Восемь Бессмертных и ещё Восемь Бессмертных – итого шестнадцать

Помните, я подвешивал в воздухе вопрос, как соотносятся друг с другом У И Ба Сянь и Ба Сянь Дань Цун, У И Ци Лань и Ци Лань Дань Цун, У И Жоу Гуй и Жоу Гуй Дань Цун – не являются ли они роднёй друг другу? Подозрительно ведь: все эти уишаньские сорта не являются эндемиками утёсного района и завезены как раз с юго-востока. В то же время, даньцунов с названиями, созвучными уишаньским эндемикам – Те Лохань Дань Цун, Ци Дань Дань Цун и т.п. – нет.

Вопрос с Жоу Гуй и Ци Ланью остаётся не до конца ясным. Мне встречались упоминания о том, что Жоу Гуй Дань Цун, как и У И Жоу Гуй, назван в честь коричника, что подразумевает, что эти сорта чая не имеют родственных связей друг с другом. Возможно, что и Ци Лань Дань Цун (или Ци Лань Сян Дань Цун) получил такое имя просто из-за сходства с ароматом Ци Лани. А главное – существуют старые деревья Жоу Гуй Дань Цуна и Ци Лань Дань Цуна с выраженным стволом, то есть это баньцяому, в отличие от У И Жоу Гуй и У И Ци Лани. Однако упоминается и о том, что на востоке Гуандуна наряду с даньцунами и Шуйсянем культивируются также Ци Лань, Жоу Гуй, Хуан Дань и т.д. Трудно быть абсолютно уверенным, что они не имеют отношения к даньцунам с похожими названиями.

А вот с Ба Сянь я, похоже, разобрался. Нет, У И Ба Сянь и Ба Сянь Дань Цун (он же Ба Сянь Го Хай) друг с другом в родстве точно не состоят, это просто тёзки.

Согласно самой популярной версии (http://cz.southcn.com/content/2015-06/12/content_126249691.htm), чаеводы деревни Лицзыпин в 1898 году взяли черенки от старого дерева и посадили их в разных местах. Восемь из них выжило и принялось, в связи с чем в 1956 году этому чаю было дано название «Восемь Бессмертных», и началось его массовое размножение и производство.

Есть другая легенда: якобы 200 лет назад молния сожгла старое материнское дерево, но сохранилось восемь его потомков, отсюда и название.

В некоторых источниках Ба Сянь Дань Цун включён в число Сун Чжунов, то есть наиболее старых разновидностей, наряду с Дун Фан Хуном, Сун Чжун Чжи Лань Сяном и Сун Чжуном И Хао.

В любом случае, получается, что Ба Сянь Дань Цун к концу 1950-х уже существовал. А эксперименты Чжэн Чжаоциня в южнофуцзяньском Чжаоане начались в 1960-х, и выведенный им чай получил название Ба Сянь Ча в 1980-х. Если бы Чжэн позаимствовал черенки Ба Сянь Дань Цуна у гуандунских фермеров, то чай имело бы смысл назвать так с самого начала, и к тому же в его биографии однозначно говорится, что материал он брал от местных дикоросов. Хотя и около гуандунской границы. Чисто гипотетически, можно пофантазировать о том, что какой-то из этих дикоросов мог вырасти из семени Ба Сянь Дань Цуна, но, как вы понимаете, установить это в 1980-х не было никакой возможности (не факт, что и сейчас генетический анализ настолько точен), и даже будь это так, это всё равно был бы уже иной чай.

P.S. На фото — старое дерево Жоу Гуй Дань Цуна.

20 мая 2017 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.