Район Хуаншань

Начальник уезда однажды отправился в путешествие в горы Хуаншань и случайно заблудился. На счастье, в дороге ему повстречался старый монах из местного монастыря. Монах предложил путнику остановиться на ночлег в храме. Чтобы выразить свое почтение гостю, старик заварил ему чашечку ароматного чая. Горячий пар от душистого настоя стал подниматься в воздух, превратился в прекрасный белый лотос и растворился в легкой дымке, наполнив комнату тонким благоуханием. Монах сказал, что этот чай носит имя Хуан Шань Мао Фэн, и, если заварить его на воде из источника с гор Хуаншань, над чашей появятся изумительно изящный белый лотос. Старик подарил гостю сверток с чаем и тыкву-горлянку, наполненную ключевой водой. Случилось так, что об этом необыкновенном чуде прознал сам император. Явившись во дворец, начальник уезда заварил чай на горной воде. Увиденное поразило Сына Неба. В благодарность император предложил начальнику уезда более высокую должность, но тот ушел от мирской жизни и стал монахом в монастыре в горах Хуаншань. В эти места и лежал в этот раз наш путь.

Проделав долгий путь по южному Китаю – на поезде из Шанхая в Ханчжоу, а потом автобусом до района Хуаншань в провинции Аньхой вы попадаете в абсолютно другой мир – мир неспешной провинциальности, мир особого, ни на что не похожего уклада жизни. Это одна из реалий современного Китая — чем дальше Вы удаляетесь от крупных городов, тем больше сама местность, ландшафты, поведение людей, их внешний вид приобретает бОльшую естественность и простоту. Именно в таких небольших городках до сих пор витает дух древности и еще живет истинный Китай, не столь глубоко затронутый последними веяниями цивилизации.

Район Хуаншань является родиной знаменитого в Китае и во всем мире сорта зеленого чая Хуан Шань Мао Фэн (Ворсистые Пики с Гор Хуаншань). Согласно историческим данным, выращивать чай в этих местах начали еще в годы правления династии Сун (1056-1062 гг.), своего расцвета плантации достигли при правлении династии Мин (1567-1572 гг.).

Появлению сорта Хуан Шань Мао Фэн в том виде, в котором мы знаем его сегодня, мы обязаны основателю семейной чайной компании под названием «Сеюйтай» (в дословном переводе – богатство и процветание семьи Се) — жителю местечка Цзаоси в уезде Шэсянь по имени Се Цзинхэ, который в годы правления династии Цин (1875-1908 гг.) изобрел этот сорт и не только управлял чайной фирмой, но и в совершенстве овладел искусством сбора чая и техникой его обработки. После 1875 года для удовлетворения требований рынка он каждый год в период ясной погоды собирал кончики молодых мясистых ростков чая. Затем он тщательно и аккуратно просушивал сырьё на огне. Сорту было дано название Ворсистые Пики с Горы Хуаншань и он начал приобретать популярность по всему северо-востоку и северу Китая. Перед антияпонской войной 1937-1945 гг. объём производства чая этого сорта уже достигал более ста даней (примерно 60 кг). Сегодня семья Се сохранила свои позиции и по сей день является крупнейшим производителем ХуанШань Мао Фэн в провинции Аньхой. Также, существует большое количество маленьких частных плантаций, каждой из которых владеет чайная семья. Попасть на такую плантацию достаточно сложно, особенно европейцу. Китайцы традиционно не раскрывают своих секретов даже своим соседям из близлежащих деревень, а европейцы до сих пор внутренне воспринимаются врагами китайской цивилизации. Однако, если иметь в Китае длительные, многолетние связи. Если это общение построено не столько на бизнесе, но также и на личной симпатии, есть шанс попасть к самому истоку чайной традиции и прикоснуться к великому таинству рождения аутентичного чая. Итак, наш друг Чэн договорился со своей семьей, и мы получили долгожданное приглашение. На следующий день мы ехали в горную деревню на высоте около 1000м над уровнем моря.

Путь в деревню долгий, достаточно опасный – горный серпантин с одной полосой движения. По бокам глубокие расщелины и резкие обрывы. Дорога грунтовая, размытая – всю предыдущую неделю шли проливные дожди. Но мы упорно продвигаемся дальше. Встречные машины встретились всего 2 раза — деревенские жители редко имеют собственные автомобили и, в основном, добираются до цивилизации пешком. Иногда можно увидеть на склоне такого путника – плохо одетого крестьянина с корзиной чая за плечами, свершающего свой долгий путь на центральный чайный рынок.

От местных видов захватывает дух. Узкая тихая река, одинокие старые хижины, живописные величественны холмы, мягко укутанные густыми шапками облаков и будто бы расчесанные огромным гребнем – такой эффект дают аккуратно высаженные плантации чая, удивительно гармонично вписывающиеся в ландшафт,.. По дороге Чэн рассказал, что эти места считаются буддийскими.

Сама деревня поражает подлинностью историзма и, вместе с тем, нищетой. Быт китайцев крестьян не намного изменился за последние пару веков. Возможно, именно так и жили во времена последней императорской династии Цин. Дома небольшие, выкрашенные в белый цвет.

Зайти хочется в каждый дом, чтобы внимательно разглядеть предметы быта – роспись на стенах, предметы посуды, чайную утварь, старые печи, котлы для прожаривания чая. Повсюду видны деревянные полусгнившие мостики через небольшую речушку, аккуратно сложенные вязанки сучьев для обжаривания чая и растопки – дома согревают печи, электричество экономят.

Этот контраст Китая часто бросается в глаза – рядом в новой дорогой машиной запросто может ехать нищая крестьянская повозка, в которую вместо мула запряжена мать семейства. Судя по всему, наша группа — единственные европейцы, сумевшие проникнуть в этот закрытый мир. Посмотреть на нас вышли все обитатели.

Само место завораживает и будоражит воображение – это царство кристального воздуха, туманов, тишины, созерцания.

Мы заходим в дом к деду Чэна – он предпочитает молчаливое уединение. Удивительное, спокойное лицо, полное внутренней гармонии и внутренней силы. Пробуем чай, ведем неторопливую беседу. Старик немногословен, удивительно мудр. Он явно знает ответы на многие вопросы, которыми задается человек. Сколько он себя помнит, его семья живет в этой деревне и занимается чаем. Его отец, дед и прадед также были чайными мастерами. Кажется, для него нет секретов, он познал суть чая и всю жизнь идет по его пути, постигая новые грани. Не помню, сколько времени мы провели в его доме – его течение словно бы остановилось, повернулось вспять и порой казалось, что дух великого Шень Нуна говорил с нами во время этого чаепития. За такие мгновения можно отдать многое. Еще долго, после того как мы покинули дом, ощущение прикосновения к чему то сакральному, истинному, живущему вне времен не покидало.

Чэн познакомил нас с сестрой. Девушка выглядела очень современно, ее муж работает в Испании и она собирается скоро присоединиться к нему. Она показали нам плантацию. Она оказалась небольшой, расположенной на небольшом округлом, идеальной формы холме рядом с чистой речушкой. Чайные кусты высажены ровными рядами по всему холму. Соблюдены все условия – интенсивность солнечного освещения, оптимальная влажность, характеристики почвы, высота самих кустов и другие важные нюансы.

Хуан Шань Мао Фэн прославился, в первую очередь, своими почками – они должны быть очень мясистыми. В древние времена их называли «жирные почки».

При сборе чая отбирают лишь самые молодые и маленькие по размеру ростки: для чая особого сорта стандартом считается одна почка с только что проклюнувшимся листочком. Чайные листья, не соответствующие стандарту, черешок и чайные плоды отбирают, чтобы качество всего чая было одинаковым. Затем собранное сырье выкладывают единым слоем, чтобы ушла часть влаги. Для сохранения свежести и других свойств чая, необходимо соблюдать следующее правило: если листья собирали в первой половине дня, обрабатывать их следует после полудня, а послеобеденный сбор готовится ночью – рассказал Чэн.

Приготовление чая делится на три производственных цикла: шацин (убивание зелени), скручивание, просушивание (горячим способом).

На этапе Шацин используется глубокий котёл диаметром примерно 50 см. Температура нагрева котла должна быть сначала высокой, затем низкой, то есть около 150-130 ºС. Количество чая, обрабатываемого в котле, зависит от сорта: для высшей градации это не более 200-250 г. После того, как свежие листья поместили в котёл, нужно внимательно прислушаться: если раздаётся звук, сходный со звуком прожаривания кунжутного семени, значит, температура оптимальна. Во время прожаривания необходимо одной рукой переворачивать листья, манипуляции должны быть лёгкими, но переворачивать сырьё следует очень быстро (50-60 раз в минуту). Требуется, чтобы котёл находился сравнительно высоко над огнём (примерно на 20 см). Прекратив манипуляции, листья нужно аккуратно выложить из котла.

После завершения процесса Шацин приступают к скручиванию.Чайный лист оставляют в котле и несколько раз хватают руками, чтобы слегка скатать его и сформировать полоски. Эту процедуру необходимо проводить медленно, сила надавливания должна быть небольшой. При скручивании листьев их следует и одновременно встряхивать с целью сохранить целостность почки и листочков. При соблюдении этих правил обработки белые волоски на поверхности листа будут отчётливо видны, а цвет листа останется маслянисто-зелёным.

После данного этапа листья перемещают в специальное решето на 30 минут для остывания. Таким образом, влага в листьях снова распределяется равномерно. После 8-10 этапов первичной просушки осуществляется стадия полного просушивания на слабом огне до окончательного исчезновения влаги. Затем листья просеивают, и снова возвращают на огонь, чтобы аромат чая проявился во всей своей полноте. Пока чай ещё горячий, его помещают в железный сосуд цилиндрической формы, запечатывают и далее хранят закрытым.

Цвет сухих чаинок обязательно должен быть зеленым с вкраплениями желтых оттенков. На качество чая, в первую очередь, влияют характеристики почвы. Следующий показатель – место, где находится сама плантация. Чем выше, тем лучше. Чай свежего урожая обязательно должен оставлять сладковатое послевкусие. Стоимость чая в каждый новый сезон отличается. На это влияет большое количество факторов. Например, в этом году, чая мало. Это связано с погодными условиями — как с засухой, так и с обильными дождями. В дождь чай собирать нельзя. Для сбора хорошего чая необходимо условие – погода должна быть +20 в течение 4 дней. В этом году это условие соблюдалось реже, чем в прошлом. Возросла стоимость рабочей силы.

Семья Чэна собирает самую высокую градацию с 3 до 6 утра. Ночью темно, поэтому женщины одевают на голову фонарь и так собирают чай.

За 3 часа 3 человека собирают 1 цзинь чая (0,5кг). Чая на продажу осталось совсем немного — около 2 кг. Все остальное уже раскуплено. Стоит ли говорить, что весь оставшийся чай мы, конечно, купили.

Мы готовы были оставаться в деревне еще очень долго, но наступал вечер и Чэн напомнил, что в сумерках поездка по горной дороге крайне опасна. Пришло время прощаться с этим затерянным, во многом таинственным местом..

Источник: http://www.craneandpine.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.