Немного о вьетнамских чайных деревьях

Вьетнам, в отличие от Таиланда, Лаоса и Бирмы, практически не попадает в поле зрения российских любителей качественного чая. То ли сказывается наличие отвратительного вьетнамского мусора на полках чайных отделов супермаркетов, то ли просто не нашлось пока для «страны золотых лесов и серебристого моря» своего Левитануса или Жирякова. А жаль.

Так же, как на юго-западе КНР, в индийском Ассаме и на севере Таиланда, Лаоса и Бирмы, на севере Вьетнама растут старые чайные деревья. Надо отметить, что все перечисленные районы населены народностями, во многом сохранившими традиционный уклад жизни и на протяжении последних тысяч лет мигрировавшими в пределах этой территории, обладающей внутренней связностью, цельностью, географическим, климатическим, этнографическим и культурным единством. По сравнению с этой многовековой цельностью современные государственные границы выглядят чем-то условным, эфемерным. И если в мировом масштабе Зомия, в которую включают всех замкнутых горцев, вплоть до сванов и скоттов – не более чем экстравагантная культурологическая концепция, то в своём первоначальном значении, в рамках Юго-Восточной Азии она вполне реальна. Эта стомиллионная страна без правительства и границ, не нанесённая на карты, и есть подлинная родина чая и чайной культуры. Это внутри неё чайные растения сформировались как вид и были найдены людьми, начавшими их культивирование. А ханьский Китай – всего лишь первое из внешних государств, позаимствовавшее чай у народа Зомии.

Наибольшее число старых чайных деревьев встречается в провициях Дьенбьен, Лайтяу, Лаокай, Йенбай и Хазянг. Всё это – северо-западные регионы нынешнего Вьетнама, граничащие на севере с КНР, а на западе – с Лаосом. До 1954 г. они не входили в состав вьетского государства, а принадлежали к Сипсонгчаутхай – союзу крупных вождеств таев, существовавшему на протяжении нескольких веков. Распространение чая в этих местах, однако, связывают не с таями, а в первую очередь с хмонгами и яо. Считается, что эти народности, в древние времена кочевые, переселяясь с места на место, брали с собой семена чайных растений. И в полном смысле этого слова диких, то есть не обязанных людям своим происхождением чайных деревьев сравнительно немного. Большая часть деревьев – это реликты древнего культивирования.

Считается также, что более активное культивирование чая в конце XIX века связано с тем, что французская колониальная администрация (территория Вьетнама была захвачена Францией в 1858-1884 гг., северная её часть, ставшая протекторатом Тонкин – в конце этого периода) принимала чай в качестве налога. И такая чайная дань была лучше, чем альтернатива – работа на французских фабриках.

Что касается возраста деревьев, то нередко можно услышать громкие заявления о 500-летних и даже 800-летних экземплярах. Но большинство из них, очевидно, имеют возраст 80-150 лет. Точное его определение часто затруднительно из-за того, что деревья, находящиеся в разных условиях, растут с разной скоростью. Хотя это субтропики, на высотах более 1300 м наблюдаются значительные колебания температуры, а склоны гор часто покрыты густыми туманами. В таких условиях чайное дерево растёт медленно, но несмотря на это, многие деревья достигают высоты 4-5 метров и более, и даже до нижних веток трудно дотянуться – для сбора листьев с них приходится забираться на само дерево.

Во Вьетнаме распространено выражение «shan tuyet tea», что дословно значит «чай со снежных гор». В теории, оно должно означать чай, собранный со старых дикорастущих деревьев, но фактически это не всегда так. Это словосочетание также не является гарантией качества. В общем, ситуация с ним аналогична китайским Гу Шу, Лао Шу, Байнянь Да Шу и т.д. Старые дикорастущие деревья часто находятся в глубине смешанных лесов и труднодоступны. В последнее время, в связи с ростом спроса на чай с деревьев (особенно со стороны Китая), растёт число новых посадок, но деревья в них расположены гораздо плотнее.

Старые дикорастущие чайные деревья, как правило, расположены на землях, за которыми ухаживают семьи этнических меньшинств (в общевьетнамских масштабах. На севере страны эти народности составляют как раз-таки большинство), которые и собирают с них листья – и сбором листьев вмешательство человека и ограничивается. Далее эти семьи могут сами обрабатывать чайные листья или продавать сырьё другим семьям или фабрикам. Спрос на сырьё с деревьев высок, и его сбор оказывается надёжным источником дохода. Получается, что основы благополучия нынешних хмонгов были заложены их предками столетия назад, и это позволяет им вести привычный образ жизни и сохранять свою национальную идентичность: горцы хранят чай, а чай даёт им возможность оставаться самими собой.

Иметь хорошее чайное сырьё – ещё не всё, мастерство того, кто его обрабатывает, также важно. В любом чайном регионе можно найти весь диапазон качества готового чая – от посредственного до превосходного. Однако медленно растущие деревья с глубокими корнями придают чаю особый характер, отличающий его от аналогичного чая с плантаций. Дикорастущий чай может менее интенсивно отдавать себя в первых проливах, но постепенно он раскрывается и показывает бОльшую глубину и сложность вкуса и более стойкий, долгий аромат.

Чайная карта Вьетнама


Пейзаж провинции Йенбай


Чайная плантация в провинции Шонла


Типичная деревушка в Лаокае


Аллея старых чайных деревьев (Йенбай)


Сбор чая в Йенбае


Сбор чая в Лаокае


Ручная обработка чая в Хазянге


Хмонгские дамы (Лаокай)


Йенбай

Источники — https://vietnamteablog.com/ (оттуда же и фото) и др.

Не могу не сказать о том, что в настоящее время во Вьетнаме производятся почти все виды чая, и разнообразие стилей и сортов внутри видов весьма велико. Так, можно найти и улуны полусферической скрутки слабого прогрева, и сильного прогрева, и аналоги уишаньских улунов, и аналоги Дун Фан Мэй Жэнь. Познакомиться с миром вьетнамского чая (в том числе и на практике) можно, например, здесь: https://hatvala.com/all-vietnam-teas/

А вот тут — http://teaintheancientworld.blogspot.com/search/label.. — много подробных отчётов о дегустациях чаёв из Вьетнама.

22 января 2019 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038

 


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.