, качество превосходно». Тоцзян – это приток Янцзы, важная водная артерия центральной Сычуани.
Годы с 1917 по 1937 – расцвет Юнчансяна. За два десятилетия капитал компании вырос в 55 раз, открылись филиалы в разных частях Юньнани, а на фабрике в Сягуани работали триста техников и две тысячи подсобных рабочих – то есть почти десять процентов населения города. Янь Цзычжэнь вкладывал прибыль не только в развитие бизнеса, но и в строительство мостов, электростанций, больниц, школ и библиотек, многие из этих зданий сохранились и в наше время, а общий объём благотворительности компании Юнчансян в пересчёте на нынешние деньги составляет не менее двухсот миллионов юаней. В 1923 г. была зарегистрирована торговая марка «Сунхэ Пай» (松鹤牌) – «Сосна и журавль» (они являются символами долголетия). Сочетание сырья из Мэнку и Фэнцина оказалось удачным; популярности поспособствовала и оригинальная форма. Другие сягуаньские чаеторговцы тоже стали прессовать чай так, и Сягуань превратился в город точа. В 1938 г. в Сягуане была основана Ассоциация чайной промышленности, которую возглавил Янь Цзычжэнь; после его смерти в 1941 г. его дело продолжил сын – Янь Сечэн. В 1940-х в Сягуане действовали 18 чайных фабрик. В планах был выход на рынки ЮВА и США, однако война помешала этому осуществиться.
После капитуляции Японии жизнь в Сягуане так и не вернулась к прежнему укладу. Владельцы Юнчансяна были вынуждены перенести бизнес в Гонконг и Мьянму, а чайные предприятия города были национализированы и объединены под руководством Куньминской импортно-экспортной компании. Главной базой стала фабрика Канцзан, открытая в 1941 г. (не без финансовой помощи Юнчансяна). В 1950 г. она была переименована в Сягуаньскую чайную фабрику, а в 1990-х стала компанией «Сягуань Точа», тогда же была возрождена марка «Сунхэ». Но о роли компании Юнчансян и её основателя Янь Цзычжэня в истории «Сягуань Точа» обычно не упоминают.
Сягуаньские точи и блины 1960-х ценны, но не так уж редки. А вот чая легендарного Юнчансяна, насколько можно понять, не найти ни в музеях, ни на аукционах чайного антиквариата. Причины понятны любому ориентирующемуся в пуэрном мире человеку: рынком сбыта для довоенного сягуаньского чая были Сычуань и Тибет, а там, в отличие от Гонконга, Макао, Тайваня и т.п., нет коллекционеров, которые хранили бы чай десятилетиями. Но нельзя исключить, что где-нибудь всё же сохранились столетние «гнёзда», сделанные человеком, прошедшим путь от малыша с ведёрком воды до главы чайной индустрии целого округа, и они ещё ждут счастливца, который их обнаружит.
Материалы для самостоятельной работы: http://www.ishuocha.com/news/hy/29937.html , https://www.sohu.com/a/208529059_259312 , https://baike.baidu.com/item/严子珍.. , http://www.360doc.cn/mip/969352316.html .
9. Тунчанхао (同昌号), или Тунчан Юань Ча (同昌圆茶). Чайный дом Тунчан был основан в 1869 г., неоднократно менял хозяев и на фоне общего упадка чаеводства в конце эпохи Цин или начале периода Республики приостановил свою деятельность. Десять лет спустя чайное производство в районе Шести великих чайных гор оживилось, и работа дома Тунчан возобновилась. Около 1930 г. его возглавил Хуан Вэньсин, известный также как Хуан Бэйу; он – один из «трёх знаменитых У горы Иу» (два других – Чжу Сяоу из Тунтайчана и Сян Шэнъу из Тунсинхао). Хуан Вэньсин известен как изобретатель нэйфэя – внутренней этикетки, впрессовываемой в чайный блин или кирпич (подробнее об этом мы писали здесь — https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_19659 ). В 1949 г. дом перешёл в руки Хуан Цзиньтана, его название изменилось на Тунчан Хуан Цзи (同昌黄记). Несмотря на утверждения на нэйфэях, что чай Тунчанхао и Тунчан Хуан Цзи производился из чистого иуского сырья, эксперты считают, что его вкусовой профиль больше соответствует ибанскому. Чай периода Тунчанхао (до 1949 г.) ценится значительно выше. Блины старого Тунчанхао толстые, массивные, тёмного цвета, листья и стебли крепкие, мясистые, с глянцевым блеском и заметным ворсом, настой глубокого каштанового оттенка. Цена за блин 1930-х гг. может доходить до 200-300 тысяч юаней и более.
Янь Цзычжэнь.
Ворота поместья семьи Янь в Сичжоу.
Фото сичжоусцев из Ассоциации чайной промышленности Сягуаня. Янь Цзычжэнь — четвёртый в нижнем ряду.
Современный Сягуань, он же Новый Дали.
Источники — http://www.ishuocha.com/news/hy/30358.html , https://www.chayi5.com/zhishi/2018051981701.html , http://www.ynprtea.com/life/2405.html , http://www.360doc.com/content/17/0225/08/26252107_631.. .
Продолжение следует.
11 мая 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038