Знаменитый чай происходит из знаменитых храмов, история монастырей заключает в себе историю чая» (часть 1)

Так озаглавлена статья на портале dhpao.com (https://www.dhpao.com/dhp/tea_952.html ), в которой собраны девятнадцать примеров связи чайной культуры с буддийскими храмами/монастырями. Авторы намекают на то, что по отношению к такого рода легендам следует сохранять критичность, напоминая о так называемой «схеме заблудившегося Цяньлуна». Истории десятков продуктовых специалитетов центрального Китая построены по одному шаблону: «Император Цяньлун путешествовал по Цзяннани, сбился с дороги и проголодался, вошёл в первый попавшийся дом, где его угостили местным блюдом, оно привело его в восторг и благодаря этому прославилось». Похоже, если бы не топографический кретинизм шестого правителя империи Цин, кулинария Китая была бы гораздо беднее… Но трудно спорить с тем, что в распространении чайной культуры буддийские храмы и монастыри сыграли значительную роль. Во многих случаях монахи были «закулисными большими боссами» чайной индустрии.

Чжэцзян называют «дворцом шёлкового чая»; чжэцзянские чаи входили в число податных с начала эпохи Северных и Южных династий (420-589 гг. н.э.). В то же время в Чжэцзяне немало тысячелетних храмов. Древняя история буддизма и чай в Чжэцзяне «связаны десятью тысячами нитей».

Лунцзинсы (龙井寺) – Храм Колодца Дракона был основан во втором году периода Цянью династии Поздняя Хань (949 г. н.э.; в китайских источниках его нередко относят уже к Северной Сун) и находился близ Лохуэйу, к северо-западу от деревни Лунцзин в Ханчжоу. В правление под девизом Синин (1068-1077 гг.) он был переименован в Шоушэнъюань (寿圣院) – Сад Долголетия и Мудрости. На втором году девиза Юаньфэн (1079 г.) монах Бяньцай (здесь и далее я буду приводить нормативную транскрипцию имён, и их написание может отличаться от того, которое часто используется в российских источниках), поселившийся в Шоушэнъюане и проводивший время за питьём чая и молитвами, разбил чайный сад возле Шифэна – Львиного Пика. В двадцатом веке храм был заброшен, но слава Лун Цзина с Львиного Пика не угасла, каждый поклонник Лун Цзина знает об этой локации. Пятнадцать лет назад Лунцзинсы был восстановлен в качестве исторической достопримечательности и центра чайной культуры.

Линъиньсы (灵隐寺) – Храм Убежища Духов основан в первый год правления Сяньхэ династии Восточная Цзинь (326 г. н.э.) в районе Сиху, Ханчжоу. В нём был пострижен в монахи Цзяожань, учёный и поэт, которого считают наставником и товарищем Лу Юя, автором множества стихов о чае, первооткрывателем духовного аспекта чайной культуры и «отцом чайной церемонии».

Цзиншаньсы (径山寺) построен в правление под девизом Тяньбао династии Тан (742-756 гг. н.э.) в посёлке Цзиншань района Юйхан, Ханчжоу. Его основатель, мастер дзэн Фацинь сажал чайные кусты на горах возле храма и использовал чай в ритуалах, а также для избавления от сонливости во время медитаций. Позже его дело продолжил мастер Дахуэй, благодаря которому употребление чая широко распространилось в буддийской среде. Цзиншаньсы неоднократно разрушался и восстанавливался. Его часто рассматривают как исток японской чайной культуры.

Хуэйминсы (惠明寺) – Храм Благодатного Света (строго говоря, Хуэймин – имя собственное, так звали монаха, который его построил) основан на втором году правления Сяньтун династии Тан (861 г. н.э.) и находится к юго-западу от центра Цзиннин-Шэского автономного уезда округа Лишуй. Храм относится к деревне народности шэ. Люди шэ живут очень простой жизнью, в которой значительное место занимает чай, чаем здесь встречают и провожают гостей. Монахи Хуэйминсы и соседнего Шанцзяньсы культивировали чай на протяжении многих веков. В правление Чэнхуа династии Мин (1465-1487 гг.) Хуэймин Ча вошёл в число податных чаёв, а в 1915 г. стал одним из лауреатов Панамо-Тихоокеанской международной выставки в Сан-Франциско (см. https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_15468 ). Возле Хуэйминсы растёт древнее белолистное дерево, не дающее семян. Благодаря интересу к белолистному чаю в конце двадцатого века начались эксперименты по вегетативному размножению этого реликта, что привело к созданию культивара Байюйсянь Ча (白玉仙茶) – «Белояшмового Небожителя».

Первые упоминания о чае из Цзянсу встречаются в Тун Цзюнь Цайяо Лу (桐君采药录) – «Записках Тун Цзюня о лекарственных травах», которые относят к IV-V векам нашей эры. Множество мелких чайных садов были разбиты вблизи храмов Цзянсу.

Даминсы (大明寺) – Храм Великих Светил был построен при Сяо У-ди из династии Южная Сун, Дамин – это девиз второй части его правления (457-464 гг. н.э.). Даминсы находится в северо-западном предместье окружного города Янчжоу, его величественная пагода – одна из главных культурных реликвий Цзянсу. Храмовый комплекс Даминсы входит в число национальных живописных мест уровня АААА. Настоятель Цзяньчжэнь (688-763 гг.) занимался миссионерством в Японии и считается одним из основоположников японского буддизма. Он внёс большой вклад в японскую храмовую архитектуру, скульптуру, медицину и кулинарию, и распространение чая в Японии тоже связывают с его именем.

Шуйюэ Чань Сы (水月禅寺) – дзэнский Храм Луны в Воде был основан на четвёртом году правления под девизом Датун династии Лян (538 г. н.э.). Он находился близ Пяомяофэна – Туманного Пика в районе Учжун округа Сучжоу. Если я правильно понял, этот храм давно заброшен (по крайней мере, сейчас гораздо известнее другой, свежепостроенный Шуйюэ Чань Сы в уезде Суйнин округа Сюйчжоу), но согласно Дунтин Шилу (洞庭实录) – «Хроникам Дунтина» чай Сяо Цин Ча, или Сяо Чунь Ча, называемый также в честь храма Шуйюэ Ча, стал податным чаем в эпоху Сун, а позже вошёл в число величайших чаёв Поднебесной под именем Би Ло Чунь.

Фуцзянь известна как родина улунов, красных и белых чаёв, но все они появились в цинские времена, а уишаньский чай был знаменит ещё при Танах, и его история неразрывно связана с жизнью монахов.7

Тяньсинь Юнлэ Чань Сы (天心永乐禅寺) – дзэнский Храм Вечной Радости Небесного Сердца (или Вечной Радости Воли Небес) был основан на седьмом году правления под девизом Цзяцин династии Мин (1526 г. н.э.) и первоначально назывался Шаньсинь Юнлэ Ань (山心永乐庵) – Приют Вечной Радости Горного Сердца (надо заметить, что шаньсинь означает ещё и отшельническую жизнь в диких горах), а нынешнее название получил в эпоу Цин, при Канси. Тяньсинь – это отсылка к словам Коубина, который достиг просветления, глядя на полную Луну, сияющую в зените; иногда говорят, что это произошло именно в горах Уи. Говорить о роли храма Тяньсинь Юнлэ в истории чайной культуры излишне, это название знакомо всем образованным любителям улунов. Здесь хранятся записи о происхождении Да Хун Пао, кроме того, считается, что здесь начинается история Дун Дина.

Хуэйюаньсы (慧苑寺) – Храм Пастбища Просветления был основан в начале Северной Сун (960-1127 гг. н.э.), но нынешнее его здание намного моложе, оно построено при Цяньлуне, в 1790-х. Согласно легенде, здесь жил монах Цзихуэй, которого за высокий рост, крепкое телосложение и тёмное лицо прозвали Железным Архатом. И однажды он нашёл в ущелье Хуэйюанькэн чайный куст с необычайно ароматными листьями. Этот чай назвали в его честь – Те Лохань.

В Аньхое множество прекрасных чаёв, но самые выдающиеся – зелёные, и такие великие сорта, как Хуаншань Мао Фэн и Сунло Ча, изначально были монастырскими чаями.

Юньгусы (云谷寺) – Храм Облачной Долины был построен в годы Тяньци династии Мин (620-1627 гг. н.э.) в восточной части Хуаншаня. В наше время на месте прекратившего своё существование Юньгусы находится туристический комплекс с гостиницей. Легенда гласит, что в начале XVII века чиновник по имени Сюн Кайюань, назначенный начальником уезда Исянь в Хуаншане, инспектировал свои владения, как водится, сбился с пути и утолил жажду Хуаншань Мао Фэном в храме. Больше на службу он не вернулся, ушёл в монахи и стал известен как мастер Чжэнчжи, а позже – как учитель Боань.

Жанфусы (让福寺) – Храм Дарованного Счастья, как написано в первоисточнике, был построен в начале эпохи Мин в горах Сунлошань уезда Сюнин. Но в отличие от всех предыдущих, он, по-видимому, мифический. По крайней мере, храм с таким названием фигурирует только в сказках. Помните легенду о том, как таинственный незнакомец, посетив храм, выложил кучу денег за каменную чашу с водой, заросшей ряской, и пообещал забрать её через три дня? Монахам стало неловко отдавать сумасбродному богачу грязную утварь, и они вымыли чашу. Естественно, оказалось, что всё волшебство было в содержимом. «Что ж, посадите хотя бы чайный куст там, куда вы выплеснули грязь», — посоветовал монахам загадочный паломник. Так они и поступили, и то, что выросло, потом спасло монастырь и всю округу от эпидемии… Так вот, некоторые источники определяют место этой нравоучительной драмы в Жанфусы. А у других сказочников в Жанфусы жил здоровенный, но доброжелательный монах-чаевод по прозвищу Дафан, который не любил, когда к нему ходили за чаем, и потому научил всех крестьян в округе выращивать и делать чай самостоятельно. За что был увековечен в названии «дедушки Лун Цзина» — Дингу Да Фана, Большого Квадрата из Дингу… Но вне зависимости от того, существовал храм под названием Жанфусы или нет, несомненно, что монахи Хуаншаня совершили сразу две технологических революции. Во-первых, переход от фиксации пропариванием к фиксации прогревом в воке – Сунло Ча из Сюнина называют «родоначальником знаменитых прожаренных чаёв». А во-вторых, открытие контролируемого окисления в процессе адаптации технологии Сунло Ча к уишаньским условиям и сырью, что и дало впоследствии колоссальное разнообразие улунов и красных чаёв. Можно сказать, что чайный мир, который мы знаем, родился благодаря сюнинским монахам.

Карта расположения храмов, о которых говорится в статье.


Лунцзинсы.


Линъиньсы.


Цзиншаньсы


Хуэйминсы


Древний чайный куст возле Хуэйминсы.


Даминсы


Пяомяофэн


Тяньсинь Юнлэ Чань Сы


Хуэйюаньсы

Окончание следует.

29 апреля 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.