Бабушка номер двенадцать

Думаю, все, кто интересуется тайваньским чаем, в курсе, что ведущим научным чайным учреждением Тайваня – Станцией изучения чая (Tea research and exploration station, TRES) – составлен реестр самых значимых ботанических разновидностей чайных растений, которые культивируются на острове. Их больше двадцати, и им присвоены порядковые номера. У части культиваров эти номера активно используются в маркетинге и потому легко запоминаются. Как тут забудешь, что Хун Юй Ча – это TRES#18, когда об этом постоянно пишут. У других культиваров номера используются реже, чем их коммерческие названия, и поэтому нет-нет, да и начнёшь сомневаться, Цуй Юй – это TRES#13 или TRES#15?

Но иногда случается такое, после чего этот тресовский номер уже не получится забыть.

На днях читаю в паблике одного нашего чайного знакомого о Цзинь Сюане:

«Название переводится как «Золотая лилия», и дано это название из-за кремового цвета настоя, нежного сливочного аромата и свежести. Собственно, этот чай несет в себе прообраз того самого легендарного «молочного улуна». Только «молочность «эта получена не за счет ароматических добавок, а естественным путем за счет особенностей терруара, свойств культивара TRES#12 и тонкостей обработки, характерных для тайваньских улунов слабого прогрева. Если верить статье С. Кошеверова, то цифра 12 появилась в названии чая из-за девичьей фамилии бабушки тайваньского чайного учёного У Чжэньдо, под руководством которого и был выведен это сорт».

Чего-о-о-о?!?!

Цифра 12 появилась в названии чая из-за девичьей фамилии бабушки У Чжэньдо? Это как?

Двенадцать по-китайски – шиэр. Двухсложные фамилии и в древнем Китае были сравнительно редки (правда, некоторые семьи с двухсложными фамилиями сыграли значительную роль в китайской истории – например, Сыма и Чжугэ), а в наше время практически не встречаются. Такую фамилию надо было беречь, а не замуж выходить!))

А остальные два с лишним десятка номеров в реестре TRES – это что, тоже фамилии чьих-то бабушек?

Прямо вижу эту картину – приходит маленький Чжэньдо к бабушке: «Бабуль, а бабуль, а чойта у тебя фамилия такая странная – Двенадцатая?» А она ему: «А это чтобы лучше запутать российских любителей чая! Такая уж у нас придурь в семье: каждому поколению – свой номер вместо фамилии. Я – Двенадцатая, мать твоя – Тринадцатая, ты, стало быть, Четырнадцатый. Вот вырастешь, станешь учёным, выведешь новый чай, Цзинь Сюань там какой-нибудь, ты уж уважь меня, старуху, назови его Двенадцатым в мою честь. А выведешь Цуй Юй – маманю тоже не забудь». — «Всё понял, бабуль! Так и сделаю!»

А может, бабушка господина У была андроидом двенадцатой модели?

Есть такая кочующая по сети (и по китайской, и по российской) легенда, что TRES#12 (или 台茶12号) и TRES#13 (или 台茶13号), созданные патриархом тайваньского чая У Чжэньдо, были названы им Цзинь Сюанем и Цуй Юй в память, соответственно, о бабушке по отцовской линии и о матери. Объясняется это тем, что вырос он с матерью и бабушкой, они дали ему хорошее воспитание и много заботились о нём, и чувство глубокой признательности к ним он пронёс через всю жизнь. В разных версиях легенды говорится то об именах, то о девичьих фамилиях, при этом почти нигде не сообщается, как же звали этих женщин. Кое-где написано, что бабушку по отцовской линии звали в девичестве Ван Бао. Никакой связи с Цзинь Сюанем не улавливается. Если у кого-то есть точная информация из заслуживающего доверия источника – подскажите, пожалуйста, может, вместе мы наконец проясним этот вопрос.

Но как бы то ни было, номера TRES – это, блин, порядковые номера реестра TRES, а не бабушкины фамилии или семейные прозвища!

И, главное, ссылка на Хризолита стоит. Открываю статью Хризолита (https://www.tea-terra.ru/2017/06/15/29381/#more-29381 ) – там всё в порядке:

«Этот сорт является гибридом двух сортов. «Отцом» Цветка является разновидность улуна – Инчжи Хунсинь, или Красная сердцевина [листа] и твёрдые ветки, а матерью – тайваньский агросорт номер 8. Выведенный в 1980-м году, чай получил условный номер 2027, но после наведения порядка в классификации чайных кустов, проведённого со стороны Тайваньской станции по изучению чая, сорту был присвоен порядковый номер 12 (TRES#12), и под таким кодом его и знает большинство чайных специалистов на острове, и не только. Его вкус сладкий и плотный, чай обладает характерным ароматом, в котором можно уловить нотки османтуса или коровьего молока. Именно благодаря молочным оттенкам этот сорт так полюбился широким массам, и позже на его основе был создан ароматизированный чай Най Сян Цзинь Сюань.

Первое поколение Цзинь Сюаня было получено под руководством видного тайваньского чайного учёного У Чжэньдо. Именно девичье имя его бабушки по материнской линии и было даровано этому чаю №12».

Вот эта последняя фраза, по-видимому, и превратилась в вольной интерпретации в «цифра 12 появилась в названии чая из-за девичьей фамилии бабушки тайваньского чайного учёного У Чжэньдо». И смех, и грех.

Зато теперь я никогда не забуду, что Цзинь Сюань – это бабушка v. 12.0. То есть TRES#12.

23 октября 2019 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.