Легенды пуэрных коллекций. Часть 3

5. Хун Инь Лао Ча (红印老茶) – старая Красная Печать (или Красная Марка). Красная Печать – знаковый чай, создание которого ознаменовало начало новой эры в китайской чайной индустрии. В отличие от таких чайных домов, как Тунцинхао, Сунпиньхао, Фуюаньчан и т.д., которые возникли в эпоху Цин, Мэнхайская чайная фабрика была создана практически с нуля в середине ХХ века как передовое высокотехнологичное предприятие (по тогдашним меркам, разумеется).

Весной 1939 года только что основанная торговая компания Юньнань Чжунго Ча Е направила в Фохай (ныне – уезд Мэнхай) Фань Хэцзюня и его помощника Чжан Шичэна. Фань Хэцзюнь, уроженец Цзянсу, получил образование в Парижском университете, затем работал в Китайском управлении товарной экспертизы в Шанхае и отвечал за проектирование оборудования для экспериментального чайного завода в хубэйском Эньши. После начала японо-китайской войны он помог выдающемуся фуцзяньскому чайному деятелю У Цзюэнуну организовать чайный факультет в Фуданьском университете, эвакуированном из Шанхая в Чунцин, и сам там преподавал; Фань Хэцзюнь и У Цзюэнун являются соавторами фундаментального труда «Проблемы чайной индустрии Китая», увидевшего свет в 1937 году. В этой книге проведён глубокий анализ полуфеодального, полуколониального характера чайной экономики и раскрыты причины упадка чайной отрасли.

Фань Хэцзюнь должен был оценить, насколько условия Фохая подходят для современного чайного производства. Мы едва ли можем в полной мере оценить трудности, с которыми сталкивались такие прогрессоры, как Фань. Китай терял один порт за другим, дорога через Бирму в Куньмин была одной из немногих возможностей получить помощь от союзников, то, на что сейчас уходят дни, занимало недели – и тем не менее, уже к концу 1939 г. были получены первые образцы чая. Важную роль сыграли квалифицированные сотрудники – несколько групп опытных чайных рабочих были направлены в Фохай из Эньши, Цзянси и т.д. Часть оборудования была закуплена в Индии, но Фаню, Чжану и их сотрудникам приходилось и самостоятельно конструировать и мастерить резаки, роллеры и прессы. Были машины, приводимые в движение волами, были станки на человечьей тяге, но в планах было строительство электрогенераторов – Фохай к тому времени ещё не был электрифицирован. Началось производство зелёного и красного чая, было закуплено большое количество прессованного чая у мелких производителей.

Но в 1941-42 гг. Япония оккупировала Бирму, Юньнань оказалась в ещё бóльшей изоляции от внешнего мира, каналы для экспорта чая были перекрыты, и японская авиация начала бомбардировки юга Юньнани. Было принято решение об эвакуации экспериментальной фабрики, однако Фань Хэцзюнь с небольшой группой рабочих задержался, чтобы довести проект до конца – ради будущего. Генераторы были запущены, и в Фохае впервые загорелся электрический свет. После этого оборудование было отключено, частично вывезено, частично законсервировано, и Фань Хэцзюнь покинул фабрику, которая через полвека станет флагманом чайной индустрии Китая… Производство чая на Фохайской фабрике было возобновлено по окончании войны, в 1951-52 гг., но этим занимались другие люди – Тан Цинъян, Ван Син, Ян Бинкуй и др. Человек, ориентирующийся в истории Китая, легко догадается, почему. Фань Хэцзюнь продолжил изучать чай и развивать чайную индустрию на Тайване, а последние годы жизни провёл в США.

Блины с крупными красными иероглифами на обложке стали одним из первых продуктов Фохайского завода. Предприятие неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось, заслужило известность сперва как Мэнхайский чайный завод, а затем как Да И, но Красные Марки 1950-х и в наше время остаются символом традиционного вкуса шэн пуэра. Для них отбиралось лучшее весеннее сырьё из И У, а большие объёмы закупок и внимательный подход к купажированию позволял добиться стабильного качества. Но Красные Марки неодинаковы – выделяют так называемые Цзя Цзи Хун Инь (甲级红印) – Красные Марки высшего сорта, или класса А, с особенно тщательной обработкой сырья и более мощным (强劲 цянцзин) и «властным» (霸道 бадао) вкусом. Отличить их по внешнему виду не так-то просто – все ранние Красные Марки имеют типовую упаковку из мягкой бумаги ручной работы, имеющей неравномерную плотность и содержащей хорошо различимые волокна (на современных пуэрных обложках такие волокна нередко имитируют), с крупными ярко-красными традиционными иероглифами. Только детали печати помогают установить тип и год выпуска блина (см. фото 5 и 6; подробнее, например, здесь — https://quanzi.chayu.com/topic/730902 ).

Для старых Красных Марок характерен грубоватый внешний вид блина без красивого рисунка чайных листьев – аккуратно выкладывать покровные листья начнут намного позже, а у этих блинов сырьё на поверхности блина и в его глубине однородное, листья сравнительно крупные, черенки толстые. Цвет настоя глубокий каштаново-красный. Вкус старых Хун Инь описывают как сильный, мягкий, сладкий, насыщенный, густой, гладкий, с очарованием выдержанности и хорошо проявленными сливовыми, камфорными и лекарственными оттенками в аромате, с чрезвычайной устойчивостью к многократному завариванию. Типичные аукционные цены на Хун Инь 1950-х – около 200 000 юаней за блин, на чай высшего сорта 1952 года цены могут в отдельных случаях доходить до 500 000 юаней (около 6 миллионов рублей) за блин и выше. Количество сохранившихся Красных Марок из первых партий совсем невелико.

Надо отметить, что словосочетание «Красная Марка/Красная Печать» предельно многозначно. Обложки с аналогичным дизайном встречаются и в наши дни, в них заворачивают как шэны, так и шу самого разного качества, в том числе и совсем невысокого. Кроме того, «Красной Маркой» могут называть и чай в совершенно другой обложке. Но среди множества продуктов с таким названием есть и чаи, имеющие, по крайней мере, теоретическое отношение к легендарным Хун Инь Фохайского завода. На протяжении последних пятнадцати лет многие компании (Лю Да Ча Шань, Вистерия и др.) создали шэны, которые по задумке их авторов должны воспроизводить вкус старых Хун Инь, каким он был в 1950-х.

Насколько удалось реализовать этот замысел – боюсь, уже никто на свете не сможет оценить.

Фань Хэцзюнь с рабочими Фохайской фабрики.


Работа на Фохайской фабрике в первые её годы.


Фань Хэцзюнь.


Хун Инь 1952 г.


Разные версии Хун Инь (из книги Чэнь Чжитуна «Глубокий мир Семи Сыновей», представляющей собой каталог цицзыбинов 1950-2004 гг.).


Детали, по которым различают разновидности старых Хун Инь.


Материал для самостоятельной работы — http://www.ishuocha.com/news/hy/29451.html , http://www.ishuocha.com/news/hy/28870.html , http://www.360doc.com/content/19/1224/12/52348915_881.. , https://baike.baidu.com/item/勐海茶.. , https://baike.baidu.com/item/范和钧 , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1627630705896015280.. , https://www.sohu.com/a/413038100_488249 .

24 апреля 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
(продолжение следует)


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.